Святые
<<  Биография Преподобного Сергия Радонежского Симеон Полоцкий  >>
XVII век
XVII век
Барокко
Барокко
Симеон Полоцкий
Симеон Полоцкий
Полигистор и придворный поэт
Полигистор и придворный поэт
Просветительская деятельность Симеона
Просветительская деятельность Симеона
Букварь Симеона Полоцкого
Букварь Симеона Полоцкого
Аввакум о Симеоне Полоцком
Аввакум о Симеоне Полоцком
Литературное наследие
Литературное наследие
Псалтырь рифмотворная
Псалтырь рифмотворная
Отсутствие стихотворных переводов
Отсутствие стихотворных переводов
Художественный эксперимент
Художественный эксперимент
Псалтырь Кохановского
Псалтырь Кохановского
Парафразы
Парафразы
Предисловие к псалтыри Рифмотворной
Предисловие к псалтыри Рифмотворной
 Псалм
Псалм
Прах
Прах
Праведность и нечестие
Праведность и нечестие
4Nie tak wyst
4Nie tak wyst
Злодеи не восстанут
Злодеи не восстанут
Вертоград многоцветный
Вертоград многоцветный
Лето
Лето
Начальный лист
Начальный лист
Казнь сыну за отца
Казнь сыну за отца
Сын
Сын
Гонец
Гонец
Океан
Океан
Рифмологион
Рифмологион
Автограф
Автограф
Панегирические стихотворения
Панегирические стихотворения
Коломенское
Коломенское
Приветство Алексию Михайловичу
Приветство Алексию Михайловичу
Добрый обычай
Добрый обычай
Обычай
Обычай
Царский и церковный обиход
Царский и церковный обиход
Поэтика
Поэтика
Фигурные стихи
Фигурные стихи
Графическая (визуальная) сегментация текста
Графическая (визуальная) сегментация текста
Пирамида
Пирамида
Сочетание элементов графических и словесных
Сочетание элементов графических и словесных
Поэтическое творчество
Поэтическое творчество
Воздействие на адресата
Воздействие на адресата
literatura
literatura

Презентация: «Симеон Полоцкий». Автор: Eliza Ma?ek. Файл: «Симеон Полоцкий.ppt». Размер zip-архива: 544 КБ.

Симеон Полоцкий

содержание презентации «Симеон Полоцкий.ppt»
СлайдТекст
1 XVII век

XVII век

Распад литературы на придворную и демократическую; Вражда официальной письменности (придворной, аристократической и церковной) с раскольниками, которые обвинялись в невежестве, оскудении или даже полном отсутствии ума. Они обзывались «невегласами», «грубыми мужиками», «простаками»;

4

2014-09-17

Eliza Ma?ek

2 Барокко

Барокко

Первое литературное направление в русской литературе. Самозарождение или импорт? Польское Возрождение как фон для русского барокко (Суханек).

5

2014-09-17

Eliza Ma?ek

3 Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский 1621-1680)

1656 г. – первая встреча с Алексеем Михайловичем в Полоцке. 1660 – визит в Москву с «отроками», читающими панегирические вирши. С 1664 г. до смерти в Москве на службе у Алексея Михайловича.

6

Eliza Ma?ek

2014-09-17

4 Полигистор и придворный поэт

Полигистор и придворный поэт

Симеон о своем уме Видите мене, как я муж отраден, Возрастом велик и умом изряден? (...) Ума излишком, аж негде девати, Купи кто хочет, а я рад продати. (Автобиография) Симеон предлагает царю свою литературную «службу» Здрав буди и многолетен царю! Я тебе сладкими Не забуду негды въсхваляти вершами моими. (Метры, 1656)

7

2014-09-17

Eliza Ma?ek

5 Просветительская деятельность Симеона

Просветительская деятельность Симеона

Открытие в Заиконоспасском монастыре латинской школы для подьячих (обучались латыни, поэтике и риторике). Обучение наследников престола Алексея, Федора и др. и создание Букваря для детского читателя (со светскими текстами). Создание Верхней типографии «во славу и прибыток» государству (вольной). Введение живой проповеди на воскресные дни и годичные праздники (изданные позже Верхней типографией в виде сб. Обед душевный и Вечеря душевная).

8

2014-09-17

Eliza Ma?ek

6 Букварь Симеона Полоцкого

Букварь Симеона Полоцкого

9

2014-09-17

Eliza Ma?ek

7 Аввакум о Симеоне Полоцком

Аввакум о Симеоне Полоцком

«Блюдитеся, правовернии, злых делателей: овчеобразные волки Симеон и Епифаний ... Семенка чернец ...выехал от римского папежа в одну весну со мною, как я и он были у царевы руки, и видев он ко мне царевы приятные слова, прискочи ко мне и лизал меня. И я ему рек: «откуда ты, батюшка?», он же отвеща: «я, отеченька, из Киева». А я вижу, яко римлянин. У Феодора Ртищева с ним от Писания в полатке до тово считалися, - вся блядет по уставу римскому» (Житие, 1960, с. 332-333).

10

2014-09-17

Eliza Ma?ek

8 Литературное наследие

Литературное наследие

«Присно прилежал Симеон чтению и писанию. На всякий же день име залог писати в полъдесть по полутетрати, а писание его бе зело мелко и уписисто. И пребывая на Москве 16 лет, написа своею рукою разных книг по исчислению прологов с десять или и вящше» (Сильвестр Медведев). Симеон стал первым профессиональным поэтом, который за свой труд требовал регулярного вознаграждения (гонорара). И царь А.М. эти требования осуществлял (Симеон получал деньги, продукты натурою для себя, родни и челяди, роскошные комнаты в Заиконоспасском монастыре).

11

2014-09-17

Eliza Ma?ek

9 Псалтырь рифмотворная

Псалтырь рифмотворная

Псалтырь рифмотворная, Москва 1680.

Гравюра А. Трухменского по рисунку Симона Ушакова, изображающая царя Давида в позе псалмопевца. «Его лицо и руки обращены к облаку, из которого исходит сноп лучей, как бы свидетельствующих, что псалмы услышаны Богом». Рядом изображена лира, на столике – книга (Псалтырь).

12

2014-09-17

Eliza Ma?ek

10 Отсутствие стихотворных переводов

Отсутствие стихотворных переводов

Отсутствие стихотворных переводов Псалтыри на Руси связано, с одной стороны, с отсутствием поэзии, с другой – с запретами догматического характера. Роль церковнославянского текста Б. Успенский показал, что «не только содержание, но и языковая форма может быть признана еретической, соответственно, не только конкретный текст, имеющий какой-то определенный смысл, но и язык как способ выражения разнообразных смыслов может восприниматься как ересь», любое изменение, ссылка на латинский или польский язык, а также «переложение» в стихи. Перевод Псалтыри с церковнославянского на древнерусский язык Авраамия Фирсова (1683), при переводе Фирсов опирался на польскую католическую Библию Вуйека (1599) и протестантские переводы.

13

2014-09-17

Eliza Ma?ek

11 Художественный эксперимент

Художественный эксперимент

распространяющийся на уровень поэтики произведения, его формы, топики, осуществлялся на издревле знакомом для читателя материале Священного Писания» (Сазонова, с. 127) Такой эксперимент на материале Псалтыри проводит Симеон Полоцкий (1629-1680) Рифмотворная псалтырь (напечатанная в Верхней типографии в 1680 г.) открывает путь к возникновению русской духовной поэзии. Певчий дьяк Василий Титов написал на нее музыку. М.В. Ломоносов назвал ее «вратами учености» (по ней учился грамоте).

14

2014-09-17

Eliza Ma?ek

12 Псалтырь Кохановского

Псалтырь Кохановского

Симеон подражал К. в области версификации (размером Кохановского Симеон перевел 81 из 151 псалмов) и «во украшении пиитическом». Псалтырь рифмотворная была первым стихотворным сборником, напечатанным в России. Положила начало поэтическим переводам псалмов в России (состязались в переводе псалмов Ломоносов, Тредиаковский и Сумароков, а позже многочисленные поэты XIX –XX вв. ).

15

2014-09-17

Eliza Ma?ek

13 Парафразы

Парафразы

«Для периода «риторического», или «традиционалистского», творчества парафразы псалмов были естественным способом поставить священные поэтические тексты в центр всей системы жанров поэзии вообще. По сути, парафразы псалмов были их переводами на язык русской поэзии, так как еще Симеон Полоцкий в предисловии к «Псалтири рифмотворной» главной причиной переложения назвал то, что на древнееврейском языке псалмы являлись текстами поэтическими, но в их славянском переводе это качество утратили (с точки зрения норм поэзии XVII–XVIII века: рифмы, количества слогов, позже — размера и т.д.). .

16

2014-09-17

Eliza Ma?ek

14 Предисловие к псалтыри Рифмотворной

Предисловие к псалтыри Рифмотворной

„Псалми святии царя велика суть дело, Паче Духа Святаго повествую смело, - Ибо егда Давид я усты провещаше, иже на Израилско царство избран бяше, Самем Господем Богом бысть он умудренны...” Симеон оправдывает перед русским читателем свою попытку перевести стихами священный текст.

17

2014-09-17

Eliza Ma?ek

15  Псалм

Псалм

Симеон Полоцкий, Псалм 1

Psalm 1. pochodzi z k?? m?dro?ciowych z p??niejszego okresu. Prawo Bo?e jest w?a?ciwym drogowskazem ?ycia. Блажен муж, иже во злых совет не вхождаше, ниже на пути грешных человек стояше, ниже на седалищех восхоте седети тех, иже не желают блага разумети. [Szcz??liwy, kt?ry nie by? miedzy z?ymi w radzie Ani st?p swoich torem grzesznych ludzi k?adzie Ani siad? na stolicy, gdzie tacy siadaj?, Co si? z nauki zdrowej radzi na?miewaj?;]

18

2014-09-17

Eliza Ma?ek

16 Прах

Прах

Но в законе господни волю полагает, тому днем и нощию себе поучает. Будет бо яко древо, при водах сажденно, еже дает во время си плод свой неизменно. [Ale to jego umys?, to jego staranie, Aby na wszytkim pe?ni? Pa?skie przykazanie; Dzie? li po niebie wiedzie, noc li swoje konie, On ustawicznie w Pa?skim rozmy?la zakonie. ] Он узрит следствия поспешны В незлобивых своих делах, Но пагубой смятутся грешны, Как вихрем восхищенный прах. [Taki podobien b?dzie drzewu porzecznemu, Kt?re przynosi co rok owoc panu swemu, Li?cia nigdy nie trac?c, cho? z?a chwila przydzie; Temu wszystko, co pocznie, na dobre wynidzie.]

19

2014-09-17

Eliza Ma?ek

17 Праведность и нечестие

Праведность и нечестие

Псалом 1(тема - праведность и нечестие)

Композиционный принцип – антитеза ("Блажен муж" - "нечестивый", "путь грешных" - "пути праведных" , "собрание развратителей" - "собранию праведных" ). Стихи 1-3 рисуют образ праведника, стихи 4-5 - образ грешника.

20

2014-09-17

Eliza Ma?ek

18 4Nie tak wyst

4Nie tak wyst

pni, nie tak: s? oni jak plewa, kt?r? wiatr rozmiata. 5 Tote? wyst?pni nie ostoj? si? na s?dzie ani grzesznicy - w zgromadzeniu sprawiedliwych[2], 6 bo Pan uznaje drog? sprawiedliwych, a droga wyst?pnych zaginie [2] - W s?dzie Pana nad wyst?pnymi, rozumianym wraz z p??nym judaizmem eschatologicznie, wezm? tak?e udzia? sprawiedliwi por. Dn 7,22; Mdr 3,8; 1 Kor 6,3). ".

1Szcz??liwy m??, kt?ry nie idzie za rad? wyst?pnych, nie wchodzi na drog? grzesznik?w i nie siada w kole szyderc?w[1], 2 lecz ma upodobanie w Prawie Pana, nad Jego Prawem rozmy?la dniem i noc?. 3 Jest on jak drzewo zasadzone nad p?yn?c? wod?, kt?re wydaje owoc w swoim czasie, a li?cie jego nie wi?dn?: co uczyni, pomy?lnie wypada. [1] "Szyderc?w" - tych, co lekcewa?? Prawo Pana; s? oni synonimem grzesznik?w.

21

2014-09-17

Eliza Ma?ek

19 Злодеи не восстанут

Злодеи не восстанут

И так злодеи не восстанут Пред вышнего творца на суд, И праведны не воспомянут В своем соборе их отнюд. [Ale ?li, kt?rzy Boga i wstydu nie znaj?, Tego szcz??cia, tej nigdy zap?aty nie maj?: R?wni plewom, kt?re si? walaj? przy ziemi, A wiatry, gdzie jedno chc?, wsz?dzie w?adn? jemu.] Господь на праведных взирает И их в пути своем хранит; От грешных взор свой oтвращает И злобный путь их погубит. [Dla czego przed s?dem by? musz? poha?bieni Ani w liczbie z dobrymi b?d? policzeni; Pan bowiem sprawiedliwych na wszelki czas broni, A przewrotne, z?e ludzi cicha pomsta goni.] Jan Kochanowski

22

2014-09-17

Eliza Ma?ek

20 Вертоград многоцветный

Вертоград многоцветный

Сборник стихотворений, составленный по азбучному принципу (алфавит как модель мира, универсума). С точки зрения Симеона «поэт – это «второй бог»: подобно тому, как Бог Словом строит мир, поэт словом своим извлекает из небытия людей, события, мысли. Симеон представляет себе мир в виде книги или алфавита, а элементы мира – как части книги, ее листы, строки, слова, литеры (ИРЛ, с. 440). ЧАСТОСТЬ Не сила капли камень пробивает, но яко часто на того падает; Тако читаяй часто научится, аще и не остр умом си родится.

23

2014-09-17

Eliza Ma?ek

21 Лето

Лето

ВЕРТОГРАД МНОГОЦВЕТНЫЙ ползы ради душевныя православных христиан, Божиим наставлением и пособием, а трудоположением многогрешнаго во иеромонасех Симеона Полоцкаго утяженный и насажденный в лето от создания мира 7186, а от рождества же по плоти Бога Слова 1678, совершися аугуста в день ...

24

2014-09-17

Eliza Ma?ek

22 Начальный лист

Начальный лист

начальный лист парадной рукописи Вертограда многоцветного (буква А)

25

2014-09-17

Eliza Ma?ek

23 Казнь сыну за отца

Казнь сыну за отца

КАЗНЬ СЫНУ ЗА ОТЦА Отец некто изрядно сына воспиташе, жене его сочетав, наследие даше. По мале обнищав сам, нача приходити въ дом сыновень, еже бы алчбу утолити. Питаше кратко время сын отца своего, потом нача косвенно смотрети на него. И ял есть бобом токмо онаго питати, сам же сластная тайно с женою кушати. В един день убо отец к нему прихождаше, а он печена певня с женою ядяше; Сын восхитив то брашно во скров сохранил есть отцу по обычаю бобы представилъ есть,—

26

2014-09-17

Eliza Ma?ek

24 Сын

Сын

а сын потщася взяти ово брашно себе. Иже насыщен иде, идеже бе требе, Прииде к скрову, и се иже сохранися петел на снедь во жабу страшну преложися И в ненасыщенныя злаго мужа очи и на лице безстудно неизбежно скочи; Ему же тако силно чревом прилепися, даже никим образом того отлучися. И тако всескаредно на лици лежаше, то гризущи, ядом си всего исполняше,— Даже от того яда оному умрети. Кайтеся, нечтущии родителей дети! Инии пишут, яко бысть ему ослаба за слезы: прежде смерти отпаде та жаба.

27

2014-09-17

Eliza Ma?ek

25 Гонец

Гонец

Преходят вся

Что-либо в мире украшает тело и на что оку зрети есть весело, подобне сени все то претекает след не остает. Ли яко гонец скоро пребегаяй и на един час нигде почиваяй, вся мимо идут. Печаль оставляют, не утешают.

28

2014-09-17

Eliza Ma?ek

26 Океан

Океан

Еще подобна кораблю текущу, морския воды носом си секущу, иже океан всескоро преходит следа не родит. Мощно и орлу быстру уравняти, иже есть силен всескоро летати, и недовидне стреле в цель идущей, Аер секущей. Напоследок же, яко изчезает безплодный облак, а не одождает нив земных; тако все, что в мире красно, тлится напрасно.

29

2014-09-17

Eliza Ma?ek

27 Рифмологион

Рифмологион

Рифмологион (сборник панегирических и просветительских стихотворений 1659-1680 гг.)

Стихи по случаю дня рождения, именин, смерти царя и членов царской семьи (напр., Орел Российский, Френы, или Плачи всех санов и чинов православного царства о смерти царицы Марии Ильиничны). Стихи, написанные по заказу и стихи-образцы на разные случаи жизни: «от сына к матери», «сына ко отцу из пути пришедша», «к сроднику» и т.п. Комидия притчи о блудном сыне и трагедия О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных.

30

2014-09-17

Eliza Ma?ek

28 Автограф

Автограф

Автограф Симеона Полоцкого многогрешный иеромонах Симеон Полоцкий

31

2014-09-17

Eliza Ma?ek

29 Панегирические стихотворения

Панегирические стихотворения

«Диалог краткий» Рцы, Щастие, кому служиш, кто есть сей? Алексей. Чыя кров? Сын Михайлов. Государев? Царев. Кто саном? Царь роксаном. Коль дуж? Храбрый муж.. Стихотворение в честь царя Алексея Михайловича, состоит из ряда вопросов и рифмующихся с ними ответов (carmen echicum)

32

2014-09-17

Eliza Ma?ek

30 Коломенское

Коломенское

33

2014-09-17

Eliza Ma?ek

31 Приветство Алексию Михайловичу

Приветство Алексию Михайловичу

Приветство благочестивейшему, тишайшему самодержавнейшему государю царю и великому князю Алексию Михайловичу, всея великия и малыя и белыя России самодержцу, о вселении его благополучном в дом, велиим иждивением, предивною хитростию, пречудною красотою в селе Коломенском новосозданный

34

2014-09-17

Eliza Ma?ek

32 Добрый обычай

Добрый обычай

Приветство...

Добрый обычай в мире содержится: в дом новозданный аще кто вселится, Все друзи его ему приветствуют, благополучно жити усердствуют И дары носят от сребра и злата и хлеб, да будет богата полата. Нищ ли кто в злато - руце воздевает к Богу и мольбы теплы возсылает, Да подаст здраво и щасливо жити, им же даде в дом новый ся вселити.

35

2014-09-17

Eliza Ma?ek

33 Обычай

Обычай

Приветство...

Аз сей обычай честный похваляю и сам усердно ему подражаю, Видя в дом новый ваше вселение, в дом, иже миру есть удивление, В дом зело красный, прехитро созданный, честности царстей лепо сготованный. Красоту его мощно есть равняти Соломоновой прекрасной палате. Аще же древо зде не есть кедрово, но стоит за кедр, истинно то слово. А злато везде пресветло блистает, царский дом быти лепота являет.

36

2014-09-17

Eliza Ma?ek

34 Царский и церковный обиход

Царский и церковный обиход

Введение силлабической поэзии в царский и церковный обиход

«Все эти разножанровые произведения объединяет то, что они были предназначены для представления вслух – в церкви ли, в царском дворце или со сцены театра. Стихи приветственные читал сам автор, царевичи и царевны декламировали их своим царственным родителям, младой отрок «Гавриил Стефанов сын дохторов» читал их царевнам, полоцкие отроки декламировали их 19 января 1660 г., выступая перед царем Алексеем Михайловичем, «малые певцы» церкви преподобной Марии Египетской декламировали «стихи краесогласнии на Рождество Христово», чередуя их с рождественскими ирмосами». (Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность, с. 259-260)

37

2014-09-17

Eliza Ma?ek

35 Поэтика

Поэтика

Ориентация на средства выражения Концептизм (в стихотворении Хамелеон хамелеон убивает ядовитой слюной змия, а человек побеждает посредством молитвы демона. Эта сюжетная картинка получает параболическую интерпретацию, действие яда – парадоксально, сравнивается с действием молитвы). Игра слов и каламбуры Антитезы («создан – несозданный», «видим – невиданный» – о Христе из рождественских стихов) Сочетание несопоставимых понятий (яд и молитва, семь толстых коров и семь Даров Святого Духа, «скрипящее колесо» и «ропотный человек»)

38

2014-09-17

Eliza Ma?ek

36 Фигурные стихи

Фигурные стихи

”Фигурные стихи - жанр визуальной поэзии; стихи в виде какой-либо геометрической фигуры или предмета: треугольника, ромба, конуса, сердца, звезды и пр. Фигурные стихи - изобретение древнегреческих поэтов, позже в своём творчестве к ним обращались поэты различных эпох и направлений. В России фигурные стихи были популярны в поэзии Серебряного века и у поэтов-модернистов в начале 20 века”.

39

2014-09-17

Eliza Ma?ek

37 Графическая (визуальная) сегментация текста

Графическая (визуальная) сегментация текста

Графическая (визуальная) сегментация текста (лабиринт, стихотворение-эхо, акростих, фигурные стихи)

40

2014-09-17

Eliza Ma?ek

38 Пирамида

Пирамида

Г. Державин ПИРАМИДА

Зрю Зарю Лучами, Как свещами, Во мраке блестящу, В восторг все души приводящу, Но что? - от солнца в ней толь милое блистанье? Нет! - Пирамида - дел благих воспоминанье.

41

2014-09-17

Eliza Ma?ek

39 Сочетание элементов графических и словесных

Сочетание элементов графических и словесных

i?osierdzia cnot twor ce pokory edin M A R J A atko Mari prosim p zyczy? s ? do Syn Mi?osierdzia cnot tworce pokory jedina / Matko Maria prosim przyczy? si? do Syna. Киноварью выделены буквы, складывающиеся в имя Marja.

Сочетание элементов графических и словесных (взаимодействие искусств)

42

2014-09-17

Eliza Ma?ek

40 Поэтическое творчество

Поэтическое творчество

барочной эпохи – предмет умения, культивируемого посредством образования, знания риторики. Такая поэзия построена на искусстве изобретения, знании технических приемов и остроумии и требует от поэта виртуозного владения словом и стихом». (Л. Сазонова, Лит. культура России, с. 260 )

43

2014-09-17

Eliza Ma?ek

41 Воздействие на адресата

Воздействие на адресата

Поэтика

Воздействие на адресата Функции – морализирующая, дидактическая, познавательная (энциклопедическая), панегирическая

44

2014-09-17

Eliza Ma?ek

42 literatura

literatura

E. Ma?ek, Panegiryk w ?yciu literackim Rosji drugiej po?owy XVII - pocz?tku XVIII wieku, [w:] "Zeszyty Naukowe WSP w Bydgoszczy. Studia Filologiczne, z. 14: Filologia Rosyjska", Bydgoszcz 1982, s. 5-19. E. Ma?ek, Uwagi o poetyce utwor?w panegirycznych Symeona Po?ockiego, [w:] "Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Jagiello?skiego. Prace Historycznoliterackie", z. 49, Krak?w 1984, s. 99-108.

45

2014-09-17

Eliza Ma?ek

«Симеон Полоцкий»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/simeon-polotskij-53742.html
cсылка на страницу

Святые

12 презентаций о святых
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды