Культура и религия
<<  Историческое значение религий и учений о Боге Духовная жизнь  >>
Экономисты о религии: с позиции атеиста и верующего
Экономисты о религии: с позиции атеиста и верующего
GLOBAL INDEX OF RELIGIOSITY AND ATHEISM - 2012
GLOBAL INDEX OF RELIGIOSITY AND ATHEISM - 2012
RELIGIOSITY INDEX AND NATIONAL INCOME
RELIGIOSITY INDEX AND NATIONAL INCOME
GLOBAL ATHEISM INDEX FOR 2012
GLOBAL ATHEISM INDEX FOR 2012
Распределение по России
Распределение по России
Кто такой атеист
Кто такой атеист
С 2005 по 2011 г. в мире количество верующих снизилось на 9%, в то
С 2005 по 2011 г. в мире количество верующих снизилось на 9%, в то
Экономическая теория религии
Экономическая теория религии
Основные работы
Основные работы
Определение религии
Определение религии
Земное и посмертное потребление
Земное и посмертное потребление
Финляндия: телевидение и бог как взаимозаменяемые блага
Финляндия: телевидение и бог как взаимозаменяемые блага
Религиозная производственная функция домохозяйства
Религиозная производственная функция домохозяйства
Церковь как неоклассическая фирма и религиозный рынок
Церковь как неоклассическая фирма и религиозный рынок
II
II
Классификация типов экономического роста
Классификация типов экономического роста
…Индивидуализм создал инструменты роста прометеевского типа
…Индивидуализм создал инструменты роста прометеевского типа
Стыд и вина
Стыд и вина
Стыд и вина
Стыд и вина
Стыд и вина
Стыд и вина
Почему Запад
Почему Запад
I папская революция: индивидуализм
I папская революция: индивидуализм
Эффект фра Лоренцо
Эффект фра Лоренцо
Церковь стала непревзойденным участником гонки за наследством
Церковь стала непревзойденным участником гонки за наследством
Рост богатства церкви
Рост богатства церкви
В итоге об индивидуализме
В итоге об индивидуализме
II папская революция
II папская революция
Великое расхождение цивилизации
Великое расхождение цивилизации
Папские революции и их последствия
Папские революции и их последствия
А что Восток
А что Восток
Исламская цивилизация: многовековой застой
Исламская цивилизация: многовековой застой
Православие и Россия
Православие и Россия
III
III
III
III
III
III
IV
IV
Задели нежные чувства
Задели нежные чувства
Чем религия отличается от кейнсианства
Чем религия отличается от кейнсианства
Православный «талибан»
Православный «талибан»
Осторожно – религия
Осторожно – религия
Ст
Ст

Презентация на тему: «Экономисты о религии: с позиции атеиста и верующего». Автор: Андрей. Файл: «Экономисты о религии: с позиции атеиста и верующего.ppt». Размер zip-архива: 2972 КБ.

Экономисты о религии: с позиции атеиста и верующего

содержание презентации «Экономисты о религии: с позиции атеиста и верующего.ppt»
СлайдТекст
1 Экономисты о религии: с позиции атеиста и верующего

Экономисты о религии: с позиции атеиста и верующего

Заостровцев А.П., профессор кафедры институциональной экономики НИУ-ВШЭ Санкт-Петербург, ведущий научный сотрудник МЦСЭИ «Леонтьевский Центр»

2 GLOBAL INDEX OF RELIGIOSITY AND ATHEISM - 2012

GLOBAL INDEX OF RELIGIOSITY AND ATHEISM - 2012

3 RELIGIOSITY INDEX AND NATIONAL INCOME

RELIGIOSITY INDEX AND NATIONAL INCOME

4 GLOBAL ATHEISM INDEX FOR 2012

GLOBAL ATHEISM INDEX FOR 2012

5 Распределение по России

Распределение по России

6 Кто такой атеист

Кто такой атеист

«… Атеист – это человек, считающий, что за границами естественного, физического мира ничего не существует; за кулисами обозреваемой вселенной нет никакого сверхъестественного разумного творца, душа не переживает тело, и чудеса – помимо еще не объясненных природных явлений, не происходят сами собой» Докинз Р. Бог как иллюзия. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012, с.29.

7 С 2005 по 2011 г. в мире количество верующих снизилось на 9%, в то

С 2005 по 2011 г. в мире количество верующих снизилось на 9%, в то

время как количество атеистов выросло на 3%

8 Экономическая теория религии

Экономическая теория религии

Laurence R. Iannaccone director, institute for the study of religion, economics, and society professor of economics, argyros school of business and economics, сhapman university

9 Основные работы

Основные работы

Laurence Iannaccone & Eli Berman, 2006. "Religious extremism: The good, the bad, and the deadly," Public Choice, Springer, vol. 128(1), pages 109-129, July. Laurence R. Iannaccone, 1998. "Introduction to the Economics of Religion," Journal of Economic Literature, American Economic Association, vol. 36(3), pages 1465-1495, September. Iannaccone, Laurence & Stark, Rodney & Finke, Roger, 1998. "Rationality and the "Religious Mind."," Economic Inquiry, Western Economic Association International, vol. 36(3), pages 373-89, July. Laurence R & Finke, Roger & Stark, Rodney, 1997. "Deregulating Religion: The Economics of Church and State," Economic Inquiry, Western Economic Association International, vol. 35(2), pages 350-64, April. Stark, Rodney & Iannaccone, Laurence R & Finke, Roger, 1996. "Religion, Science, and Rationality," American Economic Review American Economic Association, vol. 86(2), pages 433-37, May.

10 Определение религии

Определение религии

«… Достаточно определить религию как любой как любой разделяемый набор верований, деяний и институтов, базирующихся на вере в сверхъестественные силы» (JEL, 1998, 1446).

11 Земное и посмертное потребление

Земное и посмертное потребление

12 Финляндия: телевидение и бог как взаимозаменяемые блага

Финляндия: телевидение и бог как взаимозаменяемые блага

В Финляндии от церкви только в 2012 году уже отреклись более 20 000 человек. В Финляндии каждый гражданин платит церковный налог, так как его автоматически при рождении крестят. Уже в сознательном возрасте многие граждане выходят из состава церкви, и тогда налог с них не взимается. Налог YLE (национальной телерадиовещательной компании Финляндии) в начале 2013 года заменит нынешнюю абонентскую плату за просмотр телевидения. Все совершеннолетние физические лица будут обязаны платить от 50 до 140 евро с человека. Большинство отрекшихся в качестве одной из причин назвали введение налога YLE. http://www.newsru.com/religy/08oct2012/finland.html

13 Религиозная производственная функция домохозяйства

Религиозная производственная функция домохозяйства

TR - вложения времени; XR - вложения денег (пожертвования); SR - запас религиозного человеческого капитала (религиозные знания, знакомство с церковными ритуалами и обычаями, дружба с товарищами по вере); Q – качество группы, которое, в свою очередь, есть функция от религиозного вклада других членов группы (теория клубов применительно к религиозным объединениям). (Jel, 1998, 1482).

14 Церковь как неоклассическая фирма и религиозный рынок

Церковь как неоклассическая фирма и религиозный рынок

, Где si,j – обозначает долю людей в стране j, принадлежащих к конфессии i

JEL, 1998, 1486-87.

Индекс Герфиндаля для конфессии:

15 II

II

Религия и экономика развития

Дипак Лал

16 Классификация типов экономического роста

Классификация типов экономического роста

Экономический рост

Экстенсивный Темпы роста , как правило, не превышают темпы роста населения

Интенсивный Производство устойчиво растет быстрее населения

Смитовского типа: основан на углублении разделения труда и торговли

Прометеевского типа: основан на замене зависимых от земли органических продуктов минеральным сырьем

17 …Индивидуализм создал инструменты роста прометеевского типа

…Индивидуализм создал инструменты роста прометеевского типа

». (2007: 205).

Индивидуализм: космология Запада

18 Стыд и вина

Стыд и вина

Дуализм привития культурных характеристик в ходе социализации

Вина

Стыд

Дуализм космологических представлений

Индивидуализм

Коммунализм

Запад Европейская цивилизация

Восток Прочие цивилизации

19 Стыд и вина

Стыд и вина

«В отсутствие Пятницы Робинзон Крузо мог не ощущать стыда, но если он веровал в иудео-христианского Бога, он мог ощущать вину!»

20 Стыд и вина

Стыд и вина

Стыд же невозможен вне коллектива и результатом социализации посредством него становятся космологические представления, которые описываются как «комммуналистские»

21 Почему Запад

Почему Запад

22 I папская революция: индивидуализм

I папская революция: индивидуализм

Григорий I (Великий) 590.IX.3 – 604

Запрещались: -традиционная для той поры практика браков с различными близкими родственниками; - усыновление; - полигиния; - развод и повторный брак. ? Ослаблялась власть главы семьи.

23 Эффект фра Лоренцо

Эффект фра Лоренцо

Поощрение свободы партнера в браке выбора, брака по любви. «Поддерживая независимость молодежи в выборе брачных партнеров, в устроении их собственных домохозяйств и вступлении скорее в договорные, чем в эмоциональные отношения при заботе о стариках, эта система способствовала появлению индивидуализма» (2007: 110).

24 Церковь стала непревзойденным участником гонки за наследством

Церковь стала непревзойденным участником гонки за наследством

25 Рост богатства церкви

Рост богатства церкви

Примерно 40% семей оставались без прямых наследников по мужской линии, а имущество, которое нельзя было передать по наследству, как правило, завещали церкви (благодаря все тому же чувству вины, изначальной греховности земного существа). Ее собственность росла феноменально (2009: 230).

26 В итоге об индивидуализме

В итоге об индивидуализме

«Индивидуализм возник как непреднамеренное последствие жажды наживы со стороны Римской Католической Церкви» (Лал: 204). В результате он имеет чисто материальное происхождение. В то же время «он был чистой исторической случайностью» (Там же). « Индивидуализм, которому она (католическая церковь – А.З.) непреднамеренно способствовала, является уникальным космологическим представлением Запада. Остальной мир был и остается коммуналистским» (Там же).

27 II папская революция

II папская революция

Вопрос, который встал перед церковью: как сохранить огромное богатство? Григорий VII в 1075 г. издал буллу, в которой, следуя идущей еще от «Града божия» св. Августина концепции, вознес церковную власть над светской. Церковь была поставлена выше государства. Поддерживала она свою власть через угрозу отлучения. «Для компенсации своей слабости в этом мире она использовала власть над загробным миром» (2007: 107). В результате имущество церкви стало неприкасаемым, а глубокая вовлеченность ее в мирские дела потребовала создания всех правовых и институциональных атрибутов, которые до сих пор служат рыночной экономике.

28 Великое расхождение цивилизации

Великое расхождение цивилизации

С XI в. начинается история «великого расхождения» западной и восточной цивилизаций: первая, в конечном итоге, породила промышленную революцию и интенсивный экономический рост прометеевского типа, вторая же оказалась на века в состоянии застоя, которое Лал определяет как «ловушку равновесия на достигнутом уровне» (Там же: 29-30).

29 Папские революции и их последствия

Папские революции и их последствия

30 А что Восток

А что Восток

31 Исламская цивилизация: многовековой застой

Исламская цивилизация: многовековой застой

«После неудачной осады Вены в 1683 г. дальнейшая история ислама стала историей поражения и унижения, претерпеваемых от рук Запада» (2007: 73) Противостояние с Западом породило три типа реакции. Во-первых, фаталистическую (перемена воли Аллаха). Во-вторых, похожую на ту, что имела место у Японии и Китая: создать техническую базу, позволяющую противостоять Западу в военной области. В-третьих, очистить ислам от искажений (вернуться к исконному, «чистому» исламу) и, тем самым, вернуть расположение Аллаха («реакция улитки», по Лалу). «…В конечном итоге, именно сам ислам является корнем проблем, не дающих мусульманскому миру приспособиться к современности » (2010: 154).

32 Православие и Россия

Православие и Россия

«Если папская революция латинской церкви стремилась отдать и Богово, и кесарево Богу, то ее греческая сестра согласилась с тем, чтобы предоставить и кесарево, и Богово кесарю» (2007: 117-118). Собственному возвышению Запад обязан не христианству, как таковому, а, в первую очередь, двум папским революциям, породившим, соответственно, индивидуализм и институты рыночной экономики. Лал отмечает, что разрыв с латинской церковью означал недоступность результатов папских революций для России и, как следствие, ее «подозрительность» к Западу

33 III

III

Социализм советского типа как православное мессианство

«Рyccкий кoммyнизм бoлee тpaдициoнeн, чeм oбыкнoвeннo дyмaют, и ecть тpaнcфopмaция и дeфopмaция cтapoй pyccкoй мeccиaнcкoй идeи». Н. Бердяев. «Истоки и смысл русского коммунизма»

1874

1948

34 III

III

Социализм советского типа как православное мессианство

«…В конечном счете большевизм выступал как превращенная форма русского православного мессианства, стремившегося экспортировать под прикрытием коммунизма и интернационализма русскую идею» Пастухов в.Б. Реставрация вместо реформации. Двадцать лет, которые потрясли Россию. М.: ОГИ, 2012, с.61

35 III

III

Социализм советского типа как православное мессианство

Православие

Советский социализм

Целевая функция (конечный идеал)

Устранение ограниченности ресурсов (посмертное)

Устранение ограниченности ресурсов (земное в будущем)

Издержки

Жертва земными благами ради небесных

Жертва текущими земными благами ради далеких будущих земных благ

Наделение сверхъестественными качествами основателей

Христос, дева Мария, культ святых

Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин

Смертный грех

Безбожие, богохульство

Антикоммунизм и антикоммунистическая пропаганда

Враги

Атеисты, ревизионисты (сектанты)

Антикоммунисты, ревизионисты (уклонисты)

Идея превосходства (особой миссии)

«Москва – третий Рим» (истинное христианство)

СССР - светлое будущее всего человечества

Мессианство как экспансия

Мечты о Царьграде

Экспорт социализма

36 IV

IV

Религия как негативная экстерналия

Религия как учение ? церковь как фирма по распространению ? стремление к монополии, вытеснению конкурентов ? опора на административный ресурс (государственная «крыша») ? обмен услугами (блага от государства в обмен на ее «идеологическое обслуживание»). Монополизация религиозного рынка под государственной «крышей» оборачивается целым комплексом негативных экстерналий как побочным продуктом стремления к доминированию: - захват общественных ресурсов (льготные экономические режимы, государственные земли, здания, школы, музейные экспонаты и СМИ); - диктат в сфере поведенческих норм с опорой на государственное принуждение (запрет абортов и/или административные ограничения на прерывание беременности); - ограничения на свободу слова и свободу самовыражения («оскорбление чувств»).

37 Задели нежные чувства

Задели нежные чувства

38 Чем религия отличается от кейнсианства

Чем религия отличается от кейнсианства

«Сущность религии … заключается в наборе идей, называемых священными, заветными и тому подобное. При этом имеют в виду следующее: «Вот идея или мнение, и про них нельзя говорить ничего плохого – нельзя, и точка». – «Почему нельзя?» – «Потому что!» Цит. по: Докинз Р. Бог как иллюзия. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012, с.38. А кейнсианство критиковать можно? А фрейдизм? А атеизм? Религия с помощью государства наделяется привилегией – свободой от критики.

39 Православный «талибан»

Православный «талибан»

Иерей Алексей Галкин обратился к депутату петербургского ЗакСа Виталию Милонову с просьбой выступить с законодательной инициативой о внесении в Уголовный кодекс РФ статьи о богохульстве. "Последние громкие нападки на Русскую православную церковь задачей которых является дискредитировать и дестабилизировать Православную церковь, несут в себе одну задачу - выбить у нашего народа и государства духовную опору и уничтожить традиционные духовные ценности", - пишет он. И выражает надежду, что изменения УК РФ пойдут духовному здоровью общества только на пользу.

40 Осторожно – религия

Осторожно – религия

41 Ст

Ст

14 Конституции РФ: «Российская Федерация – светское государство»

Ст. 28. «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»

«Экономисты о религии: с позиции атеиста и верующего»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/ekonomisty-o-religii-s-pozitsii-ateista-i-verujuschego-72312.html
cсылка на страницу

Культура и религия

9 презентаций о культуре и религии
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по религии и этике > Культура и религия > Экономисты о религии: с позиции атеиста и верующего