Религия
<<  Психологические трактовки религии Традиционные религии и их распространенность  >>
Шаманизм как природная религия
Шаманизм как природная религия
Цели урока:
Цели урока:
Эпиграф
Эпиграф
Про горный Алтай рассказывают всякое
Про горный Алтай рассказывают всякое
Во время совершения обряда привязывание ленточек – ялама на перевале
Во время совершения обряда привязывание ленточек – ялама на перевале
Кто может быть шаманом
Кто может быть шаманом
Шаман у национального жилища-чаадыра
Шаман у национального жилища-чаадыра
Когда умирает шаманист, его ожидает встреча со своими предками
Когда умирает шаманист, его ожидает встреча со своими предками
По представлениям алтайских шаманов Вселенная делилась на 3 зоны :
По представлениям алтайских шаманов Вселенная делилась на 3 зоны :
Шаманизм как природная религия
Шаманизм как природная религия
Шаманизм как природная религия
Шаманизм как природная религия
Шаманизм как природная религия
Шаманизм как природная религия
Шаманизм как природная религия
Шаманизм как природная религия
Шаманизм как природная религия
Шаманизм как природная религия
Главными священными атрибутами алтайских шаманов были бубен и
Главными священными атрибутами алтайских шаманов были бубен и
Во время камлания бубен осмыслялся верховым ездовым животным шамана,
Во время камлания бубен осмыслялся верховым ездовым животным шамана,
Поперечная перекладина называлась кiрiш - тетива, а железные подвески
Поперечная перекладина называлась кiрiш - тетива, а железные подвески
Ритуальное одеяние являлось священным предметом индивидуального
Ритуальное одеяние являлось священным предметом индивидуального
Одним из основных движений шамана во время камлания с бубном было
Одним из основных движений шамана во время камлания с бубном было
В 1929 году в верховьях реки Малый Хонгорок, Б. Чудинову, журналисту
В 1929 году в верховьях реки Малый Хонгорок, Б. Чудинову, журналисту
Итак, шаманизм – это древняя политеистическая (многобожная) религия с
Итак, шаманизм – это древняя политеистическая (многобожная) религия с
Обычно шаманы – это мужчины, реже женщины, которые чаще встречались в
Обычно шаманы – это мужчины, реже женщины, которые чаще встречались в
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация: «Шаманизм как природная религия». Автор: Воробьева. Файл: «Шаманизм как природная религия.pptx». Размер zip-архива: 1399 КБ.

Шаманизм как природная религия

содержание презентации «Шаманизм как природная религия.pptx»
СлайдТекст
1 Шаманизм как природная религия

Шаманизм как природная религия

Основы религиозных культур Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды История Алтайского края

2 Цели урока:

Цели урока:

Знакомство с Шаманизмом как с уникальной политеистической природной религией Алтая. Выяснение, какие явления природы и космические силы олицетворялись и почитались в шаманизме. Рассмотрение шамана, как личности. Значение атрибутики в жизни и профессиональной деятельности шамана. Формирование толерантности, мультиидентичности, понимания влияния конфессиональных ценностей на формирование и развитие современного мира

3 Эпиграф

Эпиграф

Когда вечерний пал туман, Сквозь землю видящий шаман Явился, бубен за спиной Висел большой, берестяной. Дверь заперев, бревном припёр, Закрыл широкий дымоход, Затем великий кам Тордоор Кружиться начал над огнём. Одежды шелестят на нём, А бубен бухает, как гром. Вот вспененный, раскрывши рот, На помощь духов он зовёт… Тастаракай к земле припал И серой мышкой в тот же миг В аил каана прибежал, Сквозь щелку малую проник. Он слышит, сидя в уголке, Как на собачьем языке, Как на коровьем языке Тордоор лает и ревёт - Беседу с духами ведёт («Маадай – Кара» - алт. героич. эпос)

4 Про горный Алтай рассказывают всякое

Про горный Алтай рассказывают всякое

На этой сравнительно небольшой территрии уживаются и врата в мистическую Шамбалу, и площадка для приземления инопланетных кораблей, и мир эльфов, и сакральные места силы. В этом районе постоянно происходит что-то загадочное, уникальное в общепланетарном масштабе. И здесь рождаются будущие камы - так называют шаманов Алтая.

Шаманизм не историческая религия Он не создавался какой-либо личностью, как Иисус Христос создал христианство, а Мухаммед – ислам. Это природная религия, хотя организовывается шаманами – камами. Для шаманизма как проявления древнего сознания характерно большое количество запретов на действия человека в условиях тайги и гор. За этими запретами просматривается бережное отношение алтайцев к окружающей природе: ! Недопустимость вырывать траву с корнем, так как трава – это волосы земли, и хозяин местности гневался за боль, причиняемую земле ! Запрет на рубку молодых деревьев без крайней необходимости ! Запрет на загрязнение текущей воды – рек, ручьёв бытовым мусором, так как этого не терпит хозяин воды ! Недопустимость загрязнять огонь – бросать в него сор, класть острые железные предметы, перешагивать через очаг, наступать на золу. Считалось, что за нарушение перечисленных норм поведения божество огня Эне наказывало домочадцев различными болезнями, лишало своей охраны от злых духов ! Особо почтительным было отношение к хозяину священной родовой горы. Женщины не допускались на священную гору. Находясь в пределах её видимости, они обязательно должны были покрывать голову. Хозяев гор сказители развлекали занимательными историями

5 Во время совершения обряда привязывание ленточек – ялама на перевале

Во время совершения обряда привязывание ленточек – ялама на перевале

Шаманы во время камлания (священного мистического обряда) обращались к духам природы с мольбами снять порчу со скота, вылечить больного, способствовать удачной охоте и многими другими. В силу этого шаманизм был полезной религий, а шаман – полезным человеком, помогавшим роду

6 Кто может быть шаманом

Кто может быть шаманом

«Белый» шаман Алтая Антон Юданов: «Обычному человеку стать шаманом невозможно. Настоящий шаман обязан обладать девятью отличительными признаками: - Один из предков должен быть шаманом, поскольку дар передаётся по наследству - На теле должна быть «божественная отметина» – родинка величиной с кулак или шестой палец на руке или ноге - Надо уметь видеть духов и общаться с ними - Иметь способность отправлять свою душу в путешествие в другие миры - Лечить без помощи лекарств - Укрощать огонь - Понимать животных - Знать обряды, шаманские молитвы и имена родовых духов - Быть хранителем устного эпического творчества, традиций и обычаев своего народа

7 Шаман у национального жилища-чаадыра

Шаман у национального жилища-чаадыра

Талант к общению с духами, точнее, избранничество, обнаруживается в раннем детстве. У ребёнка при звуках бубна (или даже ни с того, ни с сего) начинаются конвульсии, дрожь, он вскакивает, мечется, «дурит», - обнаруживается «шаманская болезнь». Таких детей ведут к ближайшему старому шаману, у него они обучаются и проходят обряд посвящения. Перечить воле духов и отказываться от своего предназначения нельзя – считается, тогда «болезнь» усиливается и может привести к смертельному исходу. Шаманы Алтая – люди с удивительно устойчивой психикой, так как только эмоционально устойчивый люди могут выдерживать перегрузки, которым подвергается их психика в изменённых состояниях сознания. Специалисты считают, что шаманы обладают развитой интуицией. И это шестое чувство позволят им входить в изменённые состояния сознания (ИСС). И тогда они вполне осязаемо могут общаться с духами Сомнологи называют шаманский транс термином «Осознанный сон», когда сновидения воспринимаются как явь. Некоторые учёные, исследующие феномен ИСС, считают, что это новый, ещё недоступный для большинства людей уровень видения мира.

8 Когда умирает шаманист, его ожидает встреча со своими предками

Когда умирает шаманист, его ожидает встреча со своими предками

Алтайские шаманы считают, что Шамбала находится внутри священной горы Белухи (самая высокая точка Сибири – 4506 м.), но в другом измерении, поэтому её можно увидеть только в изменённом состоянии сознания. А это дано не каждому. Шаманы говорят, что обычному человеку на Белуху ступать нельзя, потому что там живут боги и духи. И там находится центр Земли, энергетически связанный с Космосом

Опытный шаман высокого посвящения может совершить мысленное путешествие в другой мир без бубна и шаманского костюма. По словам учёных, когда шаман танцует у костра и бьёт в бубен, вызывая духов, то находящиеся рядом зрители как будто тоже видят призраков. На самом деле шаманы вводят людей в гипноз. Лабораторные исследования показали, что бой в бубен вызывает изменения центральной нервной системы. Шаман бьёт с частотой 4 – 7 ударов в секунду, этот ритм совпадает с частотой мозговых волн, которые связаны со сновидениями, гипнотическими образами и трансом. Шаман за десять минут такой «музыки»достиг такого транса, которые японские мастера дзен добиваются после шестичасовой практики глубокой медитации. При воздействии на больного мозг шамана и пациента начинают работать в одном ритме. После сеанса эмоциональное состояние и работа имунной системы больного улучшаются. Однажды учёные попросили шамана по-другому подействовать на испытуемых добровольцев: и у кого-то повысилась температура, у кого-то началось сильное головокружение. Из практики известны ситуации, когда после воздействия шамана наступало выздоровление. Но никто из специалистов не скажет, что вылечил именно шаман. Ведь среди пациентов шаман выделяет в первую очередь людей, верящих в его силу. С точки зрения психотерапии это понятно: срабатывает эффект плацебо, когда пациент верит в излечение. Когда шаман занимается излечением, он видит болезнь так, как будто душа человека потерялась в тонком мире. Он находит её и исцеляет.

9 По представлениям алтайских шаманов Вселенная делилась на 3 зоны :

По представлениям алтайских шаманов Вселенная делилась на 3 зоны :

небесную, земную и подземную. Они соединялись между собой мировым деревом (берёзой) или горой, у подножия которой и происходил камлание.

Каждый человек имел своего индивидуального двойника (у христиан – душа). 1) По мнению шаманистов жизнь каждого человека начиналась с небесной зоны Вселенной. Оттуда она посылалась божеством на землю в виде падающей звезды, или через солнечный луч, или через сдувание шаманом зародышей, висящих как листья на священной берёзе, на землю. Они попадали через дымовое отверстие в юрте к изголовью очага, а затем к женщине. 2) После рождения наступал период обитания человека на лунно-солнечной земле до самой смерти. Вместе с человеком рос и взрослел его двойник 3) Во время смерти он, по одним представлениям, покидал тело и возвращался к божеству, а по другим – перекочёвывал в страну умерших, по третьим – переселялся в подземный мир. 4) Во время сна двойник отделялся от тела и бродил по разным местам в виде маленького огонька, возвращаясь при пробуждении. Если двойник не возвращался, то человек заболевал, тогда шаман при камлании находил его, ловил, забирал в бубен, а потом «вбивал» в правое ухо больному. Обыкновенный человек мог видеть двойников только во сне, а шаман и воочию У каждого шамана имелись свои духи. Они делились на 2 большие категории: покровители и помощники. Покровители – это божества высокого ранга: Ульгень и его сыновья, божество огня, хозяева священных гор, Духи - помощники в свою очередь делились на два разряда: тос – предки шамана, которые при жизни были шаманами, и прочие служебные духи, которые вызывались перед камланием ударами в бубен.

10 Шаманизм как природная религия
11 Шаманизм как природная религия
12 Шаманизм как природная религия
13 Шаманизм как природная религия
14 Шаманизм как природная религия
15 Главными священными атрибутами алтайских шаманов были бубен и

Главными священными атрибутами алтайских шаманов были бубен и

ритуальное облачение, которые возились с собой везде и всюду, где должно было состояться камлание Бубен и костюм были приспособлены к кочевым условиям, позволяли осуществить культовое действие в любой обстановке, будь то жилая юрта или избранное место под открытым небом. Не смотря на индивидуальное изготовление и принадлежность тому или иному шаману, бубен и облачение имели общие устойчивые черты.

Бубен был наиболее важным предметом. У северных алтайцев камлания могли проводиться даже не в специальном облачении, а в обыкновенных холщовых халатах, на голову повязывали женский платок, но без бубна не могло быть совершено ни одно действо. В небольшом и портативном священном предмете умещалось своего рода оборудование молельни: это и бубен в целом, и его отдельные части, детали, рисунки, подвески. Конструкция бубна проста: круглая или овальная форма обечайки, внутри две перекладины, из которых одна (рукоять) - вертикальная, а вторая горизонтальная, ныне, как правило, представленная железным прутом и лишь иногда - деревянным.

16 Во время камлания бубен осмыслялся верховым ездовым животным шамана,

Во время камлания бубен осмыслялся верховым ездовым животным шамана,

обычно тем, шкурой которого был обтянут данный бубен. Так же было распространено представление о бубне как о луке, при помощи которого шаман сражался со злыми духами и враждебными шаманами.

17 Поперечная перекладина называлась кiрiш - тетива, а железные подвески

Поперечная перекладина называлась кiрiш - тетива, а железные подвески

символизировали стрелы - ок. Бубен мог играть роль лодки, когда шаман, путешествуя по тем или иным мирам, встречал море или реку. Колотушка бубна служила веслом. Так же бубен был сигнальным ударным инструментом для созыва духов в начале камлания, для обозначения перемещения шамана от этапа к этапу. В то же время, удары в бубен, сопровождающие пение или речитатив шамана, воспринимались как ритуальный аккомпонимент.

Рукоятка бубна - чалу, с круглым перехватом для держания во время камлания, представляла собой хозяина бубна - давно умершего шамана-предка, покровителя камлающего. Шаман не был волен выбирать тип своего бубна, так как наследовал его от умершего шамана. Информацию о том, каким должен быть бубен, он получал от своих духов-покровителей. Кожаная поверхность бубна была покрыта рисунками в соответствии с ортодоксальной схемой представлений о строении Вселенной и обитателях ее разных сфер. Кроме того, при взгляде на рисунки, можно было определить индивидуальную квалификацию шамана, его духов-помощников.

18 Ритуальное одеяние являлось священным предметом индивидуального

Ритуальное одеяние являлось священным предметом индивидуального

назначения и пользования, которое изготавливалось только для шамана, уже имеющего бубен. У алтайцев и тувинцев такое облачение в виде куртки называлось манjак, у сагайцев и качинцев хам тон. Изготовление облачения происходило по указанию духов, так же как и изготовление бубна. Для маньяка, как профессионального ритуального облачения шамана, было характерно сложное внешнее оформление. Оно включало в себя множество жгутов, сотни различных подвесок, небольшие куски ткани в виде платков, ленты, ровдужную бахрому, шкурки зверей, птиц и их отдельные части, тряпичные антропоморфные изображения в виде куколок, змей, чудовищ и т.п., иногда - миниатюрные предметы быта. Жгуты изготавливались обычно из самодельной конопляной веревки, обшитой цветным ситцем, разной длины и толщины. Подвески делались преимущественно из железа (кольца, бляшки), но были и медные колокольчики, бубенцы. Все это прикреплялось к короткополой (из овчины или кожи марала), распашной куртке с рукавами так, что самой куртки не было видно. Она служила как бы конструктивной основой для размещения всей массы деталей. Изготовление костюма шамана было коллективным занятием женщин, в то время как бубен делали только мужчины.

19 Одним из основных движений шамана во время камлания с бубном было

Одним из основных движений шамана во время камлания с бубном было

быстрое вращениевокруг своей оси. Это движение символизировало вихрь. Кам крутился по часовой стрелке. Он также размахивал опахалом, вызывая дуновениелёгкого ветерка, рассматриваемого как появление духов, к которым он обращался с той или иной просьбой. Привлечению духов способствовали также ленточки и бубенчики на одежде и бубне шамана.

20 В 1929 году в верховьях реки Малый Хонгорок, Б. Чудинову, журналисту

В 1929 году в верховьях реки Малый Хонгорок, Б. Чудинову, журналисту

из Москвы, воочию удалось увидеть камлание тофаларского шамана. Он является единственным человеком в истории которому удалось описать это действо:

«Он (Семен Павлович Тутаев) развернул свой большой бубен, обтянутый выкрашенной в красный цвет иманьей кожей, вынул оленью шубу с подстриженным мехом внутри и с целой грудой побрякушек, цветных шнуров, ремешков из замши снаружи на спине и с колокольцами на локтях. Шуба вся была расшита цветными тряпочками, белыми и цветными нитками. Пестрые витые шнуры были нашиты не только на спине, но и в других местах костюма. На спине среди прочих украшений, имевших особое шаманское значение, находились маленький игрушечный лук и колчан с игрушечными стрелами. Когда стемнело, Семен Павлович взял из костра горящее полено и выкинул его из юрты, затем разостлал на земле белый войлочный коврик, снял рубашку и надел на голое тело бренчащую шаманскую шубу, натянул на голову пестрый колпак с вышитым белым узором, изображавшим череп, обул ноги в пестрые расшитые унты с медными полосками на наружной стороне, взял в руки бубен... и, усиленно потягивая трубку, стал сушить бубен над костром, тихо выстукивая колотушкой то одно, то другое место. Колотушка была овальная, загнутая, обшитая на изгибе белым мехом, с короткой ручкой. Звук бубна вначале имел глухой тон, потом по мере высыхания тон становился звучнее. На этот звук в юрту стали собираться обитатели всего стойбища. Они садились вокруг костра, курили трубки и молча наблюдали за шаманом. Наконец шаман сел на коврик, подогнул под себя ноги, затянулся из трубки поглубже несколько раз, бросил ее движением рта, устремил взгляд куда-то за пределы юрты и медленно стал делать колотушкой по бубну тихие и редкие удары, которые затем становились все резче и чаще. Он запел что-то, ударяя по бубну с возрастающей силой. Потом он вскочил, повернулся к костру спиной и ожесточенно забил в бубен, двигая им из стороны в сторону... Ветка (дымившегося можжевельника) была брошена перед шаманом, и дым от нее он вдыхал в себя полной грудью, не переставая петь, двигаться и ударять в бубен. Шаман стал притопывать ногами, изгибаться, вертеться, и длинные шнуры его костюма разметали костер, ударяли по лицам всех зрителей, сидевших на земле, заполняя всю юрту. Костер отодвинули к выходу и заслонили поленьями. Затем шаман опять сел на землю, продолжая свои обрывочные напевы. Закрыв глаза, он заслонился бубном от костра и весь светился сквозь полупрозрачную кожу последнего. Катя давала ему зажженную трубку. Он брал ее и бросал на бубен. Она скатывалась на землю, и, только проделав так три раза, он делал из трубки несколько затяжек. После этого ему давали чашку оленьего молока. Он пил его и остатки разбрызгивал по юрте. После этого он опять вскакивал, извивался еще сильнее, голос его становился громче, и грохочущий бубен метался по юрте... Пестрый разметывающийся костюм, медный лязг многочисленных металлических побрякушек, звон колокольцев, оглушительный мерный звук бубна с разными тонами, пение, плач, всхлипывание шамана, и всю эту картину, при колеблющемся свете костра, на красно-коричневом фоне закопченной юрты, дополняли смуглые бронзовые лица... Четыре часа без минуты отдыха шаманил Тутаев. Обычно спокойный, он становился возбужденным и истеричным, голос его делался тоньше и жалобнее, под конец отняли бубен, но он продолжал трясти в такт побрякушками на спине, что-то напевая рыдающим голосом. В полном изнеможении, мокрый от пота, он повалился спиной в костер. Его подхватили, раздели, накинули на плечи овчинную шубу и посадили на землю. Через несколько минут ему налили в рот горячего чая и сунули трубку. Только через полчаса после этого он немного пришел в себя, но казался страшно усталым».

21 Итак, шаманизм – это древняя политеистическая (многобожная) религия с

Итак, шаманизм – это древняя политеистическая (многобожная) религия с

ярким ритуальным культом. Шаманизм, как религия не имеет письменных источников, какие есть у других религий (Библия, Коран). Шаманизм был распространён у народов Сибири, Центральной Азии, Дальнего Востока, Монголии. Источниками изучения шаманизма являются этнографический материал, коллекции краеведческих музеев, изображения духов, фольклор.

22 Обычно шаманы – это мужчины, реже женщины, которые чаще встречались в

Обычно шаманы – это мужчины, реже женщины, которые чаще встречались в

Китае. Шаманы могли быть женаты, и когда не занимались, могли ходить на охоту или ремесленничать. Трудно сказать, когда появился шаманизм на Алтае, много веков назад. Но уже в 20 годах XX века, после революции и отделения церкви от государства, к шаманизму возвращались многие крещёные алтайцы, повсюду шли камлания с жертвоприношениями домашних животных. Убой скота в жертву духам принял такие размеры, что это стало заботить местные власти Ойротской автономной области. В 1930 годубыли запрещены камлания, а всем шаманам было предписано сдать бубны и одеяния в музеи. Неповиновение наказывалось репрессиями. Однако шаманизм продолжал существовать и в годы советской власти. А в постперестроечное время «вышел из подполья», как и все остальные религии многонациональной России.

23 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Презентацию подготовила Воробьёва О. Ю Учитель истории и обществознания МБОУ «Чарышская СОШ» Использованный материал сайтов: http://www.altai-turizm.ru/index.php/ http://top100.rambler.ru/egi-bin/ http:www.liveinternet.ru/user/ info@ecoaltai.ru

«Шаманизм как природная религия»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/shamanizm-kak-prirodnaja-religija-101762.html
cсылка на страницу
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по религии и этике > Религия > Шаманизм как природная религия