Религия
<<  Религия в жизни общества Религия и экономика  >>
Религия и общество
Религия и общество
Учебные вопросы: 1. Религия и общество
Учебные вопросы: 1. Религия и общество
Вопрос 1 Религия и общество
Вопрос 1 Религия и общество
Взаимосвязь религии и общества
Взаимосвязь религии и общества
Динамика секуляризации в искусстве
Динамика секуляризации в искусстве
Разновидности
Разновидности
Вопрос 2 Современная религиозная обстановка в мире и России
Вопрос 2 Современная религиозная обстановка в мире и России
Распространение основных религий мира
Распространение основных религий мира
Распространение религии в мире
Распространение религии в мире
ДОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТРАН МИРА, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО РЕЛИГИЯ ИГРАЕТ «ОЧЕНЬ
ДОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТРАН МИРА, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО РЕЛИГИЯ ИГРАЕТ «ОЧЕНЬ
СОСТАВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в %)
СОСТАВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в %)
Вопрос 3 Понятие религии как элемента культуры
Вопрос 3 Понятие религии как элемента культуры
Религия как элемент культуры
Религия как элемент культуры
Основные подходы к изучению религии
Основные подходы к изучению религии
Определения понятия «религия»
Определения понятия «религия»
Структура религии
Структура религии
Структура религиозного культа
Структура религиозного культа
Функции религии
Функции религии
Формы религиозных систем
Формы религиозных систем
Структурная иерархия религии
Структурная иерархия религии
ИУДАИЗМ (Израиль)
ИУДАИЗМ (Израиль)
Основные мировые религиозные системы
Основные мировые религиозные системы
Религия как явление
Религия как явление

Презентация на тему: «Религия и общество». Автор: Зеленков. Файл: «Религия и общество.ppt». Размер zip-архива: 1408 КБ.

Религия и общество

содержание презентации «Религия и общество.ppt»
СлайдТекст
1 Религия и общество
2 Учебные вопросы: 1. Религия и общество

Учебные вопросы: 1. Религия и общество

2. Современная религиозная обстановка в мире и России. 3. Понятие религии как элемента культуры.

3 Вопрос 1 Религия и общество

Вопрос 1 Религия и общество

4 Взаимосвязь религии и общества

Взаимосвязь религии и общества

Сакрализация

Секуляризация

Взаимосвязь религии и общества рассматривается через два основных понятия

Широкое вовлечение в сферу религиозного влияния и санкционирования различных социальных институтов, отношений и форм общественного и индивидуального сознания

- Архитектура и искусство; - Живопись; - Философия; - Музыка; - Литература; - Наука; - Этика; - Право; - Политика; - Семья; - Экономика и др.

- Выход из под контроля церкви властных отношений; - освобождение от религиозного санкционирования государственно -правовых отношений; - замена духовенства на служащих мирян в государственном аппарате; - прекращение монополии церкви на образование; - передача юридической власти от церковных судов светским судам.

Процесс высвобождения из-под влияния религии социальных отношений и институтов, различных сторон и уровней жизнедеятельности общества и личности, вытеснение религии из различных сфер общественной жизни светскими формами духовного производства и организации жизнедеятельности людей

Сферы проникновения религии

Формы секуляризации

2

5 Динамика секуляризации в искусстве

Динамика секуляризации в искусстве

Картины и скульптуры

%

%

%

XIV-XV века

XVI век

XVII век

XVIII век

XIX век

XX век

До X века

X-XI века

XII-XIII века

Религиозные

81,9

94,7

97,0

Светские

18,1

5,3

3,0

В целом

100

100

100

Религиозные

85,0

64,7

50,8

Светские

15,0

33,3

49,2

В целом

100

100

100

Религиозные

24,1

10,0

3,9

Светские

79,9

90,0

96,1

В целом

100

100

100

Сформировались

Светское государство

Светская школа

Светская культура

В результате секуляризации

3

6 Разновидности

Разновидности

Понятие и разновидности свободомыслия

Свободомыслие - мировоззренческая установка, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем

НИГИЛИЗМ Проявляется через отрицание религии, не связанное с утверждением какого-либо иного мировоззрения, положительных ценностей и идеалов

БОГОБОРЧЕСТВО Выражается в чувстве протеста против Бога, создавшего этот, как это кажется богоборцу, несправедливый и жестокий мир

СКЕПТИЦИЗМ Проявляется в сомнении истинности вероучения в целом или его положений

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ Религиозное обоснование связано с борьбой против формализации религиозной жизни, господства в ней организационных структур и духовенства (светское обоснование, как правило, связано с идеей веротерпимости, свободы совести)

АТЕИЗМ Представляет собой систему воззрений, отвергающих существование Бога

ИНДИФФЕРЕНТИЗМ Проявляется через безразличие к религии и ее существенным идеям

4

7 Вопрос 2 Современная религиозная обстановка в мире и России

Вопрос 2 Современная религиозная обстановка в мире и России

8 Распространение основных религий мира

Распространение основных религий мира

5

по данным Всемирной христианской энциклопедии, в %.)

(По данным encyclopedia britannica, в %.)

9 Распространение религии в мире

Распространение религии в мире

10 ДОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТРАН МИРА, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО РЕЛИГИЯ ИГРАЕТ «ОЧЕНЬ

ДОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТРАН МИРА, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО РЕЛИГИЯ ИГРАЕТ «ОЧЕНЬ

ВАЖНУЮ» РОЛЬ В ИХ ЖИЗНИ (в %)

«Попытки составить представления о боге с позиции разума есть «похоть любознательности». Бога можно постигнуть только верой. Верую, потому что нелепо.» (Тертуллиан, Христианский богослов)

7

11 СОСТАВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в %)

СОСТАВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в %)

Каждый пятый россиянин считает себя верующим человеком и стремится соблюдать все ритуалы, которые предписывает его религия. Еще 42% относят себя скорее к верующим, чем к неверующим. А 18% опрошенных верят, что в мире есть высшие силы. Среди неверующих убежденных атеистов немного - всего 4%, остальные 10% охарактеризовали себя как «скорее неверующие». (ВЦИОМ, 2006)

11

12 Вопрос 3 Понятие религии как элемента культуры

Вопрос 3 Понятие религии как элемента культуры

13 Религия как элемент культуры

Религия как элемент культуры

Культура – это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях

Духовная

Основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме

Религиозная

Представляет собой систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии, культы и учения

12

14 Основные подходы к изучению религии

Основные подходы к изучению религии

Конфессиональный

Атеистический

Феноменологический

«Религия – особая система духовной деятельности людей, специфика которой определяется ее направленностью на иллюзорные сверхъестественные объекты» (Научный атеизм)

(от лат. — церковный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям (церквям, религиям), в связи с этим, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, они имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рассматриваться отдельно, вне общего течения истории, по особой методологии. Такой подход можно назвать еще апологетическим (от греч. — защитительный).

Рассматривает веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное.

(от гр. - явление, данность) Подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время. Их может интересовать историческая роль церкви, которую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной , либо нейтральной к нему.

13

15 Определения понятия «религия»

Определения понятия «религия»

Философские Т.Гоббс : Религия - выдумки, допущенные государством. (А не допущенные им выдумки - это суеверия). Г.Гегель: Религия - это своего рода понимание и представление сущего человеком.

Психологические З.Фрейд : Религия - универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями. К.Юнг: Религия - продукт «коллективного бессознательного», развитые и переработанные в систему символов древние архетипы человечества.

Культурологические Э.Тейлор : Религия - результат психической деятельности индивидов, вера в «духовные существа», основанная на интересе человека к особым состояниям: сну, обморокам, болезням.

Богословские А.Мень: Религия - «преломление бытия в сознании людей».

14

16 Структура религии

Структура религии

Религиозная идеология: стройная система идей и теорий, в которых изложены основы вероучения той или иной религии

Религиозная психология: совокупность религиозных чувств, образов, разрозненных идей, хаотических видений, эмоций, настроений верующих

«Религия – вера, духовная вера, исповедание, богопочитание или основные духовные убеждения» (В.Даль)

Религиозное сознание

Религиозная деятельность

Религиозная организация

Представляют собой упорядоченные группы людей, которые совместно отправляют религиозные обряды

Осуществляется в культовой и некультовой форме

Специфическая форма общественного сознания, включающая два уровня

Культ система особых действий, с помощью которых люди стремятся повлиять на сверхъестественные существа, свойства и отношения, выступающие предметом их веры

Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная: производство религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии. Практическая: религиозная пропаганда, миссионерство и т.п.

Церковь - сообщество верующих, связанных единством христианского вероучения, иерархией и таинствами

Секта - оппозиционное течение по отношению к ранее утвердившимся, господствующим религиозным направлениям

Харизматический культ –разновидность секты, созданная на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности (харизмы)

Деноминация – промежуточный тип, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющий в себе черты церкви и секты.

15

17 Структура религиозного культа

Структура религиозного культа

Богослужебный канон

Очистительные

Умилостивительные

Особые

Культовая система представляет собой совокупность определенных обрядов.

Обряд

Совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления

«Религия будет вечно нужна индивиду, чтобы преодолеть предчувствия и страх смерти, несчастий и роковой судьбы» (Б.Малиновский )

Религиозный культ есть социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов.

Погружение в воду

Обливание водой

Жертвоприношение

Молитва

Таинства

Пост

Вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры

Поклонение святым, иконам и др.

Крещение

Круг годового богослужения

Круг недельного богослужения

Круг суточного богослужения

- Девять служб

16

18 Функции религии

Функции религии

Под функциями религии понимается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что «дает религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу, обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей

Мировоззренческая Заключается в передаче религией человеку миропонимания, миросозерцания, мирочувствования, мироотношения

Интегрирующая Заключается в единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития

Легитимизирующая Суть состоит в том, что для стабильного существования общественной системы необходимо соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения

Политическая Заключается в ее способности влиять на государственный строй

Дезинтегрирующая Выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей на базе того или иного вероучения, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформированным на базе другого вероучения

Социальная Суть в том, что воздействия религии на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях могут привести к различным последствиям

Регулирующая С помощью этой функции религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система

Воспитательная Побуждает человека принять и реализовать в своей жизни определенную систему моральных ценностей

Экзистенциальная Состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором

Идеологическая Религия является надстроечным явлением, формой общественного сознания

17

19 Формы религиозных систем

Формы религиозных систем

Religious (лат.) – связь с Богом, почитание богов; означает веру, особый взгляд на мир, убежденность в существовании сверхъестественного, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединений верующих людей в особую организацию

Политеизм

Пантеизм

Монотеизм

Отождествление Бога с природой

Вера в единого Бога

Вера во многих богов (язычество)

Формы религиозных систем

18

20 Структурная иерархия религии

Структурная иерархия религии

Религия

Направления

Течения

Деноминации

Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и новые, образованные в XIX – XX вв. (Бахаизм и др.)

НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСТВА: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство

НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм, адвентизм, реставрационизм, методизм, перфекционизм, пятидесятничество, сальвационизм и др.

НА ПРИМЕРЕ АДВЕНТИЗМА: адвентисты седьмого дня, адвентисты-реформисты и др.

19

21 ИУДАИЗМ (Израиль)

ИУДАИЗМ (Израиль)

ИНДУИЗМ (Индия)

ЗОРОАСТРИЗМ (Иран, Индия)

ДЖАЙНИЗМ (Индия)

СИКХИЗМ (Индия)

ДАОСИЗМ (Китай)

КОНФУНЦИАНСТВО (Китай)

СИНТОИЗМ (Япония)

МАНДЕИЗМ (Ирак, Иран)

БАХАИЗМ (Индия, Уганда)

ТЭНРИ (Япония)

КАОДАЙ (Вьетнам)

Основные национальные религиозные системы

"Новые религии"

20

22 Основные мировые религиозные системы

Основные мировые религиозные системы

БУДДИЗМ возник в VI в. до н.э. в Индии

ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н.э. в восточной части Римской империи

ИСЛАМ возник в VII в. н.э. в Западной Аравии

Характерные черты: отсутствие этноцентризма, социальная гибкость, прозелитизм

Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Индия, Бирма

Китай, Корея, Япония

Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия

В православии существуют 15 автокефальных церквей.

Существуют в Европе и Америке. На территории бывшего СССР распространен в Литве, на Украине, Белоруссии

Исповедуется азербайджанцами, Персами и курдами из Туркмении и Бухары

Исповедуют коренные национальности Средней Азии, Казахстана, некоторые народности РФ

Исповедуют жители Омана, ОАЭ, Алжира, Туниса, Ливии, Марокко и О-ва Занзибар в Танзании

21

Хинаяна

Махаяна

Ламаизм

Православие XI в.

Католицизм XI в.

Протестантизм XVI в.

Шиизм

Суннизм

Хариджизм

23 Религия как явление

Религия как явление

Религия - это устойчивая вера в сверхъестественное и возможность контакта с ним посредством определенных действий (обрядов)

Состав религии, как явления

Религия человека - социальный костюм, который можно снять и переменить. Если бы этот костюм был чисто идеологическим, то такие верования менялись бы очень часто, ибо верования вообще изменчивы. Но в религии суть дела не в верованиях, не в тех или иных комплексах идей, а в чувственно-эмоциональных переживаниях веры человеком. (П.Сорокин)

22

«Религия и общество»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/religija-i-obschestvo-85042.html
cсылка на страницу
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды