Личность
<<  Психологические теории личности Тема: Социологическая концепция личности  >>
Тема 3: Проблема личности в социальной психологии
Тема 3: Проблема личности в социальной психологии
План занятия
План занятия
Вопрос 1. Исследование я концепции
Вопрос 1. Исследование я концепции
Другой аспект этой проблемы исследовал профессор Мичиганского
Другой аспект этой проблемы исследовал профессор Мичиганского
Признаком истинно социального существа Кули считает способность
Признаком истинно социального существа Кули считает способность
Согласно концепции «зеркального Я» Кули, человеческое Я включает в
Согласно концепции «зеркального Я» Кули, человеческое Я включает в
Другие интерпретации Я-концепции даны Дж
Другие интерпретации Я-концепции даны Дж
Биологическая наследственность
Биологическая наследственность
Физическое окружение
Физическое окружение
Культура
Культура
Вопрос 2. Социализация
Вопрос 2. Социализация
Групповой опыт
Групповой опыт
Профессор Чикагского университета, социальный психолог Джордж Мид
Профессор Чикагского университета, социальный психолог Джордж Мид
Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы
Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы
Дж
Дж
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж
Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком
Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком
В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и
В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и
Подводя итоги изложения данной темы, следет отметить, что процесс
Подводя итоги изложения данной темы, следет отметить, что процесс
Вопросы для самоконтроля
Вопросы для самоконтроля
Библиография
Библиография

Презентация: «Тема 3: Проблема личности в социальной психологии». Автор: Departamentul de Pihologie ?i Asisten?? Social?. Файл: «Тема 3: Проблема личности в социальной психологии.ppt». Размер zip-архива: 69 КБ.

Тема 3: Проблема личности в социальной психологии

содержание презентации «Тема 3: Проблема личности в социальной психологии.ppt»
СлайдТекст
1 Тема 3: Проблема личности в социальной психологии

Тема 3: Проблема личности в социальной психологии

2 План занятия

План занятия

Социально-психологическая проблематика личности. Социально-психологические качества личности. Я-концепция. Проблемы личности и группы. Социальные ценности и социально-психологические качества личности. Процесс социализации. Проблема этапности процесса социализации. Основные институты социализации. Сравнительный анализ социализации детей и взрослых. Понятие социальной роли. Виды ролевого конфликта: внутриролевой и межролевой. Маргинальная личность. Ролевое поведение, проблема взаимодействия личности и общества. Классификация принципов влияния (Чалдини). Подчинение авторитету (Милграм). Феномен плюралистического невежества (Латане, Дарлей). Предрасположение в пользу собственного «Я». Самопрезентация. Перспективы исследований личности в социальной психологии.

3 Вопрос 1. Исследование я концепции

Вопрос 1. Исследование я концепции

В психологии первым исследованием была теория Уильма Джеймса (1842— 1910). Определяя содержание эмпирического «Я» личности как «общий итог того, что человек может назвать своим», Джеймс различает в нем три элемента: 1) материальное «Я», включающее в себя тело, одежду, семью и собственность; 2) социальное «Я», т. е. признание, которое индивид получает со стороны окружающих; поскольку наше окружение неоднородно, можно сказать, что человек обладает столькими же различными социальными «Я», сколько существует различных групп людей, мнением которых он дорожит; 3) духовное «Я», т. е. совокупность его психических особенностей и склонностей.

4 Другой аспект этой проблемы исследовал профессор Мичиганского

Другой аспект этой проблемы исследовал профессор Мичиганского

университета Чарлз Хортон Кули (1864—1929). Свой подход Кули называл «органическим», но не в смысле биологического органицизма, а потому, что он исходит из признания изначального единства личности и общества. «Органическая точка зрения подчеркивает одновременно единство целого и особую ценность индивида и объясняет одно через другое». Социальное сознание группы и сознание индивида так же бессмысленно рассматривать по отдельности, как противопоставлять музыку всего оркестра по звучанию отдельных инструментов. «Личность» и «общество» не две разные сущности, а разные аспекты изучения живого процесса человеческого взаимодействия, который можно рассматривать либо со стороны личности, ее самосознания, динамики социального Я, либо со стороны общественных институтов и фиксированных типов общения.

5 Признаком истинно социального существа Кули считает способность

Признаком истинно социального существа Кули считает способность

выделять себя из группы, сознавать свое Я, свою личность. Но непременное условие развития самосознания — общение с другими людьми и усвоение их мнений на свой счет. Сознательное действие, по Кули, есть всегда действие социальное. А действовать социально — значит сообразовывать свои действия с теми представлениями о своем Я, которые складываются у других людей. Наше Я формируется через суммирование тех впечатлений, которые, как нам кажется, мы производим на окружающих.

6 Согласно концепции «зеркального Я» Кули, человеческое Я включает в

Согласно концепции «зеркального Я» Кули, человеческое Я включает в

себя, во-первых, представление о том, «каким я кажусь другому человеку», во-вторых, представление о том, «как этот другой оценивает мой образ», в-третьих, вытекающее отсюда специфическое самочувствие вроде гордости или унижения. Каждый акт социального сознания, по Кули, есть одновременно акт самосознания. Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Но социальное сознание индивида не совпадает с сознанием всего общества. Последнее выходит за пределы внутреннего мира человека. Это более широкое сознание (larger mind), которое Кули в противовес индивидуальному сознанию иногда обозначает термином «общественное сознание» (public mind).

7 Другие интерпретации Я-концепции даны Дж

Другие интерпретации Я-концепции даны Дж

Мид, культурной ориентацией, социальным когнитивизмом, гумманистической психологией и др. Для анализа возникновения и развития личностных черт paздeлим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

8 Биологическая наследственность

Биологическая наследственность

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

9 Физическое окружение

Физическое окружение

Некоторые исследователи придавали физи-ескому окружению решающее значение в развитии личности. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

10 Культура

Культура

Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

11 Вопрос 2. Социализация

Вопрос 2. Социализация

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.

12 Групповой опыт

Групповой опыт

В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного "Я". Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие "Я", осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного "Я". Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного "Я" на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

13 Профессор Чикагского университета, социальный психолог Джордж Мид

Профессор Чикагского университета, социальный психолог Джордж Мид

разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развития концепции "обобщенного другого«. В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого".

14 Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы

Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы

"принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. В детских играх их участники принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мама, ты - папа, ты - ребенок). Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

15 Дж

Дж

Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.

16 Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж

Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социа-лизации через "значимого другого".

17 Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком

своего собственного "Я" и степень социализации личности, -это идентичность и самоуважение. Под идентичностью мы будем понимать ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уни-кальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах "обобщенного другого". Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

18 В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и

часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.

19 Подводя итоги изложения данной темы, следет отметить, что процесс

Подводя итоги изложения данной темы, следет отметить, что процесс

социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

20 Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Каковы современные научные концепции формирования человеческой личности? В чем их основной смысл и различие? На какие группы можно разделить факторы, влияющие на формирование личности человека? В чем состоит роль биологических факторов в формировании личности? Почему мы не можем сказать, что личность формируется в основном на биологическом уровне? В чем состоит основной принцип теорий, признающих решающую роль физического окружения в формировании личности? Как культура влияет на развитие личности? Что представляет собой модальная личность? Опишите процесс формирования личности в результате группового опыта. Что представляет собой процесс социализации личности? Что означает понятие "обобщенный другой" в концепции Дж. Мида? Какое значение имеет принятие других ролей в процессе форми-рования личности? В чем сущность концепции "значимого другого" при усвоении личностью социальных норм группы или общества? Что дает личности уникальный индивидуальный опыт? Как он дополняет групповой опыт и каковы его последствия?

21 Библиография

Библиография

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000. Крысько, В. Г. Социальная психология. Изд-во «Владос Пресс», М, 2004. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1999. Руснак С. Социальная психология. Тексты лекций в электронном формате. Социальная психология. Под ред. А. Л. Журавлева, M., 2002. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2000. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, 2002. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 2000.

«Тема 3: Проблема личности в социальной психологии»
http://900igr.net/prezentacija/psikhologija/tema-3-problema-lichnosti-v-sotsialnoj-psikhologii-229954.html
cсылка на страницу

Личность

19 презентаций о личности
Урок

Психология

42 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по психологии > Личность > Тема 3: Проблема личности в социальной психологии