Без темы
<<  Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Сергея Есенина «Мне осталась одна забава ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» Проблемно-тематический семинар «Психолого-педагогическая компетентность воспитателя»  >>
Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в
Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в
«Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его
«Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его
Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко
Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко
Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и
Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и
Проявление музыкальной одаренности, соотношение способностей и
Проявление музыкальной одаренности, соотношение способностей и
Г.Ревеш исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно
Г.Ревеш исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно
Отдельные формы одаренности появляются последовательно в разные
Отдельные формы одаренности появляются последовательно в разные
На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар
На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар
Только затем – творческая одаренность, расцвет которой наступает между
Только затем – творческая одаренность, расцвет которой наступает между
«Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной
«Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной
Первый из них можно назвать культурно-историческим
Первый из них можно назвать культурно-историческим
Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток
Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток
Здесь появляется третий критерий – абсолютный
Здесь появляется третий критерий – абсолютный
Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до
Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до
Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально
Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально
Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в
Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в
Музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами,
Музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами,
«Феномен музыкальной одаренности представляет собой
«Феномен музыкальной одаренности представляет собой
Согласно исследованиям, наиболее общая закономерность музыкального
Согласно исследованиям, наиболее общая закономерность музыкального
Исследователями были выявлены определенные сензитивные периоды в
Исследователями были выявлены определенные сензитивные периоды в
Начало его коренится в ранних стадиях периода формирования речевой
Начало его коренится в ранних стадиях периода формирования речевой
общая длительность периода музыкальной сензитивности – примерно от
общая длительность периода музыкальной сензитивности – примерно от
Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказывается
Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказывается
Сами одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной
Сами одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной
Музыка, будучи не только искусством, но и особой психологической
Музыка, будучи не только искусством, но и особой психологической

Презентация: «Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века». Автор: www.PHILka.RU. Файл: «Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века.ppt». Размер zip-архива: 5582 КБ.

Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века

содержание презентации «Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века.ppt»
СлайдТекст
1 Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в

Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в

конце 19 века. С того времени очень много ученых разных направлений – генетики, физиологи, психологи, биологи и многие другие занимались изучением этого явления. Исследованию этого вопроса посвящено много трудов как отечественных так и зарубежных научных деятелей. На территории постсовесткого пространства изучением проблем одаренности занимались такие ученые как Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, А.М.Матюшкин, Б.М.Теплов.

Музыкальная одаренность

2 «Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его

«Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его

сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития».

3 Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко

Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко

распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному из них, музыкальная одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности (Б.М.Теплов, А.Л.Готсдинер).

4 Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и

Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и

полагается по изначальному смыслу слова, ? дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время нечто неуловимое заставляет нас почти безошибочно определять одаренность от обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гёте, «не делится на разум без остатка». Людей способных и даже очень способных много, а одаренных единицы.

5 Проявление музыкальной одаренности, соотношение способностей и

Проявление музыкальной одаренности, соотношение способностей и

одаренности неповторимо индивидуальны, но они также в значительной степени зависят от возраста, – как по «форме», так и по «содержанию». В каком то смысле можно сказать, что у каждого возраста своя одаренность. Иначе говоря, одаренность в детском возрасте обнаруживает себя, прежде всего, выдающимися музыкальными способностями, в юношеском – обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления. Творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости.

6 Г.Ревеш исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно

Г.Ревеш исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно

связано с личностным, духовным ростом человека и поэтому период между тринадцатью и двадцатью годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, обнаруживающиеся в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь за его пределами.

7 Отдельные формы одаренности появляются последовательно в разные

Отдельные формы одаренности появляются последовательно в разные

периоды развития. Раньше всего, по мнению этого исследователя, раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование (психомоторика), которое более всего опирается на природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация способностей, могут проступить их индивидуальные черты.

8 На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар

На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар

интерпретатора, то есть дар глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки,

9 Только затем – творческая одаренность, расцвет которой наступает между

Только затем – творческая одаренность, расцвет которой наступает между

двадцатью и тридцатью годами. В другой работе Г.Ревеш показывает, что композиторский талант в раннем возрасте проявляется гораздо реже, чем исполнительский.

10 «Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной

«Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной

одаренности далеко не однозначно. Рано обнаружившиеся, яркие музыкальные способности могут, как это не парадоксально, и не раскрыться как музыкальная одаренность, не превратится в неё. В то же время, одаренность, может выявиться и на фоне хороших, прекрасных, но не феноменальных музыкальных способностей. Проявление дарования менее зависимо от сроков начала обучения, нежели развития способностей».

11 Первый из них можно назвать культурно-историческим

Первый из них можно назвать культурно-историческим

Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого.

12 Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток

Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток

может легко и успешно делать нечто, чего не умеют делать сверстники, чаще всего его называют одаренным. Часто этот критерий называют поколенческим. Изменяются условия жизни, развиваются системы образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего.

13 Здесь появляется третий критерий – абсолютный

Здесь появляется третий критерий – абсолютный

Для музыкантов истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка). Отсюда – впечатление какой-то удивительной «зрелости, без созревания», которое обычно больше всего поражает в одаренных людях.

14 Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до

семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание

15 Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально

Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально

одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.

16 Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в

Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в

отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.

17 Музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами,

Музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами,

которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, рефлективностью, мечтательностью, наивностью. Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению.

18 «Феномен музыкальной одаренности представляет собой

«Феномен музыкальной одаренности представляет собой

сложноорганизованное многокомпонентное и разноуровневое целое – системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыканта».

19 Согласно исследованиям, наиболее общая закономерность музыкального

Согласно исследованиям, наиболее общая закономерность музыкального

развития такова: более простые или элементарные музыкальные способности раньше начинают развиваться и раньше стабилизируются. Более сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее.

20 Исследователями были выявлены определенные сензитивные периоды в

Исследователями были выявлены определенные сензитивные периоды в

развитии музыкальности, которые обуславливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта. Известно из исторического и педагогического опыта, что овладеть профессионально музыкальным инструментом можно только до определенного возраста – до двенадцати-тринадцати лет. После указанной границы такое овладение затруднено или вообще невозможно. Этот период и считают периодом музыкальной сензитивности.

21 Начало его коренится в ранних стадиях периода формирования речевой

Начало его коренится в ранних стадиях периода формирования речевой

функции (или, по Ж.Пиаже, на периоде от стадии сенсомоторного к стадии понятийно-символического развития интеллекта); окончание совмещается с окончанием окостенения кисти и формированием системы психомоторной саморегуляции.

22 общая длительность периода музыкальной сензитивности – примерно от

общая длительность периода музыкальной сензитивности – примерно от

двух-двух с половиной до одинадцати-тринадцати лет. Индивидуальная вариативность музыкальной сензитивности связана с наследственностью, определяющей «скорость созревания», условиями музыкальной среды и интенсивностью музыкального обучения. С взаимодействием этих трех факторов и связывают особенности музыкального развития одаренных детей.

23 Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказывается

Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказывается

не только на музыкальном, но и на общем уровне развития ребенка, в том числе и на ребенка обладающего яркими музыкальными способностями

24 Сами одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной

Сами одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной

музыкальной среды или обилие музыкально-слуховых впечатлений в раннем детстве.

25 Музыка, будучи не только искусством, но и особой психологической

Музыка, будучи не только искусством, но и особой психологической

культурой чувствования, мышления и движения, формирует человека, усиливая одни его качества и смягчая, маскируя другие. Здесь возникают особые, часто сугубо личностные проблемы, способ разрешения которых открывает или затрудняет дальнейшее музыкальное и профессиональное развитие. Поэтому именно на педагога ложатся самые ответственные моменты в музыкальном развитии ребенка. Педагог должен привлечь ребенка, а не отпугнуть его.

«Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века»
http://900igr.net/prezentacija/psikhologija/vpervye-ob-odarennosti-kak-o-psikhologicheskom-faktore-zagovorili-esche-v-kontse-19-veka-265372.html
cсылка на страницу

Без темы

220 презентаций
Урок

Психология

42 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по психологии > Без темы > Впервые об одаренности как о психологическом факторе заговорили еще в конце 19 века