Святые
<<  Бездна Божьей любви и святости Что и как мы узнали на приходе святителя Николая в Заяицком  >>
Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца
Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца
История иконографии святителя Николая Чудотворца
История иконографии святителя Николая Чудотворца
История иконографии святителя Николая Чудотворца
История иконографии святителя Николая Чудотворца
В 1953 году, при вскрытии гробницы святителя научные исследования
В 1953 году, при вскрытии гробницы святителя научные исследования
Наиболее древнейшие из сохранившихся изображений святителя Николая
Наиболее древнейшие из сохранившихся изображений святителя Николая
Самое раннее изображение святителя на Руси – в росписях Святой Софии в
Самое раннее изображение святителя на Руси – в росписях Святой Софии в
Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появились в XII веке
Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появились в XII веке
Первое чудо святителя Николая на Руси связано с образом Николы Мокрого
Первое чудо святителя Николая на Руси связано с образом Николы Мокрого
Древнейшая из сохранившихся до наших дней — чудотворная икона Николы
Древнейшая из сохранившихся до наших дней — чудотворная икона Николы
Название иконы связано с Ярославовым дворищем — княжеским двором, где
Название иконы связано с Ярославовым дворищем — княжеским двором, где
Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского
Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского
Наиболее ранние изображения святителя на Руси появляются в
Наиболее ранние изображения святителя на Руси появляются в
Появление каждой новой иконы связано с конкретными случаями
Появление каждой новой иконы связано с конкретными случаями
Списки и копии с них распространялись по всей русской земле в большом
Списки и копии с них распространялись по всей русской земле в большом
Нимб – символ святости
Нимб – символ святости
Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы,
Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы,
Лик святителя Николая Чудотворца
Лик святителя Николая Чудотворца
При этом святой Николай византийского круга более суров, славянский
При этом святой Николай византийского круга более суров, славянский
Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в
Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в
Лик святителя с высоким челом, обрамленным негустыми седыми волосами,
Лик святителя с высоким челом, обрамленным негустыми седыми волосами,
Выражение глубокой сосредоточенности, подчеркнутое направление взгляда
Выражение глубокой сосредоточенности, подчеркнутое направление взгляда
Это человек огромного духовного опыта, надежный, верный пастырь,
Это человек огромного духовного опыта, надежный, верный пастырь,
Со временем мягкий, с лучезарной улыбкой, идущей откуда-то из глубины,
Со временем мягкий, с лучезарной улыбкой, идущей откуда-то из глубины,
Увлечение современных мастеров натурализмом превратили лик святителя в
Увлечение современных мастеров натурализмом превратили лик святителя в
На нас смотрит лицо совсем простое, обычное, взятое как будто из давно
На нас смотрит лицо совсем простое, обычное, взятое как будто из давно
Никола Липенский Петров Александр (Алекса) Новгород, 1294 г
Никола Липенский Петров Александр (Алекса) Новгород, 1294 г
Священные одежды святителя Николая Чудотворца
Священные одежды святителя Николая Чудотворца
Древняя фелонь имела форму одежды с прорезью для головы, без рукавов,
Древняя фелонь имела форму одежды с прорезью для головы, без рукавов,
Другой вариант иконографии святителя Николая – в крестчатой фелони
Другой вариант иконографии святителя Николая – в крестчатой фелони
В древности фелонь была богослужебным одеянием священников и всех
В древности фелонь была богослужебным одеянием священников и всех
Сверху фелони, на плечах, спускаясь по левой стороне груди, лежит
Сверху фелони, на плечах, спускаясь по левой стороне груди, лежит
Омофор епископы носят как символ заблудившейся и найденной пастырем
Омофор епископы носят как символ заблудившейся и найденной пастырем
Вместе со стремлением к натурализму идет забвение и исторической
Вместе со стремлением к натурализму идет забвение и исторической
Но и в фелони не узнаем древней верхней ризы, а видим нынешнюю
Но и в фелони не узнаем древней верхней ризы, а видим нынешнюю
Обыкновенно он изображается при этом в нынешней архиерейской митре
Обыкновенно он изображается при этом в нынешней архиерейской митре
По свидетельству Феодора Вальсамона, патриарха Антиохийского (ХII век)
По свидетельству Феодора Вальсамона, патриарха Антиохийского (ХII век)
Сверх фелони на нем – современного образца широкий омофор и на груди
Сверх фелони на нем – современного образца широкий омофор и на груди
Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе
Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе
Изображения Иисуса Христа и Богоматери на иконах святителя Николая
Изображения Иисуса Христа и Богоматери на иконах святителя Николая
Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Этот
Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Этот
В 325 году святитель присутствовал в числе 318 отцов Церкви на Первом
В 325 году святитель присутствовал в числе 318 отцов Церкви на Первом
Наиболее распространены поясные изображения Христа и Богоматери,
Наиболее распространены поясные изображения Христа и Богоматери,
Постепенно на смену поясным изображениям приходят другие, более
Постепенно на смену поясным изображениям приходят другие, более
Например Спаситель и Богородица помещены в облачных сегментах: прием,
Например Спаситель и Богородица помещены в облачных сегментах: прием,
Поясные изображения святителя Николая Чудотворца
Поясные изображения святителя Николая Чудотворца
Одним из наиболее значительных и древних произведений является образ
Одним из наиболее значительных и древних произведений является образ
Десница (правая рука) святителя поднята в жесте благословения,
Десница (правая рука) святителя поднята в жесте благословения,
Различают способы сложения пальцев благословляющей десницы
Различают способы сложения пальцев благословляющей десницы
Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные
Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные
Именнословное перстосложение особенно широкое распространение получает
Именнословное перстосложение особенно широкое распространение получает
В левой руке, прикрытой омофором, перед грудью, святитель Николай
В левой руке, прикрытой омофором, перед грудью, святитель Николай
К менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым
К менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым
Еще более редким является изображение руки, которой святитель
Еще более редким является изображение руки, которой святитель
Ростовые изображения святителя Николая Чудотворца
Ростовые изображения святителя Николая Чудотворца
В русской иконописи получает распространение особое изображение
В русской иконописи получает распространение особое изображение
К ХIII веку относится изображение Святого Николая, получившего
К ХIII веку относится изображение Святого Николая, получившего
Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не
Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не
На иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго
На иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго
Правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке
Правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке
На Руси такие образы считались наделенными особой охранительной силой
На Руси такие образы считались наделенными особой охранительной силой
Вариантом иконографического типа Зарайского в XIII веке становится
Вариантом иконографического типа Зарайского в XIII веке становится
Иконы Николая Чудотворца с мечом в правой руке и городом в левой
Иконы Николая Чудотворца с мечом в правой руке и городом в левой
Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с
Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с
Святой стоит на подножии, за которым условно изображена городская
Святой стоит на подножии, за которым условно изображена городская
Оплечные изображения святителя Николая Чудотворца
Оплечные изображения святителя Николая Чудотворца
Святитель Николай изображен на них так, что виден только белый омофор
Святитель Николай изображен на них так, что виден только белый омофор
Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным
Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным
Редкий иконографический оплечный тип представляет образ Николы
Редкий иконографический оплечный тип представляет образ Николы
Происхождение этого образа неясно
Происхождение этого образа неясно
Святитель Николай представлен с крупными глазами, скошенными влево
Святитель Николай представлен с крупными глазами, скошенными влево
Часто на иконе изображаются пальцы благословляющей руки святого, в
Часто на иконе изображаются пальцы благословляющей руки святого, в
Житийные изображения святителя Николая Чудотворца
Житийные изображения святителя Николая Чудотворца
Выделяются три основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте,
Выделяются три основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте,
Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о
Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о
Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника иногда превышало
Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника иногда превышало
Деисусные изображения святителя Николая Чудотворца
Деисусные изображения святителя Николая Чудотворца
Святитель поддерживает левой покровенной рукой Евангелие -
Святитель поддерживает левой покровенной рукой Евангелие -
Прочие изображения святителя Николая Чудотворца
Прочие изображения святителя Николая Чудотворца
Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари
Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари
Никола и Иоанн Предтеча Ангел пустыни с Сошествием во ад
Никола и Иоанн Предтеча Ангел пустыни с Сошествием во ад
Никола Чудотворец, Иоанн Милостивый и Василий Великий XV век Новгород
Никола Чудотворец, Иоанн Милостивый и Василий Великий XV век Новгород
Использованная литература:
Использованная литература:
В презентации использованы музыкальные файлы: Тропарь святителю
В презентации использованы музыкальные файлы: Тропарь святителю

Презентация на тему: «Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского». Автор: . Файл: «Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского.ppt». Размер zip-архива: 7224 КБ.

Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского

содержание презентации «Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского.ppt»
СлайдТекст
1 Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца

Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца

Мирликийского

2 История иконографии святителя Николая Чудотворца

История иконографии святителя Николая Чудотворца

Нимб – символ святости

Общие особенности иконографии святителя Николая Чудотворца

Лик святителя

Священные одежды

Изображения Христа и Богоматери

Типы икон святителя Николая Чудотворца

Поясные изображения

Ростовые изображения

Оплечные изображения

Житийные образы

Деисусные изображения

Другие изображения

3 История иконографии святителя Николая Чудотворца

История иконографии святителя Николая Чудотворца

Иконные изображения святителя Николая, как и его жития, появились вскоре после кончины этого святого, жившего в первой половине IV века. Не исключено, что ранние иконы святого сохраняли его портретные черты.

Фрагмент иконы из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как считается, была написана на основе прижизненного изображения святого. Дар св.вкм.Стефана Уроша Дечанского, царя Сербского в 1327 г.

4 В 1953 году, при вскрытии гробницы святителя научные исследования

В 1953 году, при вскрытии гробницы святителя научные исследования

показали, что иконография Святого полностью соответствует его восстановленному по черепу портретному изображению.

Российские художники, опираясь на иконографический образ Николая Чудотворца и используя современные компьютерные технологии, попытались воссоздать внешний вид великого святого

Реконструкция внешности cвт. Николая

5 Наиболее древнейшие из сохранившихся изображений святителя Николая

Наиболее древнейшие из сохранившихся изображений святителя Николая

относятся к VII-VIII векам: синайский диптих, печать митрополита Комитского, сирийская ставротека (Нью-Йорк), фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме. В Византии иконография святителя складывается в Х-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии)

Реконструкция внешности cвт. Николая

6 Самое раннее изображение святителя на Руси – в росписях Святой Софии в

Самое раннее изображение святителя на Руси – в росписях Святой Софии в

Киеве (середина XI в.).

Мозаика Святителя Николая в Киевском Софийском соборе

7 Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появились в XII веке

Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появились в XII веке

Многие из них были привезены из Византии.

Никола Мокрый

8 Первое чудо святителя Николая на Руси связано с образом Николы Мокрого

Первое чудо святителя Николая на Руси связано с образом Николы Мокрого

Эта византийская икона находилась в Киеве в Никольском приделе Софийского собора. В 1943 году, во время немецкой оккупации, она исчезла. Образ Николы Мокрого через Польшу попал в Америку и находится ныне в Троицком храме в Бруклине. Выяснилось также, что это не византийская икона, а образ XIV века, написанный с древнего византийского подлинника и принявший на себя его чудотворные свойства.

9 Древнейшая из сохранившихся до наших дней — чудотворная икона Николы

Древнейшая из сохранившихся до наших дней — чудотворная икона Николы

Дворищского.

Отличительный признак этой иконы — ее круглая форма.

В XVI веке икону поновили. От древнейшего изображения сохранились одежды, а лик относится к более позднему времени.

10 Название иконы связано с Ярославовым дворищем — княжеским двором, где

Название иконы связано с Ярославовым дворищем — княжеским двором, где

в 1113 году был построен Никольский собор, в котором находился чудотворный образ. История обретения иконы и строительства Николо-Дворищского собора отражена в новгородских летописях и в сказании об иконе. Храм построил князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, после одержанной им победы над Чудью и исцеления от иконы Николая Чудотворца. Князю Мстиславу, тяжко заболевшему расслаблением, то есть параличом, было во сне явление св. Николая, обещавшего ему исцеление и повелевшего послать в Киев за его иконой, которая должна быть найдена на хорах Софийского собора. Святитель точно описал икону круглой формы и указал ее размер. Посланцы князя, едва выехав из города, попали в бурю на Ильмень-озере и, пристав к острову Липно, три дня ждали погоды. На четвертый день они увидели плавающую в воде икону, точно соответствующую описанию, и вернулись с нею в Новгород. Впоследствии на острове был основан Липенский Никольский монастырь.

11 Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского

Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского

и древнерусского искусства не сохранилось. Тем не менее круглые иконы, тип которых восходит к глубокой древности, еще могли существовать в конце XI – начале XII вв., хотя были в то время уже большой редкостью. Известно, что imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру. В медальонах, включенных в основную композицию, помещались Спаситель, благословляющая Десница Божия, ангелы, те или иные святые, т.е. те, кто незримо участвовал в изображаемых событиях. Есть основания полагать, что иконы круглой формы еще находились в обращении в IX в., или, во всяком случае, о них сохранялась живая и яркая память, и их абрис сохранял в глазах иконопочитателей свой высокий символический смысл. Иначе трудно было бы объяснить наличие множества миниатюр в византийских послеиконоборческих Псалтирях IX в. – Хлудовской и из монастыря Пантократор, где изображались иконы, как правило, круглой формы, которые служат объектом поругания со стороны иконоборцев и защиты со стороны иконопочитателей.

12 Наиболее ранние изображения святителя на Руси появляются в

Наиболее ранние изображения святителя на Руси появляются в

новгородских землях, затем в Москве, необычайно широко он почитался на Русском Севере.

XIII век, Новгород

13 Появление каждой новой иконы связано с конкретными случаями

Появление каждой новой иконы связано с конкретными случаями

благодатной помощи Великого Чудотворца. По местам прославления икон или чудесам от них образы Николы получали различные названия - «Никола Мокрый», «Никола Липенский», «Никола Зарайский», «Никола Можайский», «Никола Бабаевский» и др.

Никола Можайский Икона ХVII века

14 Списки и копии с них распространялись по всей русской земле в большом

Списки и копии с них распространялись по всей русской земле в большом

количестве, и таким образом, сформировались устойчивые изводы иконографии Николая Чудотворца.

Николай Чудотворец Икона ХIV века

15 Нимб – символ святости

Нимб – символ святости

Вокруг головы Николы Чудотворца изображается круглый нимб, символ святости. По православным иконографическим канонам на поле нимба святых не должно быть ни надписей, ни украшений.

Николай Чудотворец (поясной) с избранными святыми. Конец XII — начало XIII вв.

16 Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы,

Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы,

поле которых украшено стилизованным растительным орнаментом.

Никола Липенский Петров Александр (Алекса) Новгород, 1294 г. Икона написана для монастырской церкви Николы на Липне под Новгородом, где являлась храмовым образом.

17 Лик святителя Николая Чудотворца

Лик святителя Николая Чудотворца

В житие святителя Николая говорится, что по древнему преданию, архиепископ имел ангельский лик, исполненный святости и благодати. От него исходило некое пресветлое сияние, как от лица пророка Божьего Моисея. Этими преданиями, в основном, и руководствовались иконописцы.

Икона середины XIII века (деталь) Из Свято-Духова монастыря в Новгороде

18 При этом святой Николай византийского круга более суров, славянский

При этом святой Николай византийского круга более суров, славянский

Николай одновременно строг и милостив.

Никола Чудотворец, в житии. Икона XIII века (деталь), Синай

Никола Чудотворец. Икона XIV века (деталь), Новгород

19 Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в

Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в

иконописных подлинниках (руководствах по иконописи) при описании разных святых указано: «власы и брада, аки Николина», «сед, аки Никола», или просто «аки Никола».

Никола Чудотворец Мозаика XIIIвека (деталь) Греция

20 Лик святителя с высоким челом, обрамленным негустыми седыми волосами,

Лик святителя с высоким челом, обрамленным негустыми седыми волосами,

небольшой округлой слегка вьющейся бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами отличается благородной красотой.

Никола Чудотворец Икона конца XIV - начала XV веков (деталь) Новгород

21 Выражение глубокой сосредоточенности, подчеркнутое направление взгляда

Выражение глубокой сосредоточенности, подчеркнутое направление взгляда

скорбным изломом бровей, плотно сомкнутыми устами, вызывает чувство благоговения перед значительностью духовного созерцания, открывающегося внутреннему взору святителя.

Никола Чудотворец Икона XIV века (деталь) Ярославль

22 Это человек огромного духовного опыта, надежный, верный пастырь,

Это человек огромного духовного опыта, надежный, верный пастырь,

который «путь показал человекам правый и спасительный».

Никола Чудотворец Двухсторонняя икона (деталь) Тверь. Первая четверть XV в.

23 Со временем мягкий, с лучезарной улыбкой, идущей откуда-то из глубины,

Со временем мягкий, с лучезарной улыбкой, идущей откуда-то из глубины,

святой был постепенно вытеснен холодноватым и официальным святым архиереем Николаем.

Федор Зубов, 1677 г.

1790 г.

1800 – 1850 гг.

Москва. Середина XVI в.

24 Увлечение современных мастеров натурализмом превратили лик святителя в

Увлечение современных мастеров натурализмом превратили лик святителя в

лик, совершенно чуждый древней иконографии, – какого-то русского старца.

25 На нас смотрит лицо совсем простое, обычное, взятое как будто из давно

На нас смотрит лицо совсем простое, обычное, взятое как будто из давно

знакомой, всегда окружающей нас среды. Возвышенности, приподнятости его над обыкновенной человеческой природой не замечается никакой.

26 Никола Липенский Петров Александр (Алекса) Новгород, 1294 г

Никола Липенский Петров Александр (Алекса) Новгород, 1294 г

27 Священные одежды святителя Николая Чудотворца

Священные одежды святителя Николая Чудотворца

Священные одежды святителя – темная древняя фелонь без вырезов, узкий омофор, хитон и поручи.

Хитон

Омофор

Фелонь

Поручи

Икона Х века из монастыря св. Екатерины (Синай)

28 Древняя фелонь имела форму одежды с прорезью для головы, без рукавов,

Древняя фелонь имела форму одежды с прорезью для головы, без рукавов,

длинной до пят, плотно и высоко прилегающая к шее.

Поручи

Фелонь

Омофор

Хитон

29 Другой вариант иконографии святителя Николая – в крестчатой фелони

Другой вариант иконографии святителя Николая – в крестчатой фелони

(полиставрии), богослужебном одеянии митрополитов и патриархов, хотя святитель не был ни тем, ни другим. Такие одежды более распространены в ростовых изображениях, но встречаются и в поясных образах.

Икона XIV века Ярославль

Икона XIV века

30 В древности фелонь была богослужебным одеянием священников и всех

В древности фелонь была богослужебным одеянием священников и всех

епископов, вплоть до патриархов. До ХI-ХII веков святители не имели никаких других богослужебных одеяний. Отличием патриарших и митрополичьих фелоней были изображаемые на них кресты, чего не имели на подобных одеяниях даже архиепископы и епископы. Фелонь патриархов и митрополитов сплошь покрывали изображениями крестов, а потому называли полиставрий (греч. - многокрестие). Некоторым архиепископам и епископам в виде особого патриаршего благословения дозволялось носить фелони с четырьмя крестами. После того как в XII веке Константинопольские патриархи стали носить саккос как верхнее богослужебное одеяние, полиставрий стал входить в обиход архиереев, и в XV веке он был одеянием всех епископов. Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья. Фелонь была также богослужебным облачением архиереев - на востоке до XVI в. и в России до начала XVIII в.

31 Сверху фелони, на плечах, спускаясь по левой стороне груди, лежит

Сверху фелони, на плечах, спускаясь по левой стороне груди, лежит

омофор (греч. — наплечник). Это длинная, широкая полоса из ткани, украшенная крестами; у епископа она лежит на плечах, одним концом опускаясь на грудь, другим — на спину.

Икона конца XIV - начала XV веков Новгород

32 Омофор епископы носят как символ заблудившейся и найденной пастырем

Омофор епископы носят как символ заблудившейся и найденной пастырем

овцы, которую взял на Свои плечи Спаситель.

Икона XV века Тверь

33 Вместе со стремлением к натурализму идет забвение и исторической

Вместе со стремлением к натурализму идет забвение и исторической

обстановки изображения, всех подробностей облачения и священных принадлежностей святителя. Единственным признаком глубокой древности первоисточника изображения на нынешних иконах является фелонь вместо саккоса на святителе.

34 Но и в фелони не узнаем древней верхней ризы, а видим нынешнюю

Но и в фелони не узнаем древней верхней ризы, а видим нынешнюю

священническую. Святитель и в ней напоминает епископа в полном современном облачении.

35 Обыкновенно он изображается при этом в нынешней архиерейской митре

Обыкновенно он изображается при этом в нынешней архиерейской митре

По распространенной легенде, иконография Николы в митре особенно распространилась во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание, что на иконе его небесный покровитель изображен без головного убора и сделал замечание духовенству.

Икона конца XVIII - начала XIX века Мастер Иван Горбунов

36 По свидетельству Феодора Вальсамона, патриарха Антиохийского (ХII век)

По свидетельству Феодора Вальсамона, патриарха Антиохийского (ХII век)

и блаженного Симеона, архиепископа Солунского (XV век), митры в виде короны - богатого царского головного убора - впервые стали носить в IV веке в неразделенной Церкви Римские папы. Затем на III Вселенском Соборе (431) святой Кирилл Александрийский, представляя Римского папу Целестина, надел в удостоверение этого митру-корону. И вплоть до ХII века такие митры носили на Востоке лишь Александрийские патриархи, потом стали носить Константинопольские. Другие предстоятели Церквей, митрополиты и епископы носили митры-повязки (венцы) простого древнего образца, клобуки или шапки.

37 Сверх фелони на нем – современного образца широкий омофор и на груди

Сверх фелони на нем – современного образца широкий омофор и на груди

панагия, под фелонью – обычная палица и подризник.

38 Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе

Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе

святителя Христова — грека, уроженца города Патар, пошел еще дальше и постарался обрусить его даже в одеянии. По его представлениям, Никола Зимний должен быть в «шапке» (митре), а Летний — с «открытой головою».

39 Изображения Иисуса Христа и Богоматери на иконах святителя Николая

Изображения Иисуса Христа и Богоматери на иконах святителя Николая

Чудотворца

По обе стороны нимба святителя даны небольшие фигуры Христа и Богородицы, протягивающих ему Евангелие и омофор — знаки епископского сана.

Никола Чудотворец в житии (деталь) XIII век, Египет (Синай)

40 Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Этот

Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Этот

сюжет объясняется преданием из жития святого о чуде на Никейском соборе 325 г.

Никола Чудотворец, в житии, с Космой и Дамианом (средник иконы) XIV век

41 В 325 году святитель присутствовал в числе 318 отцов Церкви на Первом

В 325 году святитель присутствовал в числе 318 отцов Церкви на Первом

Вселенском соборе в Никее. На этом соборе разбирался вопрос об учении Ария, утверждавшего, что Иисус Христос имел только Божественное естество, а человеческого не имел. Это учение было определено как еретическое, ложное. Святой Николай так отстаивал чистоту христианского учения, что не сдержался и сделал еретику Арию “заушение”, т. е. ударил его по щеке. Отцы собора сочли этот поступок дерзким и недостойным архиепископа; посоветовавшись, они лишили Николая архиерейского достоинства, отобрав у него Евангелие и омофор. Но Христос и Богородица, взирая свыше на подвиг Николая, не осудили, а благословили его за ревность в вере. Многим отцам собора было чудесное видение: с одной стороны святого появился Христос, а с другой — Богоматерь, которые протягивали угоднику Божию отнятые у него принадлежности. Возвратив ему Евангелие и омофор, они восстановили и как бы навсегда укрепили его в епископском звании.

42 Наиболее распространены поясные изображения Христа и Богоматери,

Наиболее распространены поясные изображения Христа и Богоматери,

помещенные прямо на фоне или заключенные в медальоны.

Икона начала XIV века

43 Постепенно на смену поясным изображениям приходят другие, более

Постепенно на смену поясным изображениям приходят другие, более

свободные и разнообразные способы их размещения.

Икона XVI века (деталь), Вологда

44 Например Спаситель и Богородица помещены в облачных сегментах: прием,

Например Спаситель и Богородица помещены в облачных сегментах: прием,

известный по ряду памятников XVII в.

Икона XVI века (деталь), Вологда

45 Поясные изображения святителя Николая Чудотворца

Поясные изображения святителя Николая Чудотворца

Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого Николая являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI—ХIII вв.

St. Nicholas. Author Theodoros Cyprus Cathedral of St Sophia

46 Одним из наиболее значительных и древних произведений является образ

Одним из наиболее значительных и древних произведений является образ

св. Николая с Деисусом и избранными святыми на полях.

Икона из монастыря св. Екатерины (Синай) 10 века

47 Десница (правая рука) святителя поднята в жесте благословения,

Десница (правая рука) святителя поднята в жесте благословения,

обращенного к этому миру.

Икона середины XIII века Из Свято-Духова монастыря в Новгороде

48 Различают способы сложения пальцев благословляющей десницы

Различают способы сложения пальцев благословляющей десницы

Когда большой палец соединен с безымянным и мизинцем, а указательный и средний сомкнуты и подняты вверх, такой способ называют древним перстосложением.

Деталь иконы Никола Липенский Петров Александр (Алекса) Новгород, 1294 г.

49 Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные

Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные

несомкнутыми подняты вверх, причем указательный и средний слегка перекрещиваются, это — именословное перстосложение. Круг (кольцо) обозначает вечность, а вытянутые три пальца — символическое изображение имени Иисуса Христа в греческом начертании.

Деталь иконы Николая Чудотворца 17 века.

50 Именнословное перстосложение особенно широкое распространение получает

Именнословное перстосложение особенно широкое распространение получает

в связи с реформами патриарха Никона, активного проводника «правильного» сложения трех перстов, взамен «неправильного» двуперстия.

Федор Зубов, 1677 г.

51 В левой руке, прикрытой омофором, перед грудью, святитель Николай

В левой руке, прикрытой омофором, перед грудью, святитель Николай

держит Евангелие — знак принесенного людям учения Христа. Традиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием к руках.

Никола Чудотворец со святыми Илией Пророком и Георгием Победоносцем Икона XV века

52 К менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым

К менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым

Евангелием, хотя такие образы в русской иконописи известны с XIII века. На страницах книги помещается начало текста службы святителю Николаю.

Икона начала XIV века Псков

53 Еще более редким является изображение руки, которой святитель

Еще более редким является изображение руки, которой святитель

поддерживает книгу, не прикрытой омофором либо платом.

54 Ростовые изображения святителя Николая Чудотворца

Ростовые изображения святителя Николая Чудотворца

Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался тип с прижатыми к торсу руками.

Икона XII века

55 В русской иконописи получает распространение особое изображение

В русской иконописи получает распространение особое изображение

святого Николая с разведенными в стороны руками, в позе, напоминающей оранта. Этот тип известен в Византии, но встречается там крайне редко.

Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как считается, была написана на основе прижизненного изображения святого. Дар св.вкм.Стефана Уроша Дечанского, царя Сербского в 1327 г.

56 К ХIII веку относится изображение Святого Николая, получившего

К ХIII веку относится изображение Святого Николая, получившего

название Зарайского. Одна из древнейших сохранившихся икон такой иконографии - «Никола и апостол Филипп».

Никола Зарайский и апостол Филипп Новгород. Первая половина XIV в. Происходит из Карельской АССР, древнего Обонежья, из часовни с. Телятникова близ Кижей.

57 Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не

Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не

сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни (Херсонеса) в Рязанское княжество. Согласно русской летописи «Повесть о Николае Заразском» икону эту перенес священник Евстафий, которому было видение Николы, сказавшего: «Астафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Астафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать, и чудеса творить, и место то прославить». В 1225 году Евстафий после долгого путешествия достиг Новгородка на Осетре (современный Зарайск) в Рязанском княжестве, где образ поместили в специально для него построенный собор. В 1512 году икону из-за татарского набега на Рязанские земли перенесли в Коломну и сообщили о ней великому князю Василию III, который не раз совершал паломничества к святыне, молясь о рождении наследника. Культ Николы Зарайского широко распространился в 1531–1533 гг., когда Василий III ездил на богомолье в Зарайск.

58 На иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго

На иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго

фронтально, облаченным в фелонь-ризу (длинная и широкая священническая одежда без рукавов), поверх фелони — крестчатый омофор.

Никола Зарайский XV век

59 Правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке

Правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке

он держит закрытое Евангелие на уровне плеча, в некоторых случаях и выше, как бы благословляя двумя руками. Поза и жест святого, таким образом, в точности повторяет действия священника во время Малого входа на литургии, когда он выходит из алтаря и обращается к пастве для чтения соответствующего дню евангельского текста.

Никола Зарайский XV век Новгород

60 На Руси такие образы считались наделенными особой охранительной силой

На Руси такие образы считались наделенными особой охранительной силой

Никола Зарайский 1531 г. Новгород

61 Вариантом иконографического типа Зарайского в XIII веке становится

Вариантом иконографического типа Зарайского в XIII веке становится

Никола Можайский (в народе часто называемый — «Никола с мечем и градом»).

Никола Можайский, с праздниками и избранными святыми (средник иконы) XVI век

62 Иконы Николая Чудотворца с мечом в правой руке и городом в левой

Иконы Николая Чудотворца с мечом в правой руке и городом в левой

восходят к чудотворному образу святителя, прославившемуся в городе Можайске. Над воротами можайской крепости, в особом киоте с килевидным завершением, стояло резное деревянное изображение святого Николы, защищавшее город от вражеских нашествий. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению его изображений. По преданию, в начале XIV века напавшие на Можайск татары были остановлены устрашившим их видением стоящего в воздухе над городом святителя Николая с мечом в правой и изображением града в левой руке. Наибольшее распространение образы св. Николы Можайского получают в XVI—XVII вв., причем как в скульптуре, так и в иконописи. Этот образ имеет многочисленные повторения, как резные, так и иконные, встречаются также шитые изображения Николы Можайского.

63 Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с

Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с

отведенными в сторону руками. В правой руке он держит поднятый обнаженный меч, в левой — храм (иногда крепость, монастырь).

Никола Можайский XVI век

64 Святой стоит на подножии, за которым условно изображена городская

Святой стоит на подножии, за которым условно изображена городская

стена, над фигурой святителя изображается арка, часто килевидной формы.

Никола Можайский XVII век

65 Оплечные изображения святителя Николая Чудотворца

Оплечные изображения святителя Николая Чудотворца

Оплечные образы святого Николая известны начиная с XV в.

Икона XV века

66 Святитель Николай изображен на них так, что виден только белый омофор

Святитель Николай изображен на них так, что виден только белый омофор

с темными крестами и небольшой треугольный фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями.

Святитель Николай Москва Третья четверть XVI в.

67 Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным

Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным

носом и небольшим ртом.

Николай Чудотворец Палех XVII в.

68 Редкий иконографический оплечный тип представляет образ Николы

Редкий иконографический оплечный тип представляет образ Николы

Отвратного (или Миколы Строгого).

69 Происхождение этого образа неясно

Происхождение этого образа неясно

Однако иконы св. Николая Отвратного появляются не ранее конца XVIII — начала XIX в. и распространены в старообрядческой среде, являя собой вновь прославленный чудотворный образ после раскола церквей. Значение этого образа как отвращающего припадающих к нему от зла и всякой скверны заложены в его названии «Отвратный». Очевидно, что оно происходит не от места нахождения иконы, а от ее действия.

70 Святитель Николай представлен с крупными глазами, скошенными влево

Святитель Николай представлен с крупными глазами, скошенными влево

зрачками и небольшим поворотом головы вправо. Его голова увеличена и приближена к краю доски, что придает образу особую психологическую напряженность и огромную силу воздействия.

71 Часто на иконе изображаются пальцы благословляющей руки святого, в

Часто на иконе изображаются пальцы благословляющей руки святого, в

жесте, который можно рассматривать как напоминание или предупреждение.

72 Житийные изображения святителя Николая Чудотворца

Житийные изображения святителя Николая Чудотворца

Сам житийный цикл святителя Николая складывается еще в ХI-ХII веках. Сцены из жития располагались тогда на створках триптихов. Классические житийные иконы, включающие средник и четырехстороннюю рамку из сюжетных сцен, появляются лишь в начале XIII века.

Никола Великорецкий XVI век

73 Выделяются три основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте,

Выделяются три основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте,

поставление в священники, помощь в бедах.

Никола Бабаевский XVI век

74 Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о

Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о

перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из завоеванных турками Мир Ликийских в северо-итальянский город Бари в 1087 г.

Никола Гостунский XVI век

75 Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника иногда превышало

Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника иногда превышало

20.

Никола Зарайский с житием (84 клейма) XVI век

76 Деисусные изображения святителя Николая Чудотворца

Деисусные изображения святителя Николая Чудотворца

Согласно иконографической традиции в Деисусе Николай Чудотворец изображен в трехчетвертном повороте влево или вправо (более почетное место).

Никола Чудотворец (из деисусного чина) XV век Новгород

Никола Чудотворец (из деисусного чина) XV век

77 Святитель поддерживает левой покровенной рукой Евангелие -

Святитель поддерживает левой покровенной рукой Евангелие -

отличительный знак епископского сана. Правая рука святого обращена с молитвенным жестом к центральному образу чина – Иисусу Христу. Облачен он в святительские одежды - крестчатую фелонь.

Никола Чудотворец (из деисусного чина) XVI век Ростов

78 Прочие изображения святителя Николая Чудотворца

Прочие изображения святителя Николая Чудотворца

Среди множества икон святителя Николая имеются и другие иконографические типы, в том числе изображения св. Николая среди избранных святых, в различных сюжетных композициях.

Рождество Николы Чудотворца Бороздин Семен (Семейка) (конец XVI — начало XVII вв.) Строгановская школа

79 Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари

Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари

80 Никола и Иоанн Предтеча Ангел пустыни с Сошествием во ад

Никола и Иоанн Предтеча Ангел пустыни с Сошествием во ад

XV век

81 Никола Чудотворец, Иоанн Милостивый и Василий Великий XV век Новгород

Никола Чудотворец, Иоанн Милостивый и Василий Великий XV век Новгород

82 Использованная литература:

Использованная литература:

Некоторые иконографические типы святителя Николая Чудотворца Мирликийского в русской иконописи XVI—XIX вв. (по произведениям иконописной коллекции ЦАК МДА) Т. Н. Нечаева. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/nechaeva.htm

Образ Николая Чудотворца на меднолитых иконах. Черников В.А. (Херсон) http://www.mycity.kherson.ua/journal/letopis4.html

Иконография Святителя Николая. Н. Квливидзе. http://halkidon2006.narod.ru/icons/720_kvlividze_ikonografia.htm

Иконописное изображение Николая Чудотворца. http://schfive.narod.ru/proekt/icon.htm

Перед иконой Святого Николая Чудотворца. Леонид Шкаруба, доцент НГУ им. В.А. Сухомлинского http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=5161

83 В презентации использованы музыкальные файлы: Тропарь святителю

В презентации использованы музыкальные файлы: Тропарь святителю

Николаю Чудотворцу Кондак святителю Николаю Чудотворцу Стихира святителю Николаю Чудотворцу Величание святителю Николаю Чудотворцу Мужской хор Института певческой культуры "Валаам" дирижер И.Ушаков / Пошли нам, Господи, терпенье. Посвящение семье последнего Российского императора / http://www.radioblago.ru/

Презентацию выполнила Рябчук С.М. для сайта «Светочъ. Основы православной веры в презентациях» http://svetoch-opk.ru

«Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/ikonograficheskie-tipy-izobrazhenija-svjatitelja-nikolaja-chudotvortsa-mirlikijskogo-138268.html
cсылка на страницу

Святые

12 презентаций о святых
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по религии и этике > Святые > Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского