Святые
<<  Симеон Полоцкий Пётр и Феврония  >>
Симеон Полоцкий
Симеон Полоцкий
Русский Барокко
Русский Барокко
Первое стихотворчество
Первое стихотворчество
Симеон Полоцкий (1629-1680) Биография
Симеон Полоцкий (1629-1680) Биография
Биография (2)
Биография (2)
Биография (3)
Биография (3)
Биография (4)
Биография (4)
Биография (5)
Биография (5)
Биография (6)
Биография (6)
Рифмотворение
Рифмотворение
Силлабический стих
Силлабический стих
Рифмотворчество (2)
Рифмотворчество (2)
Вирши
Вирши
Рифмотворчество (3)
Рифмотворчество (3)
Рифмотворение (4)
Рифмотворение (4)
Рифмотворение (5)
Рифмотворение (5)
Рифмотворение (6)
Рифмотворение (6)
Рифмотворение (7)
Рифмотворение (7)
Рифмотворение (8)
Рифмотворение (8)
Источники
Источники
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация: «Симеон Полоцкий». Автор: Doctor Who7. Файл: «Симеон Полоцкий.ppt». Размер zip-архива: 560 КБ.

Симеон Полоцкий

содержание презентации «Симеон Полоцкий.ppt»
СлайдТекст
1 Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий

Регина Григорьева Star? rusk? literatura a folkl?r 1 2013

2 Русский Барокко

Русский Барокко

C конца XVII, термин: 1888 Искусства грубое, безвкусное, "варварское" Признаки: эстетическое выражение преувеличенного пафоса, нарочитой парадности, церемониальности, аллегоризм, интерес к греко-римской мифологии, большое развитие разных стилистических «украшений», имеющих чисто орнаментальное назначение, нарочито-затрудненная речь в результате необычной расстановки слов и т. п Подготовило появление русского классицизма Проявление: виршевая поэзия, придворная и школьная драматургия

3 Первое стихотворчество

Первое стихотворчество

Средства речевой выразительности, нет музыкальности Неупорядоченность в ритимическом отношении, кол-во слогов постоянно менялось, рифма преимущественно глагольная Первая треть XVII в.: появляются силлабические стихи. Преимущественно - в жанре послания.

4 Симеон Полоцкий (1629-1680) Биография

Симеон Полоцкий (1629-1680) Биография

Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович Деятель восточнославянской культуры XVII в., поэт, переводчик, драматург и богослов, один из идейных лидеров "латинствующих". Великое княжество Литовское, Полоцк

5 Биография (2)

Биография (2)

Образование в Киево-Могилянской академии 1656 - возвращается в Полоцк, принимает православное монашество, становится учителем православной братской школы 1656 - удалось лично поднести Алексею Михайловичу (царю) приветственные «Метры» своего сочинения В 1661 г. город был временно занят польскими войсками. В 1664 Симеон Полоцкий направляется в Москву и в Полоцк уже не возвращается: обучает подьячих Приказа тайных дел латинскому языку — языку дипломатии.

6 Биография (3)

Биография (3)

Фигурное стихотворение в форме сердца «От избытка сердца уста глаголят» Из цикла «Благоприветствования» «на случай» — в честь рождения царевича Фёдора (1661 год).

7 Биография (4)

Биография (4)

1665 «Благоприветствование о новодарованном сыне» (Федор Алексеевич, сводный брат Петра I) - стихотворное произведение написанное в геометрической форме звезды

8 Биография (5)

Биография (5)

Активная борьба со старообрядцами 1666-1667 «Жезл правления....» - обличение старообрядчества 1667- Царь поручает воспитание своих детей (Алексей, Федор,Петр) С 1667 - «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения») «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего» «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». «Венец веры кафолической» Придворный астролог (по словам А.С.Пушкина)

9 Биография (6)

Биография (6)

Уверен в том, что Россия должна избавиться от своей самобытности Распространял идеи западноевропейского гуманизма и рационализма. Пропагандировал светскую науку, столь отрицаемую ранее в древнерусской мысли Инициатор создания первого в Москве вуза: Эллино-греческой академии (позднее: Славяно-греко-латинская академия) Призывал строить училща и готовить учителей 1687 – «Верхняя» типография в Кремле, инициатор 1680 – умер, похоронен в монастыре, где располагалась Славяно-греко-латинская академия

10 Рифмотворение

Рифмотворение

Начало: пребывание в Киево-Могилянской академии Создает элегии, сатирическую поэму, направленную против шведского короля Густава-Адольфа, эпиграммы По прибытию в Москву пишет только на русском

11 Силлабический стих

Силлабический стих

Принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения. Пример (в каждой строке 13 слогов, кроме того, после 7 слога обязательный словораздел — цезура, т.е. ритмическая пауза в стихе, разделяющая стих на некоторое количество частей): Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки: Не писав летящи дни века проводити Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти. Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи, На которых смелые не запнутся ноги. Антиох Кантемир

12 Рифмотворчество (2)

Рифмотворчество (2)

Силлабический стих ормировался под воздействием украинского и польского стиха Возможность подготовлена длительным историческим развитием выразительных средств Классик силлабического стиха, канонизатор строгой точности в счете слогов, обязательной цезуры в одиннадцати и тринадцатисложном стихе, преимущественно женской рифмы Поэзия – для просвещения и воспитания

13 Вирши

Вирши

Один из видов стиха духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся сначала в Польше, затем на Украине и в Белоруссии с конца XVI до начала XVIII века, а после перешедший и в русскую литературу (конец XVII—XVIII века). Ранние восточнославянские вирши носили тонический характер, впоследствии под польским влиянием стали силлабическими, и этот термин стал ассоциироваться прежде всего с силлабикой. Впоследствии в разговорном русском языке слово «вирши» приобрело пренебрежительное значение — «плохие стихи», что, возможно, связано с отходом русской поэзии от силлабики в 1730-х гг. и, соответственно, с отношением к этим текстам как к несовершенным.

14 Рифмотворчество (3)

Рифмотворчество (3)

Первый придворный поэт, создателя панегирических торжественных стихов (прообраз хвалебной оды) В центре панегирических виршей - образ идеального просвещенного самодержца Панегирик: - литературный жанр, представляющий собой речь, написанную по случаю чьей-либо смерти (античность — XVIII век). - всякое восхваление в литературном произведении (например, в оде) или выступлении. С XIX века — неоправданное восхваление)

15 Рифмотворение (4)

Рифмотворение (4)

типичное проявление литературного барокко Все панегирические вирши (800) -- "Рифмологион" (1679- 1680) 2957 разных виршей - "Вертоград (сад) многоцветный" (1677-1678) В виршах С. Полоцкий ставит вопросы моральные, стараясь дать обобщенные образы Важным разделом поэзии -- сатира-обличение

16 Рифмотворение (5)

Рифмотворение (5)

В сатире "Купецтво" поэт перечисляет восемь смертных "грехов чину купецкого". Эти "грехи" - обман, ложь, ложная клятва, воровство - отражают реальную социальную практику купечества. Сатира "Монах" строится на противопоставлении идеала и действительности: в начале поэт говорит о том, каким должен быть настоящий монах, а затем переходит к обличению Но увы бесчиния! Благ чин погубися. Иночество в безчинство в многих преложися. Сатирические зарисовки пьянства, чревоугодия, нравственной распущенности монахов даны довольно ярко: Не толико миряне чреву работают, Елико то монаси поят, насыщают. Постное избравши житие водити. На то устремишася, дабы ясти, пити... Мнози от вина буи сквернословят зело, Лают, клевещут, срамят и честные смело... В одеждах овчих вощи хищнии бывают, Чреву работающе, духом погибают.

17 Рифмотворение (6)

Рифмотворение (6)

Цель сатиры нравоучительно-дидактическая - способствовать исправлению нравов В 1670-х годах Симеон Полоцкий от простейших форм школьной драматургии — «диалогов» и «декламаций» — перешел к форме более сложной — к драме: «Комедия о Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» «Комедия притчи о блудном сыне» (школьные драмы: простота композиционного построения, объем, отсутствие аллегорических фигур)

18 Рифмотворение (7)

Рифмотворение (7)

1678 г. «Рифмованная Псалтырь» Проповеди С. Полоцкого (после смерти: 1681—1683 гг.): «Обед душевный» и «Вечеря душевная» С. Полоцкого развивалось в русле панегирической и дидактической поэзии барокко с его обобщенностью и многозначностью символики, аллегорий, контрастностью и гиперболизмом, дидактическим морализаторством. Язык поэзии - чисто книжный Пользуется риторическими вопросами, восклицаниями, инверсивными оборотами

19 Рифмотворение (8)

Рифмотворение (8)

Силлабический стих начинает широко применяться в литературе Расцвет русской силлабической поэзии в первой половине XVIII в. (А. Д. Кантемиру) На смену силлабике пришла силлабо-тоническая система русского стихосложения, разработанная В.К.Тредиаковским и М.В.Ломоносовым

Памятник С. Полоцкому г.Полоцк, 2004

20 Источники

Источники

В.В. Кусков. История древнерусской литературы, 1998 http://polbu.ru/kuskov_lithistory/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9 http://istorya.ru/forum/?showtopic=3325 http://www.portal-slovo.ru/history/35573.php http://txt.drevle.com/person/simeon_polockiy.html http://feb-web.ru/feb/irl/il0/i22/i22-3423.htm

21 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

«Симеон Полоцкий»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/simeon-polotskij-175850.html
cсылка на страницу

Святые

12 презентаций о святых
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды