Религия
<<  Религия-один из источников экологической этики Религия Древнего Востока информационно-творческий проект  >>
Тема 1: Психология религии как область научного знания
Тема 1: Психология религии как область научного знания
Вопросы по теме: 1. Междисциплинарность психологии религии, ее
Вопросы по теме: 1. Междисциплинарность психологии религии, ее
1. Междисциплинарность психологии религии, ее отношение к общей
1. Междисциплинарность психологии религии, ее отношение к общей
Психология религии ориентирована на изучение религиозного человека и
Психология религии ориентирована на изучение религиозного человека и
Специализация научного знания, характерная для нашего времени,
Специализация научного знания, характерная для нашего времени,
Изначально предмет психологии религии можно обозначить как изучение
Изначально предмет психологии религии можно обозначить как изучение
Поскольку на уровне физиологии выявить психологические особенности
Поскольку на уровне физиологии выявить психологические особенности
Вторая особенность общей психологии заключается в том, что она
Вторая особенность общей психологии заключается в том, что она
Все это говорит, что психологические особенности верующих нельзя
Все это говорит, что психологические особенности верующих нельзя
2. Специфика психологии религии и ее взаимосвязь с философией религии,
2. Специфика психологии религии и ее взаимосвязь с философией религии,
Социология религии является как важным разделом религиоведения, так и
Социология религии является как важным разделом религиоведения, так и
Антропология религии – научная дисциплина, связывающая сущность
Антропология религии – научная дисциплина, связывающая сущность
Феноменология религии относительно молодая наука и отрасль
Феноменология религии относительно молодая наука и отрасль
3. Объект исследования психологии религии
3. Объект исследования психологии религии
Общественно-психологические предпосылки религии составляют феномены
Общественно-психологические предпосылки религии составляют феномены
Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида
Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида
Таким образом, предмет психологии религии представляет собой изучение
Таким образом, предмет психологии религии представляет собой изучение
Однако следует сказать, что психология религии представляет особую
Однако следует сказать, что психология религии представляет особую
Под психологией Е.А. Торчинов понимает не то, что обычно имеется в
Под психологией Е.А. Торчинов понимает не то, что обычно имеется в

Презентация на тему: «Психология религии как область научного знания». Автор: Vladimir. Файл: «Психология религии как область научного знания.ppt». Размер zip-архива: 392 КБ.

Психология религии как область научного знания

содержание презентации «Психология религии как область научного знания.ppt»
СлайдТекст
1 Тема 1: Психология религии как область научного знания

Тема 1: Психология религии как область научного знания

2 Вопросы по теме: 1. Междисциплинарность психологии религии, ее

Вопросы по теме: 1. Междисциплинарность психологии религии, ее

отношение к общей психологии и религиоведению; 2. Специфика психологии религии и ее взаимосвязь с философией религии, социологией религии, антропологией религии; 3. Объект исследования психологии религии;

3 1. Междисциплинарность психологии религии, ее отношение к общей

1. Междисциплинарность психологии религии, ее отношение к общей

психологии и религиоведению;

Психология религии относительно молодая наука, возникновение которой относится большинством исследователей к рубежу ХIХ и ХХ веков. Появление этой науки связано как с внутринаучными тенденциями развития научного знания, так и с внешними факторами функционирования науки. Интегрирующим началом формирования психологии религии является междисциплинарность. Даная наука возникает на стыке существования ряда наук: общей психологии, социальной психологии, психологии личности, религиоведения, социологии, антропологии и т. д.

4 Психология религии ориентирована на изучение религиозного человека и

Психология религии ориентирована на изучение религиозного человека и

те проявления, которые выражают его религиозную сущность (особенности религиозного сознания, структуру, функции и типы религиозности, специфику религиозного опыта, религиозных чувств, религиозной веры, религиозное развитие человека, также социально-психологические факторы веры, психологические аспекты жизни религиозных общин, религиозных культов и многое другое). С одной стороны, такой предмет изучения предполагает необходимость взаимосвязи с многими науками, а с другой стороны, уточнение специфики предмета психологии религии. Для этого сначала следует уточнить место психологии религии в системе психологических и религиоведческих наук.

5 Специализация научного знания, характерная для нашего времени,

Специализация научного знания, характерная для нашего времени,

затронула и область психологии. Если в XIX веке речь шла, как правило, о психологии как единой научной дисциплине, то в XX веке происходит прогрессирующая дифференциация психологических наук. Ныне, наряду с общей психологией, существуют и успешно развиваются детская, педагогическая, инженерная психология, патопсихология, социальная психология. Указанные научные дисциплины, имея общей задачей изучение человеческой психики, в то же время отличаются друг от друга как с точки зрения своего предмета, так и в особенности с точки зрения своего подхода, своей методологии и методики изучения психики. Поэтому, прежде всего, предстоит выяснить, какое место занимает психология религии в системе указанных научных дисциплин, какая отрасль психологического знания наиболее близка ей с точки зрения предмета и методологии.

6 Изначально предмет психологии религии можно обозначить как изучение

Изначально предмет психологии религии можно обозначить как изучение

психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении. Тогда возникает вопрос: на каком уровне психологического исследования, с помощью какой науки можно выявить психологические особенности верующих? Неоднократно предпринимались попытки выявить их на физиологическом уровне. В XIX веке и в начале XX века некоторые психологи писали о существовании особого «религиозного инстинкта». «Инстинктивистские» концепции в настоящее время не пользуются популярностью, ибо они обнаружили свою полную несостоятельность.

7 Поскольку на уровне физиологии выявить психологические особенности

Поскольку на уровне физиологии выявить психологические особенности

религиозных людей проблематично, то, возможно, это можно сделать на уровне общей психологии, с помощью ее средств и методов исследования психики? Ответить на этот вопрос позволит краткий анализ двух особенностей общей психологии, которые имеют важное значение для определения предмета психологии религии. Первая особенность состоит в том, что общая психология изучает человеческую психику в основном процессуально, функционально, а не содержательно. Это значит, что общую психологию интересуют общие законы функционирования психических процессов: мышления, восприятия, эмоций, воли и т. д. Происходит абстрагирование от вопроса о том, каково содержание человеческих мыслей или восприятии, какова направленность чувств или воли личности.

8 Вторая особенность общей психологии заключается в том, что она

Вторая особенность общей психологии заключается в том, что она

рассматривает последнюю в ее общих чертах и закономерностях, свойственных людям любой эпохи, принадлежащим к любому классу, социальной группе и т. п. Она не изучает те или иные социальные типы личности, особенности психики каждого из этих типов, взаимодействие личности с социальной группой. А верующие представляют собой особый социальный тип личности, который может быть понят лишь в его социальном контексте, т. е. исходя из анализа определенной эпохи, социальной микро- и макросреды, роли и места верующего в религиозной общине, психологического воздействия на него единоверцев.

9 Все это говорит, что психологические особенности верующих нельзя

Все это говорит, что психологические особенности верующих нельзя

выявить на основе общепсихологического исследования. Параллельно в системе психологических наук формировалась и другая позиция, которая исходила из того, что психология религии может быть исследована на основе социальной психологии. Но главный вывод, который был сделан, заключается в том, что раскрывать природу религии можно исключительно на основе междисциплинарного взаимодействия. И в первую очередь через обращение к опыту религиоведческого анализа.

10 2. Специфика психологии религии и ее взаимосвязь с философией религии,

2. Специфика психологии религии и ее взаимосвязь с философией религии,

социологией религии, антропологией религии

Религиоведение изучает религию с точки зрения ее общих закономерностей и особенностей как формы общественного сознания. Здесь можно выделить несколько разделов: история религии, теория религии (философские, социологические, психологические, антропологические, феноменологические), типология религий и т. д. Философия религии является базовым разделом религиоведения, поскольку в ее рамках разрабатываются наиболее общие понятия и концепции объекта изучения. Эти понятия и концепции многообразны, а интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа – натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, персонализма, неотомизма и т. д.

11 Социология религии является как важным разделом религиоведения, так и

Социология религии является как важным разделом религиоведения, так и

самостоятельной наукой, оформившей свою самостоятельность на рубеже ХIХ и ХХ веков. Социология религии исходит из того тезиса, что объяснить религиозный феномен с позиции субъективного опыта не представляется возможным в полной мере. Религия рассматривается как общественная подсистема. Она представляет собой измерение социальной жизни, четко выражающее основы человеческого существования в его социальном бытии. Сегодня социология религии представлена следующей структурой: понимающая социология, социология социального действия, формальная социология, интегральная социология, материалистическая социология религии, а также компаративно-типологическое, структурно-функциональное, феноменологическое направления и т. д.

12 Антропология религии – научная дисциплина, связывающая сущность

Антропология религии – научная дисциплина, связывающая сущность

религии с природой человека, его эволюционными, расовыми, этническими, культурными особенностями. Религия существует столько же, сколько существует человек (главное тому свидетельство – погребения людей). Религия представляет собой явление, которое эволюционирует вместе с человеком от простых форм к сложным. Природа религии лежит в архаических представлениях о мире у предков современного человека. Антропология религии представляет собой сферу знания, изучающую антропологические теории мифа, антропологические теории ритуала, состояние и структуру народной религиозности, когнитивные представления, этологический подход и т. д.

13 Феноменология религии относительно молодая наука и отрасль

Феноменология религии относительно молодая наука и отрасль

религиоведения. Она складывается в ХХ веке. Нельзя сказать, что ее предметное поле представляет четкую ясность по сравнению с другими сферами религиоведения, тем не менее, феноменология религии исходит из того понимания сущности религии, которое стремиться выяснить ее с помощью проявлений последних. Главными понятиями феноменологии религии являются такие, как священное и профанное (их отличия). В феноменологии религии соотносятся представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в состоянии коммуникации индивидов с позиции религиозных значений и смыслов. В феноменологии религии сложилось две традиции изучения ее предмета: дескриптивная и интерпретативная

14 3. Объект исследования психологии религии

3. Объект исследования психологии религии

К психологическим факторам религии относятся состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе социумных начал в связи с гносеологическими. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические детерминанты. Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как в психологии индивидов.

15 Общественно-психологические предпосылки религии составляют феномены

Общественно-психологические предпосылки религии составляют феномены

психологии общества и групп. К ним относятся: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и пр. Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы могут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях и т.д.

16 Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида

Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида

Это предпосылки переживания всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т. д.), страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления. Совместная жизнь людей обусловливает многостороннюю зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся предметы удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро переживается в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и поражениях.

17 Таким образом, предмет психологии религии представляет собой изучение

Таким образом, предмет психологии религии представляет собой изучение

психологических закономерностей возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, группы, общества. Общее представление о предметном поле психологии религии выражает собой совокупность следующих моментов: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, раскрывающих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) изучение многообразия религиозно-психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений – культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения и т. д.; 5) методика психологических исследований религиозности.

18 Однако следует сказать, что психология религии представляет особую

Однако следует сказать, что психология религии представляет особую

отрасль знаний в ряду дисциплин, изучающих религию. Дело в том, что подавляющее большинство концепций, интерпретирующих религию носит, социологический характер. Это действительно важно и необходимо для исследований религии. Но психология представляет собой ту перспективу изучения религии, которая позволяет по-новому определить сущность последней. Такой подход представлен в литературе отечественным исследователем Е.А. Торчиновым, который достаточно своеобразно и оригинально обозначает предмет психологии религии. Это не значит, что выше обозначенные предмет и предметное поле психологии религии неверны, а значит, что в рамках психологии религии формируется новый подход в понимании предмета этой дисциплины, который, если так можно выразиться, обозначает «чисто психологическую природу» религии.

19 Под психологией Е.А. Торчинов понимает не то, что обычно имеется в

Под психологией Е.А. Торчинов понимает не то, что обычно имеется в

од психологией Е.А. Торчинов понимает не то, что обычно имеется в виду, когда говорится о психологии религии. Под психологией религии обычно подразумевается исследование религиозных чувств, переживаний, жизненных установок и ценностных ориентации верующих. Эти вопросы, хотя и могут косвенно касаться нового понимания предмета психологии религии, однако, никоим образом непосредственно не входят в его предмет. Под психологией отечественный исследователь понимает, прежде всего, именно религиозный опыт в достаточно узком смысле этого слова. Религиозный опыт – это те переживания и состояния сознания, которые обычно относятся религиеведением к области мистики и которые являются объектом достаточно пристального внимания со стороны представителей глубинной психологии, прежде всего К.Г. Юнга, и трансперсональных психологов (С. Гроф, К. Уилбер и др.).

«Психология религии как область научного знания»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/psikhologija-religii-kak-oblast-nauchnogo-znanija-59865.html
cсылка на страницу
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по религии и этике > Религия > Психология религии как область научного знания