»слам
<<  »слам »слам  >>
»слам
»слам
ѕерва€ сура  орана (Ђќткрывающа€ книгуї) Ц одна из важнейших молитв в
ѕерва€ сура  орана (Ђќткрывающа€ книгуї) Ц одна из важнейших молитв в
»—ЋШјћ (араб
»—ЋШјћ (араб
1) вера в то, что нет Ѕога, кроме јллаха, а ћухаммед есть посланник
1) вера в то, что нет Ѕога, кроме јллаха, а ћухаммед есть посланник
»—ЋШјћ [араб
»—ЋШјћ [араб
основатель ислама ќснователь ислама Ч ћухаммад (ћухаммед, ћохаммед)
основатель ислама ќснователь ислама Ч ћухаммад (ћухаммед, ћохаммед)
»сточники вероучени€ ќсновной источник мусульманского вероучени€ Ч
»сточники вероучени€ ќсновной источник мусульманского вероучени€ Ч
¬ажнейший принцип ислама Ч строгий монотеизм, нос€щий абсолютный и
¬ажнейший принцип ислама Ч строгий монотеизм, нос€щий абсолютный и
¬ерить в эту сокровенную тайну Ч об€занность мусульманина
¬ерить в эту сокровенную тайну Ч об€занность мусульманина
ћусульманска€ община теоретически объедин€ет всех мусульман мира,
ћусульманска€ община теоретически объедин€ет всех мусульман мира,
¬ероучение ѕон€тие Ђдинї неоднократно встречаетс€ в  оране и имеет
¬ероучение ѕон€тие Ђдинї неоднократно встречаетс€ в  оране и имеет
–елигиозные предписани€, которые об€зан соблюдать каждый мусульманин,
–елигиозные предписани€, которые об€зан соблюдать каждый мусульманин,
¬ целом ислам представл€ет собой нерасторжимое единство религии,
¬ целом ислам представл€ет собой нерасторжимое единство религии,
ћусульманска€ культура »слам наложил глубокий отпечаток на культуру
ћусульманска€ культура »слам наложил глубокий отпечаток на культуру
Ќесколько позже Ч отчасти в силу контактов и полемики с христианством,
Ќесколько позже Ч отчасти в силу контактов и полемики с христианством,
Ўиизм ”же после битвы при —иффине в 657 между сторонниками 4-го
Ўиизм ”же после битвы при —иффине в 657 между сторонниками 4-го
ћиросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический
ћиросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический
–еформаторские движени€ ¬ лоне суннитского ислама в сер
–еформаторские движени€ ¬ лоне суннитского ислама в сер
»слам в –оссии »слам в истории –оссии играл и продолжает играть
»слам в –оссии »слам в истории –оссии играл и продолжает играть
ѕосле падени€ в 10 в. ’азарского каганата практически все ѕоволжье
ѕосле падени€ в 10 в. ’азарского каганата практически все ѕоволжье
¬ 1480 «олота€ ќрда окончательно распалась
¬ 1480 «олота€ ќрда окончательно распалась
»слам
»слам

ѕрезентаци€ на тему: Ђ»сламї. јвтор: . ‘айл: Ђ»слам.pptї. –азмер zip-архива: 114  Ѕ.

»слам

содержание презентации Ђ»слам.pptї
є—лайд“екст
1 »слам

»слам

¬ыполнила: ≈рохина —. ”ченица 11 Ђаї ћќ” ЂЎелаевска€ —ќЎї ”читель :Ѕезшапочна€ “.—

2 ѕерва€ сура  орана (Ђќткрывающа€ книгуї) Ц одна из важнейших молитв в

ѕерва€ сура  орана (Ђќткрывающа€ книгуї) Ц одна из важнейших молитв в

исламе.

3 »—ЋШјћ (араб

»—ЋШјћ (араб

, букв. Ч покорность), монотеистическа€ религи€, одна из мировых религий (нар€ду с христианством и буддизмом), ее последователи Ч мусульмане. ¬озник в јравии в 7 в. ќснователь Ч ћухаммед. »слам складывалс€ под значительным вли€нием христианства и иудаизма. ¬ результате арабских завоеваний распространилс€ на Ѕлижнем и —р. ¬остоке, позднее в некоторых странах ƒальнего ¬остока, ёго-¬ост. јзии, јфрики. √лавные принципы ислама изложены в  оране. ќсновные догматы Ч поклонение единому богу Ч всемогущему Ѕогу-јллаху и почитание ћухаммеда пророком Ч посланником јллаха. ћусульмане вер€т в бессмертие души и загробную жизнь. ѕ€ть основных об€занностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

4 1) вера в то, что нет Ѕога, кроме јллаха, а ћухаммед есть посланник

1) вера в то, что нет Ѕога, кроме јллаха, а ћухаммед есть посланник

јллаха (шахада); 2) п€тикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостын€ в пользу бедных (закат); 4) пост в мес€це рамадан (саун); 5) паломничество в ћекку (хадж), совершаемое хот€ бы единожды в жизни. —в€щенное предание Ч сунна. ќсновные направлени€ Ч суннизм и шиизм. ¬ 10 в. создана система теоретического богослови€ Ч калам; правова€ система ислама разработана в шариате. ¬ 8-9 вв. возникло мистическое течение Ч суфизм. „исло последователей ислама оцениваетс€ в 880 млн. (1990). ѕочти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам €вл€етс€ государственной религией.

5 »—ЋШјћ [араб

»—ЋШјћ [араб

islam Ч предание, вверение себ€ (Ѕогу)], мирова€ монотеистическа€ религи€. ¬озникла в ’иджазе (в нач. 7 в.) среди арабских племен «ап. јравии. ”же в первый век своего существовани€ ислам в ходе военной экспансии арабов распространилс€ на огромной территории от √анга на ¬остоке до южных границ √аллии на «ападе, в результате чего образовалось мусульманское государство Ч ’алифат. —овременный ислам распространен в основном в странах јзии и јфрики, игра€ существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам Ч государственна€ религи€, а шариат Ч основа законодательства). „исло приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Ѕольшинство мусульман Ч сунниты (90 %), шииты составл€ют около 10%.

6 основатель ислама ќснователь ислама Ч ћухаммад (ћухаммед, ћохаммед)

основатель ислама ќснователь ислама Ч ћухаммад (ћухаммед, ћохаммед)

(570?-632) происходил из рода хашим, вли€тельного мекканского племени курейш. ƒо ћухаммада арабам были известны монотеистические религии Ч иудаизм и христианство (последнее Ч преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве самосто€тельной формы монотеизма в јравии был распространен ханифизм. ѕод определенным вли€нием этих религий в 610-612 началась религиозна€ проповедь ћухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. ѕосле переселени€ в 622 с небольшой группой последователей из ћекки в ћедину (хиджра, котора€ позже стала точкой отсчета дл€ мусульманского летосчислени€, ведущегос€ по лунному календарю) ћухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведени€ в различных област€х жизни.

7 »сточники вероучени€ ќсновной источник мусульманского вероучени€ Ч

»сточники вероучени€ ќсновной источник мусульманского вероучени€ Ч

 оран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное Ђслово Ѕожиеї, откровение, которое Ѕог, говор€щий в  оране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал ћухаммаду через своего ангела √авриила. ѕодобно тому как дл€ христиан Ѕог воплотилс€ в »исусе ’ристе, дл€ мусульман ќн открыл —еб€ в  ниге Ч в  оране. ¬торой источник мусульманского вероучени€ Ч —унна, своего рода св€щенное предание, примеры из жизни ћухаммада как источник материала дл€ решени€ религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. —унна слагаетс€ из хадисов, повествующих о высказывани€х ћухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрени€х. ’адис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры Ч перечн€ передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостовер€ют его подлинность

8 ¬ажнейший принцип ислама Ч строгий монотеизм, нос€щий абсолютный и

¬ажнейший принцип ислама Ч строгий монотеизм, нос€щий абсолютный и

безусловный характер. Ѕог в  оране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же врем€ как милостивый, сострадающий и прощающий. ќн ближе к человеку, Ђчем его шейна€ артери€ї, говоритс€ в  оране и в то же врем€ утверждаетс€: ЂЌе постигают ≈го взоры...ї. “о есть Ѕог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в —воей сущности. Ѕог открывает —еб€ человеку только через откровение, знамени€ и —вои имена. ¬ откровении Ѕог через пророков дает люд€м —вой закон, следу€ которому, они научаютс€ различать добро и зло. ¬есь тварный мир, то есть все сотворенное Ѕогом Ч каждое €вление, кажда€ вещь, каждое существо Ч это ≈го знамени€ люд€м, свидетельствующие о ≈го величии и всемогуществе. Ќаконец, через —вои имена Ѕог нагл€дно сообщает люд€м о —воих свойствах. Ђ” Ѕога прекрасные имена, зовите ≈го по ним...ї Ч говоритс€ в  оране. »мен этих Ч 99. Ќапример, ћилостивый, ћилосердый, ¬ерный Ч это божественные имена. ѕро€влением благочести€ считаетс€ у мусульман как можно чаще упоминать Ѕога и ≈го имена. ќднако через откровение, знамени€ и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действи€ в мире, но не саму божественную сущность, котора€ остаетс€ дл€ человека абсолютной тайной.

9 ¬ерить в эту сокровенную тайну Ч об€занность мусульманина

¬ерить в эту сокровенную тайну Ч об€занность мусульманина

”тверждение единства и единственности Ѕога, призывы не придавать ≈му никого в Ђсотоварищиї часто повтор€ютс€ в  оране. Ќаправлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов “роицы и Ѕоговоплощени€. »слам признает »исуса только в качестве пророка-посланника, хот€ и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, вз€тие живым на небо). ¬ то же врем€ ислам находитс€ в определенном родстве с библейской традицией: нар€ду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенна€ и авраамическа€ религи€, поскольку, исповеду€ веру в единого, сущего и живого Ѕога, говор€щего люд€м в откровении, возводит свои истоки к Ђрелигии јвраама ї, частично забытой и искаженной, согласно представлени€м мусульман, иуде€ми и христианами. ћисси€ ћухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Ѕога. ¬ажнейшие пон€ти€ мусульманской религии Ч Ђисламї, Ђдинї, Ђиманї. »слам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы  орана. “аков смысл и традиционного пон€ти€ Ђдар ал-исламї (обитель ислама), противопоставленного Ђдар ал-харбї Ч территории войны, котора€, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада.  лассический ислам в принципе не проводит национальных различий, признава€ три статуса существовани€ человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же Ч Ђахл ал-китабї Ч люди  ниги, держатели ѕисани€, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.  ажда€ вероисповедна€ группа в исламе объедин€лась в отдельную общину (умма). ”мма Ч это прежде всего религиозна€ общность людей, котора€ становитс€ объектом божественного плана спасени€ людей (каждой умме посылаетс€ свой пророк); в то же врем€ умма Ч это и форма социальной организации людей, в целом образующа€ своеобразное религиозно-политическое тело.

10 ћусульманска€ община теоретически объедин€ет всех мусульман мира,

ћусульманска€ община теоретически объедин€ет всех мусульман мира,

независимо от их этнической и культурной принадлежности. ѕрототипом ее всегда служила первоначальна€ мединска€ община пророка, котора€ до сих пор остаетс€ дл€ мусульман идеалом социально-политического объединени€ людей, сплоченных единой верой. “аким образом, принадлежность умме Ч основа самосознани€ мусульманина. ¬ ней он осознает себ€ верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта. »деальна€ форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарна€ светска€ теократи€. Ёгалитарна€, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; светска€, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства Ч людей, через таинство наделенных особыми, превосход€щими человеческие возможности полномочи€ми (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Ѕогом и человеком, имам или мулла Ч лишь предсто€тель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий  оран); теократи€, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только  оран, а исполнительна€ власть (хукм) Ч одновременно религиозна€ и светска€ Ч принадлежит только Ѕогу и осуществл€етс€ через халифа Ч предводител€ мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает кл€тву послушани€ Ѕогу. ќтсутствие в исламе Ђземного законодател€ї на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).

11 ¬ероучение ѕон€тие Ђдинї неоднократно встречаетс€ в  оране и имеет

¬ероучение ѕон€тие Ђдинї неоднократно встречаетс€ в  оране и имеет

много значений: суд, возда€ние, лична€ вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, Ч божественный закон, которому следует подчин€тьс€. ¬ основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, Ђдинї Ч это совокупность веры (иман), исполнени€ религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). ¬ера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признани€ Ѕога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себ€ п€ть основных утверждений: вера в единого и единственного Ѕога, вера в ангелов, вера в Ѕогооткровенные  ниги (в  оране названы п€ть таких  ниг: свитки јвраама, “ора ћоисе€, ѕсалтырь ƒавида, ≈вангелие »исуса,  оран ћухаммада), вера в Ѕожьих пророков и посланников, вера в —удный ƒень, рай и ад, возда€ние и наказание. ѕозже к этим п€ти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождени€) Ч вера в предопределение (все происход€щее в мире Ч как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей ¬севышнего).

12 –елигиозные предписани€, которые об€зан соблюдать каждый мусульманин,

–елигиозные предписани€, которые об€зан соблюдать каждый мусульманин,

Ч это прежде всего Ђп€ть столпов исламаї: 1) словесное исповедание единобожи€ и пророческой миссии ћухаммада, выражающеес€ в произнесении молитвенной формулы свидетельства: ЂЌет божества, кроме Ѕога, и ћухаммад Ч раб ≈го и ѕосланник Ѕогаї; 2) ритуальна€ молитва, которую мусульманин должен совершать п€ть раз в день; 3) очистительна€ милостын€ в пользу нуждающихс€; 4) пост в мес€ц рамадан (см. –амазан), который состоит в полном воздержании от еды, пить€ и любых увеселений в светлое врем€ суток; 5) паломничество (хот€ бы раз в жизни) в ћекку к главной мусульманской св€тыне Ч  аабе. ѕаломничество в ћекку, где ежегодно собираютс€ мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, котора€ в идеале не признает национальных и культурных различий. ѕосле окончани€ паломничества начинаетс€ дл€щийс€ три дн€ главный мусульманский праздник Ч ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношени€, поскольку в последний день паломничества приноситс€ в жертву домашний скот в пам€ть о жертвоприношении јвраама. ¬торой по значимости мусульманский праздник Ч ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговень€ в честь окончани€ поста в мес€ц рамадан. ќчень кратко свод основных и об€зательных вероисповедных истин и религиозных об€занностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): ЂЌе в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие Ч кто уверовал в Ѕога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотр€ на любовь к нему, близким, и сиротам, и бедн€кам, и путникам, и прос€щим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, Ч и исполн€ющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во врем€ беды, Ч это те, которые были правдивы, это они Ч богобо€зненныеї ( оран 2:177).

13 ¬ целом ислам представл€ет собой нерасторжимое единство религии,

¬ целом ислам представл€ет собой нерасторжимое единство религии,

культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.  лассический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное дл€ христианства различение пон€тий ЂЅожьегої и Ђкесареваї, что про€вл€етс€ как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столети€ (например, у реформатора –ашида –иды, считавшего, что Ђислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеалї, или в известном девизе современных Ѕратьев мусульман: Ђ»слам есть религи€ и государствої).

14 ћусульманска€ культура »слам наложил глубокий отпечаток на культуру

ћусульманска€ культура »слам наложил глубокий отпечаток на культуру

тех стран, где он получил распространение. ”же в раннем исламе зарождаютс€ три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении  орана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываютс€ четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. »з коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируетс€ мусульманский закон (шариат), который по сей день остаетс€ главным источником законодательства большинства мусульманских стран. »сламский закон как универсальна€ нормативно-догматическа€ система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношени€ человека к Ѕогу; этику; социальные отношени€. “. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Ётическое поведение регулируетс€ правом, а правовое поведение понимаетс€ прежде всего как религиозно-этическое.

15 Ќесколько позже Ч отчасти в силу контактов и полемики с христианством,

Ќесколько позже Ч отчасти в силу контактов и полемики с христианством,

в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности  орана, божественных атрибутах, Ч развиваетс€ мусульманское спекул€тивное богословие (калам), внутри которого складываютс€ различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. ¬оспри€тие античного философского наследи€ (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. возникновению и расцвету арабской философии [ал- инди (см.  инди), ал-‘араби (см. ‘араби), »бн —ина, »бн –ушд ]. ¬ то же врем€ получает развитие суфизм Ч мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившеес€ на все мировоззренческие течени€.  ак своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваютс€ грамматика, математика, астрономи€. –азвитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, котора€ дала исламу переводы греческого философского и научного наследи€; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших вли€ние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм.

16 Ўиизм ”же после битвы при —иффине в 657 между сторонниками 4-го

Ўиизм ”же после битвы при —иффине в 657 между сторонниками 4-го

праведного халифа јли (з€т€ и двоюродного брата ћухаммада) и ћуавии (основател€ первой мусульманской династии омей€дов) ислам распалс€ на три основных направлени€. ѕервоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Ѕольшинство, впоследствии получившие название Ђахл ас-суннаї (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье ћухаммада в широком смысле, т. е. быть выходцем из племени курейш; шииты (от Ђши'ат јлиї Ч парти€ јли) утверждали, что власть может принадлежать только пр€мым потомкам јли и его жены ‘атимы (любимой дочери ћухаммада) Ч единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты, отделившиес€ от јли, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член. ѕосле р€да военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. ÷ентральной догмой шиитов стал культ имама Ч авторитетного учител€ из Ђдома јлиї, безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл ќткровени€. »мамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы Ч присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Ѕез имама и его руководства невозможно спасение верующих. јвторитет имамов шииты противопоставл€ют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровени€ (батин), доступный только Ђпосв€щеннымї, Ч экзотерическому (захир). —воей кульминации шиитска€ доктрина достигает в учении о Ђскрытом имамеї: последний из Ђвидимых имамовї (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов Ч 7-й, у имамитов Ч 12-й) не умер, а перешел в состо€ние гайба, т. е. по воле Ѕога был изъ€т и сокрыт от людей, продолжа€ в этом сокрытом состо€нии управл€ть жизнью верующих и долженствующий в конце времен €витьс€ в роли своего рода мессии Ч махди, наполнив мир правдой и справедливостью

17 ћиросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический

ћиросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический

характер. ¬ целом Ч это своеобразна€ попытка ввести в ислам персонофицированного посредника между Ѕогом и человеком (тенденци€, особенно характерна€ дл€ крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествл€вших јли и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощени€ и метемпсихозы). ¬ероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) нос€т синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства. —воеобразное развитие некоторые шиитские идеи получили в новое врем€ у шейхи, бабитов (см. Ѕабизм) и бехаитов (см. Ѕехаизм) Ч течений, возникших в 19 в. в »ране. ќснователь последнего Ч ћирза ’усейн јли (Ѕахаулла), верный махдистским традици€м шиизма, в то же врем€ попыталс€ выступить в качестве основоположника нового вероучени€, призванного сплотить все человечество.

18 –еформаторские движени€ ¬ лоне суннитского ислама в сер

–еформаторские движени€ ¬ лоне суннитского ислама в сер

18 в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов (по имени основател€ Ч ћухаммада ибн јбд ал-¬аххаба), отвергавших Ђновшестваї, которые по€вились в исламе в процессе его исторического развити€ и контактов с другими религиозными системами (культ св€тых, веру в чудеса, дервишество и т. д.). ¬аххабизм оказал определенное вли€ние на мусульманских реформаторов 2-й пол. 19 Ч нач. 20 вв. (ал-јфгани, ћухаммед јбдо, –ашид –ида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. ¬ 20 в., во многом как реакци€ на социально-политическое и культурное вли€ние «апада, в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиес€ на исламских ценност€х (панисламизм, фундаментализм).

19 »слам в –оссии »слам в истории –оссии играл и продолжает играть

»слам в –оссии »слам в истории –оссии играл и продолжает играть

гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. ќдна статистика показывает, насколько необоснованно это официальное непризнание. ¬ шести республиках Ђближнего зарубежь€ї проживает сегодн€ 54 млн. мусульман. ¬ самой –оссии ислам €вл€етс€ второй по численности религией, 12 млн. мусульман довольно компактно расселены в ѕоволжье, на ”рале, в —ибири и на —еверном  авказе. ¬ –оссии сегодн€ действуют более 4 тыс. мечетей. ѕервые контакты русичей с мусульманами восход€т к 8-9 вв. ќни носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействи€. ’азары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых ƒревн€€ –усь узнала мир ислама. ƒостаточно оснований предполагать, что восточные слав€не уже в начале 8 в. знали и арабов. ќб этом говор€т и многочисленные клады арабских серебр€ных монет в районе ƒнепра и свидетельство раннего мусульманского географа перса »бн ’ардадбеха, современника –юрика и јскольда, о слав€нских купцах Ђар-русї, которые возили свои товары к „ерному и  аспийскому мор€м.

20 ѕосле падени€ в 10 в. ’азарского каганата практически все ѕоволжье

ѕосле падени€ в 10 в. ’азарского каганата практически все ѕоволжье

стало мусульманским вследствие хорезмийской оккупации. ¬ ходе татаро-монгольских завоеваний (1237-40) ¬ладимиро-—уздальска€ и отчасти  иевска€ –усь были включены в ћонгольскую империю, а после ее распада Ч в «олотую ќрду. ¬ 1256 (через 16 лет после завоевани€ –уси) на ханский трон в «олотой ќрде воссел первый мусульманин Ч Ѕерке. ќднако окончательно ислам восторжествовал в ќрде в 1312, когда хан ”збек обратил всех своих подданных в мусульманство. — этих пор между Ђправославной –усьюї и ќрдой складываетс€ определенный симбиоз. –усь, остава€сь вассалом ќрды, сохран€ет религиозную самосто€тельность. Ѕолее того, многие знатные монголо-татары, не желавшие прин€ть ислам, перебрались на –усь и стали основател€ми будущих родов русской знати. “ак, в 1329 на службу к великому московскому кн€зю »вану  алите прибыл мурза „ета, потомком которого через 200 лет был, по преданию, Ѕорис √одунов. ¬ ћоскве мусульмане-татары посто€нно поселились в начале 15 в. „исло их неизменно возрастало. ƒл€ них в ћоскве строились специальные слободы: на —ретенке, ћещанке, в  укуй-городе, ћарьиной роще. √лавна€ татарска€ слобода находилась в «амоскворечье, где ныне вновь стала действовать историческа€ мечеть.

21 ¬ 1480 «олота€ ќрда окончательно распалась

¬ 1480 «олота€ ќрда окончательно распалась

ќднако –усь, обрет€ независимость, оставалась в окружении мусульманских государств. —оотношение сил начинает принципиально мен€тьс€ с завоеванием в 16 в.  азанского, јстраханского, —ибирского ханств. — той поры отношени€ –уси, впоследствии –оссии, складываютс€ в основном в военно-дипломатическом плане: русско-турецкие, русско-иранские, русско-кавказские войны Ч это вехи колонизаторского расширени€ –оссии и вехи новых контактов с миром ислама. ¬ехи, которые поставили перед –оссией трудную проблему соотнесени€ русской культуры с миром мусульманства.

22 »слам
Ђ»сламї
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/islam-132080.html
cсылка на страницу
”рок

–елиги€ и этика

23 темы
—лайды