Мировые религии
<<  Мировые религии (буддизм, ислам) Священные сооружения  >>
Основы буддийской религии
Основы буддийской религии
Буддизм
Буддизм
Религии Индии
Религии Индии
Арийское общество
Арийское общество
Ашрамы
Ашрамы
«Корни» буддизма
«Корни» буддизма
Жизнеописание Будды
Жизнеописание Будды
Буддийская община
Буддийская община
Инициация в буддизме
Инициация в буддизме
Учение о Чакравартине
Учение о Чакравартине
Текстология буддизма
Текстология буддизма
Основные ветви буддизма
Основные ветви буддизма
Основы буддийского учения
Основы буддийского учения
Дхарма
Дхарма
Сансара и нирвана
Сансара и нирвана
Медитация
Медитация
Молитва и медитация
Молитва и медитация
Анатта
Анатта
Цепь причинно-зависимого происхождения
Цепь причинно-зависимого происхождения
Четыре брахма-вихары
Четыре брахма-вихары
Майтри
Майтри
Майтри (метта) бхавана
Майтри (метта) бхавана
Каруна
Каруна
Авалокитешвара
Авалокитешвара
Мудита
Мудита
Упекха
Упекха
Буддизм и идея Бога
Буддизм и идея Бога
Буддизм и Боги
Буддизм и Боги
Татхагатагарбха
Татхагатагарбха
Тибетский буддизм
Тибетский буддизм
Иволгинский дацан
Иволгинский дацан
Дальневосточный буддизм
Дальневосточный буддизм
Гипотеза
Гипотеза
Современный буддизм
Современный буддизм

Презентация на тему: «Основы буддийской религии». Автор: Андрей. Файл: «Основы буддийской религии.ppt». Размер zip-архива: 914 КБ.

Основы буддийской религии

содержание презентации «Основы буддийской религии.ppt»
СлайдТекст
1 Основы буддийской религии

Основы буддийской религии

лектор: Андрей Владимирович Поповкин кандидат философских наук, научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН, доцент кафедры теологии и религиоведения ДВФУ Дополнительные материалы http://popovkin-av.narod.ru/lecturer.html

2 Буддизм

Буддизм

одна из древнейших мировых религий формируется в Индии в шраманский период около VI – IV вв. до н. э. основатель Будда Шакьямуни

3 Религии Индии

Религии Индии

Протодравидийские верования

Арийские верования

Ведийская религия (середина II тыс. летия до н.э.)

Брахманизм

Джайнизм

Мусульманство

Индуизм

Буддизм (VI в. до н.э.)

Cикхизм

Христианство

Неоиндуизм

Порождение

Реакция

4 Арийское общество

Арийское общество

Арии Брахманы - жрецы Кшатрии - воины, правители Вайшья - «свободные пастухи» Не-арии- дасью (враги), «те, кто не приносит обетов» Шудры –слуги Чандалы – неприкасаемые, те кто нарушает дхарму и их потомки

5 Ашрамы

Ашрамы

I ученики - брахмачарии

II Домохозяева грихастхья

III ванапрастха

IV саньяси

Брахманы (с 7лет)

Брахманы

Брахманы

Брахманы

Кшатрии (с 12 лет)

Кшатрии

Кшатрии

Кшатрии (?)

Вайшья (с 16 лет)

Вайшья

Изучение Вед (до 21 года) Обеты: Послушание Целибат

Практика ритуалов, Производство благ (до возвращения из ученичества старшего внука)

Уединённое жительство (до смерти супруги)

Принятие обетов Молчания (речь только для молитвы или поучения) Скитания

6 «Корни» буддизма

«Корни» буддизма

Духовный кризис вызванный осознанием, того что мир есть иллюзия (майя) и страдание Экономический кризис варнового общества «Революция» кшатриев

7 Жизнеописание Будды

Жизнеописание Будды

Родился в варне кшатриев в племени Шакья В 29 лет, после рождения сына, сделался странствующим монахом Через 6 лет достиг просветления и изложил свое Учение группе монахов брахманов, совершив первый поворот «Колеса Дхармы»

8 Буддийская община

Буддийская община

Сангха – буддийская община ( в узком смысле - монашеская) Состоит из: монахов (бхикшу) букв. «странник» послушников (шраманера) мирян: упасака (муж.), упасика (жен.)

9 Инициация в буддизме

Инициация в буддизме

Обет произносимый при принятии буддизма Принимаю Будду как прибежище Принимаю Дхарму как прибежище Принимаю Сангху как прибежище

10 Учение о Чакравартине

Учение о Чакравартине

Чакравартин (тот, который поворачивает колесо) идеальный правитель, царствование которого возвращает мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка Согласно буддийским представлениям человечество проживает три ступени, закономерно сменяющих друг друга: присутствие закона искажение закона отсутствие закона Правление чакравартинов приводит к очищению мира, давая начало новой эре. Будда – Чакравартин новой эпохи.

11 Текстология буддизма

Текстология буддизма

Текстология Буддизма

Трипитака – «священное Писание» буддистов. Собрание сутр в трех корзинах. три варианта Трипитаки палийская — священная для буддистов-тхеравадинов Ланки, Бирмы (Мьянмы), Таиланда, Камбоджи и Лаоса китайская — (перевод текстов и формирование Канона в основном завершилось в VII в.) авторитетна для буддистов Китая, Кореи, Японии и Вьетнама тибетская — (формирование в основном завершилось в XII — XIII в.) для народов Тибета, Монголии и российских буддистов Бурятии, Калмыкии и Тувы

12 Основные ветви буддизма

Основные ветви буддизма

Основные ветви Буддизма

Тхеравада (Хинаяна)

Махаяна

Ваджраяна

«Учение старейших»

Великая колесница (к этому направлению принадлежит Дзен)

Алмазная Колесница, Тантра

Сегодня распространена в Шри-Ланке и большинстве континентальных стран Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд)

распространена в основном в Китае, Японии, Непале, Индии, Корее, Вьетнаме и Тибете

распространена в гималайских странах, Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии. Практикуют Ваджраяну в некоторых школах китайского и японского буддизма (Сингон), а в последние десятилетия и в странах Запада.

13 Основы буддийского учения

Основы буддийского учения

Четыре благородные истины жизнь есть страдание; существует причина страданий; можно прекратить страдания; есть Путь ведущий к прекращению страданий; Восьмеричный путь правильные взгляды (признание 4-х благородных истин); правильное стремление (желание нирваны); правильная речь (воздержание от лжи); правильное поведение (не насение вреда - ахимса); правильный образ жизни (честный заработок); правильное усилие (контроль помыслов); правильное мышление (признание относительности всего сущего, включая себя самого - анатта); правильное сосредоточение (дхьяна);

14 Дхарма

Дхарма

Дхарма - буддийское учение Священные тексты буддизма – сутры, содержащие изложение Дхармы Дхарма – основной «кирпичик» бытия в его данности сознанию. (Бытие вне связи с сознанием в буддизме не рассматривается) Все сущее (и сам человек) – суть комбинация дхарм

15 Сансара и нирвана

Сансара и нирвана

Сансара и Нирвана

Сансара — состояние в котором живет обычный, не освобожденный человек. Это процесс конструирования мест, даже целых миров, (что называется"становлением"), а потом блуждания по ним (что называются "рождением") Нирвана — конец этого процесса конструирования мира. Слову «нирвана» (ниббана) соответствовал глагол ниббути - "гаснуть как пламя". Полагали, что огонь был в ловушке, привязанный к топливу, которым он питался, а его уход считался освобождением. Погаснуть означало "отвязаться" (освободиться). Полное угасание париниббути означало, что освобожденный человек никогда не попадет в ловушку.

16 Медитация

Медитация

Медитация – особое преображение ума ведущее к прямому, целостному, всеохватывающему переживание абсолютной реальности. Буддийская медитация – не есть размышление, она скорее созерцание (дхьяна). Поскольку в буддизме тело так же как и ум считается состоящим из дхарм, буддийская медитация требует не только особого состояния ума, но и особого состояния тела. Важнейшее внимание в медитации уделяется осознаванию своих умственных, психических и телесных состояний.

17 Молитва и медитация

Молитва и медитация

Состояния, которые переживает человек в медитации и в молитве обладают рядом сходных психофизических характеристик. Медитация - осознанное пребывание в настоящем ( в випассана-медитации человек просто сидит и дышит, медитация заключается в созерцании процесса дыхания и возникающих психофизических состояний). Молитва есть пребывание в присутствии Бога. Медитация знает только одно присутствие - присутствие медитирующего. Молитва же представляет собой осознанное пребывание в присутствии Бога. Магическое заклинание - пребывание в присутствии неких духовных сущностей, но объект сосредоточения - желание заклинателя.

18 Анатта

Анатта

С метафизической точки зрения индивидуального Я не существует. Западные буддисты часто не воспринимают этого метафизически. Они принимают это психологически В результате развивается псевдобуддийская духовность. Люди там в целом достаточно развили «памятование», но при этом они подавили свои жизненные силы и развили холодное отчужденное осознавание. Они не развили истинного сопричастного осознавания, в котором сплавлены самоосознавание и жизненные силы, жизненность.

19 Цепь причинно-зависимого происхождения

Цепь причинно-зависимого происхождения

состоит из двенадцати звеньев (нидан) I. Прошлая жизнь (точнее, промежуток между смертью и новым рождением, антарабхава). Авидья (неведение). Неведение (в смысле непонимания и непрочувствования) четырех Благородных Истин, заблуждение относительно собственной природы и природы существования как такового обусловливает наличие — Самскары (формирующие факторы, мотивации, базовые подсознательные влечения и импульсы), влекущих умершего к новому переживанию бытия, новому рождению. Промежуточное существование заканчивается, и происходит зачатие новой жизни. II. Данная жизнь. Наличие самскар обусловливает появление сознания (виджняна), неоформленного и аморфного. Наличие сознания обусловливает формирование — Имени и формы (нама-рупа), то есть психофизических характеристик человеческого существа. На основе этих психофизических структур формируются — Шесть баз (шад аятана), то есть шесть органов, или способностей (индрия), чувственного восприятия. Шестой индрией является манас («ум»), также считающийся органом восприятия «умопостигаемого». В момент рождения шесть органов восприятия приходят в — Соприкосновение (спарша) с объектами чувственного восприятия, в результате чего возникает — Чувство (ведана) приятного, неприятного или нейтрального. Чувство приятного и желание вновь испытать его, приводят к появлению — Влечения, страсти (тришна), тогда как чувство неприятного формирует отвращение. Влечение и отвращение как две стороны одного состояния образуют — Упадану (схватывание, привязанность). Влечения и привязанности составляют сущность — Жизни, сансарического бытия (бхава). Но эта жизнь непременно должна привести к — III. Следующая жизнь. Новому рождению (джати), которое в свою очередь непременно закончится — Старостью и смертью (джала-марана).

20 Четыре брахма-вихары

Четыре брахма-вихары

Любовь-доброта (Метта, санскр. Майтри) Сострадание (Каруна) Сорадование (Мудита) Невозмутимость (Упеккха)

21 Майтри

Майтри

майтри — это любовь, которую человек чувствует по отношению к близкому и дорогому другу Есть вполне определенные упражнения и практики для развития майтри, т. е. любви. Их называют майтри-бхавана.

22 Майтри (метта) бхавана

Майтри (метта) бхавана

Приблизительная формула медитации: «Пусть все существа во всех странах света, видимые и невидимые, близкие и далекие, большие и малые, сильные и слабые, рожденные и только еще ищущие рождения, - будут свободны от вожделения, будут свободны от ненависти, будут свободны от заблуждения, будут счастливы. Пусть все хорошее будет с ними, пусть все хорошее будет со мной.»

23 Каруна

Каруна

Сострадание – любовь переходит в сострадание, когда видит страдания любимого. Некоторые бодхисаттвы особо воплощают собою сострадание: Авалокитешвара — ?Владыка, взирающий вниз (в сострадании)? ?Если некто имеет простое сострадание скорбям других живых существ, тогда придут и другие духовные качества, достижения и даже самоПросветление?

24 Авалокитешвара

Авалокитешвара

Как-то раз Авалокитешвара созерцал скорби живых существ. Он оглядел мир и узрел, как страдают люди от разных причин: одни безвременно умирают, принимая смерть в огне, при кораблекрушении и от казни, другие страдают внезапной острой болью от тяжелой утраты, потери, болезни, голода и жажды, и в его сердце возникло безмерное сострадание; оно стало так непереносимо мощным, что голова его раскололась на куски. Точнее, она разделилась на одиннадцать частей, ставших одиннадцатью головами, обращенными к одиннадцати направлениям; а тысяча рук протянулись помочь всем страждущим.

25 Мудита

Мудита

Сорадование - счастье, которое мы испытываем, когда видим, что другие счастливы Сорадование, которое есть сила и которое дает силу, – это высочайшая радость.

26 Упекха

Упекха

Упекха (невозмутимость)

Для ее реализации нужны два прозрения Первое прозрение: Карма (пали –Камма) - это утроба, из которой мы появляемся Второе прозрение: учение Будды о том, что "нет я", анатта. Невозмутимость - это венец и наивысшая точка четырех возвышенных состояний. невозмутимость включает их в себя и полностью пронизывает их точно так же, как они полностью пронизывают совершенную невозмутимость.

27 Буддизм и идея Бога

Буддизм и идея Бога

Буддизм признает существование души как психического процесса (сантана) Буддизм признает перерождение, но не перевоплощение Буддизм - учение об освобождении от обусловленности, приписывающее человеку способность своими собственными усилиями достичь наивысшей цели – Нирваны Нирвана - полное прекращение страдания и окончательное искоренение жадности, злости и заблуждения. Она не пустое место аннигиляции, но «множество дхарм лишенное различения» (Махаяна) «Нирвана не может быть отождествлена с идей Бога в любых её формах, поскольку не является ни первоисточником, ни постоянной основой, ни сущностью мира». Ньянапоника Тхера

28 Буддизм и Боги

Буддизм и Боги

Буддизм именно религия поскольку краеугольным камнем считается вера (шраддха) в первоучителя (Будду), открытые им (благородные) истины и указанную им цель (нирвана); Буддизм ассимилирует местных богов (сначала - ведийских), представляя их приверженцами Будды; Основные боги ведийского пантеона – олицетворяют степени процесса духовного восхождения личности; Будда – высшая степень духовного становления человека (в этом смысле он – высшее божество)

29 Татхагатагарбха

Татхагатагарбха

Зародыш Будды Каждое живое существо имеет возможность стать Буддой (большинство школ тибетских Махаяны, в т.ч. Гелуг-па) Все живые существа уже есть Будды. Нужно только это реализовать/осознать. «Наш собственный ум (читта; семс/синь) и есть Будда» Живое существо = Будда + клеша; Будда = живое существо - клеша (Дзог-чэн, китайские школы буддизма)

Вместилище Будды Абсолютная реальность; Абсолютный Ум (экачитта), порождающий как сансару, так и нирвану. Ум Будды пуст (шунья) для сансарического сознания и не пуст (ашунья) сам по себе (для нирванического) В китайском буддизме сливается со второй версией «Зародыша Будды» в виде синтеза учений Йогачары и Татхагата гарбхи

30 Тибетский буддизм

Тибетский буддизм

Религия Бон (возможно связана с Зороастризмом) Согласно бонской космологии, мир устроен из трех сфер: небесная область богов - белого цвета, земная область людей - красного цвета и нижний мир водяных духов - синего цвета. Мистическое дерево прорастает сквозь все три вселенные и является путем, по которому миры сносятся между собой; Все миры населены духами и основная задача жрецов – их умиротворение; Присутствуют представление о высших богах, о Добре и Зле (зороастризм?) Модификация буддизма в Тибете: буддизм поддерживали и продвигали правители Местное население и аристократия сохраняли верность Бонпо тогда была предложена концепция, согласно которой человек, жертвовавший своим будущим блаженством ради сегодняшней победы Буддизма, достоин поклонения и почитания наряду с совершеннейшими из людей – бодхисатвами Такие люди были названы дхармапалы – хранители веры, им разрешалось в этой жизни и пролитие крови, и общение с женщинами, и роскошь, лишь бы они, охранив от врагов "Закон", дали возможность своим современникам беспрепятственно вступить на "Путь". Не исключалась возможность специального воплощения (аватара) доброго бодхисатвы в гневной ипостаси для борьбы с врагами веры

31 Иволгинский дацан

Иволгинский дацан

был открыт в 1945 году. Здесь находится резиденция Пандито Хамбо ламы, главы буддистов России. При дацане открыт Буддийский Университет, где ведется обучение хувараков-послушников.

Даша Доржо Итигэлов на троне Пандито Хамбо лам (правая рука сложена в жесте проповеди Учения, в другой держит Дхармачакру. Снизу окружен Защитниками Учения. Работа выполнена на факультете буддийской иконографии Буддийского Университета "Даши Чойнхорлин" им.Дамба Даржа Заяева).

32 Дальневосточный буддизм

Дальневосточный буддизм

Активно взаимодействовал с Даосизмом В Китае был религией маргиналов – не принимался господствующей государственной религией – конфуцианством; Основные школы: Чань (Дзен) основное внимание уделяет практическим методам достижения просветления, но унаследовал глубоко разработанную доктрину школы Хуаянь Школа Будды–Амитабхи (школа Чистой земли)

33 Гипотеза

Гипотеза

гипотеза свт. Николая Японского

В Дзен-буддизме «человек берет лишь на себя своими силами, лишь по примету Будды, а не при содействии его, достигнуть верховного блаженства». В буддизме «Чистой земли» главенствует «учение о любвеобильности Будды, готовности его спасать человека по первому призыву, о недостаточности собственных сил человека для спасения и о благодати…»

34 Современный буддизм

Современный буддизм

Необуддизм.

На Западе популярен Дзен Тантрический буддизм Некоторые формы Тибетского буддизма (Карма кагью, Калачакра и т.п.) Рёрихианство – неоязыческая синтетическая религия (соединение теософии, оккультизма и тибетского буддизма)

«Основы буддийской религии»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/osnovy-buddijskoj-religii-57868.html
cсылка на страницу
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды