ОРКСЭ
<<  План работы городского методического объединения учителей курса ОРКСЭ Открытый урок на день славянской письменности  >>
Входной контроль для слушателей КУК ОРКСЭ
Входной контроль для слушателей КУК ОРКСЭ
5. Для чего вводится предмет ОРКСЭ
5. Для чего вводится предмет ОРКСЭ
Орксэ
Орксэ
Буддизм – мировая религия, возникшая в 5 в. до н.э. в Индии
Буддизм – мировая религия, возникшая в 5 в. до н.э. в Индии
В настоящее время буддизм распространён в странах Азии (Тайланд,
В настоящее время буддизм распространён в странах Азии (Тайланд,
«Трипитака» – основная священная книга буддизма
«Трипитака» – основная священная книга буддизма
В «Сутре-питаке», например написано:«Ни смекалка, ни сила, ни
В «Сутре-питаке», например написано:«Ни смекалка, ни сила, ни
Труд великого буддийского учителя и основателя буддийской школы Дже
Труд великого буддийского учителя и основателя буддийской школы Дже
«Кто зол и несёт в себе ненависть, кто лицемерен и ду- рен, кто предан
«Кто зол и несёт в себе ненависть, кто лицемерен и ду- рен, кто предан
Кто в похвальбе своим удальством убивает человека, мирно идущего своею
Кто в похвальбе своим удальством убивает человека, мирно идущего своею
Главный принцип нового учения «Учась у самого себя, кого я назову
Главный принцип нового учения «Учась у самого себя, кого я назову
Проповедь срединного пути
Проповедь срединного пути
Четыре благородные истины в буддизме:
Четыре благородные истины в буддизме:
Благородный восьмеричный путь
Благородный восьмеричный путь
Правильные усилия (самовоспитание и само- обладание), что предполагает
Правильные усилия (самовоспитание и само- обладание), что предполагает
Буддийские поучения
Буддийские поучения
Пять способов проявления родителями любви к детям: Уводить их от зла
Пять способов проявления родителями любви к детям: Уводить их от зла
Пять способов выражения детьми своей любви и уважения к родителям:
Пять способов выражения детьми своей любви и уважения к родителям:
Буддийские святыни: Буддийские храмы, дацаны, монастыри, ступы, иконы
Буддийские святыни: Буддийские храмы, дацаны, монастыри, ступы, иконы
Буддийский храм
Буддийский храм
Перед статуями располагаются семь чаш с различ- ными подношениями
Перед статуями располагаются семь чаш с различ- ными подношениями
Буддийские храмы предназначены для про- ведения ежедневных и
Буддийские храмы предназначены для про- ведения ежедневных и
Буддийские храмы и ступы обычно богато украшены каменной резьбой и
Буддийские храмы и ступы обычно богато украшены каменной резьбой и
Буддийский монастырь
Буддийский монастырь
Буддийская ступа В переводе с санскр
Буддийская ступа В переводе с санскр
Колесо сансары
Колесо сансары
Символы в буддизме
Символы в буддизме
Лотос – символ духовной чистоты
Лотос – символ духовной чистоты
Буддийский календарь
Буддийский календарь
«Если вы видите кого-либо ,идущего Путём даре- ния, с радостью
«Если вы видите кого-либо ,идущего Путём даре- ния, с радостью
Если не можешь помочь, то хотя бы не навреди
Если не можешь помочь, то хотя бы не навреди
«Тот, кому ведомо понятие о благе…должен посту- пать следующим образом
«Тот, кому ведомо понятие о благе…должен посту- пать следующим образом
«Кто разрушает жизнь и произносит ложь, хва- тает то, что ему не дано
«Кто разрушает жизнь и произносит ложь, хва- тает то, что ему не дано
Пропасть
Пропасть
Один вол жаловался второму: - Отчего это, брат, так получается, что мы
Один вол жаловался второму: - Отчего это, брат, так получается, что мы
Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен
Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен
Примерные темы конспектов уроков
Примерные темы конспектов уроков

Презентация: «Входной контроль для слушателей КУК ОРКСЭ». Автор: Бочкарева. Файл: «Входной контроль для слушателей КУК ОРКСЭ.pps». Размер zip-архива: 46 КБ.

Входной контроль для слушателей КУК ОРКСЭ

содержание презентации «Входной контроль для слушателей КУК ОРКСЭ.pps»
СлайдТекст
1 Входной контроль для слушателей КУК ОРКСЭ

Входной контроль для слушателей КУК ОРКСЭ

Ф.И.О., место работы, должность. Расшифруйте - ОРКСЭ. Цель введения ФГОС в общеобразовательной школе. Как Вы считаете, поможет ли введение ОРКСЭ духовно-нравственному воспитанию школьников?

1

2 5. Для чего вводится предмет ОРКСЭ

5. Для чего вводится предмет ОРКСЭ

6.Что Вы знаете о Ное, Мухаммаде, Иисусе, Будде? 7. Какие мировые религии Вы знаете? 8. Что общего, по Вашему мнению, в мировых религиях?

3 Орксэ

Орксэ

Основы буддизм Ведийская религия Брахманизм Индуизм Буддизм (5 или 6 в. до н.э.)

4 Буддизм – мировая религия, возникшая в 5 в. до н.э. в Индии

Буддизм – мировая религия, возникшая в 5 в. до н.э. в Индии

Основателем её считается Сиддхартха Гаутама,которого называют Буд- дой – «Пробуждённым». Будда передал своим последователям учение о происхождении страдания и путях к его прекращению. Буддизм, в отличие от других религий (христианства и ислама), возник вне библейской традиции. Строго говоря, это не религия, а учение. Буд – дизм -это путь, путь сквозь годы, пространс- тва, это познание себя и мира, путь к едине- нию с природой, путь развития разума.

5 В настоящее время буддизм распространён в странах Азии (Тайланд,

В настоящее время буддизм распространён в странах Азии (Тайланд,

Шри-Ланка, Монго- лия, Лаос, Вьетнам и др.). В России его испове- дуют калмыки, буряты, тувинцы, народы Алтая. Несмотря на то, что в Индии почти нет буддистов, религия не перестаёт быть индий- ской, потому что именно в форме буддизма индийская культура вышла за свои географи- ческие пределы. Приверженцев буддизма в мире около 268 млн.человек, а на Индию приходится не более двух миллионов. Основатель одной из величайших мировых религий – Сидхартха Гаутама. Всего должно быть 995 Будд, в наше время - пятый Будда.

6 «Трипитака» – основная священная книга буддизма

«Трипитака» – основная священная книга буддизма

В ней содержится «три корзины учения». «Виная пита- ка» - «Корзина устава»(дисциплинарных правил), где перечисляются проступки монахов и наказания, кото- рые следуют за ними. Их более 500. Например, монах не должен прикасаться к оружию, не должен прини- мать пищу после 12ч. дня, ему запрещается носить украшения. «Сутра питака» - «Корзина поучений», куда были включены все проповеди Гаутамы, которые запомнили ученики. «Абхиддхарма-питака» - «Корзина чистого знания», содержащая семь трактатов, в кото- рых рассказывается о философии Будды, раскрыва- ется суть буддийского учения.

7 В «Сутре-питаке», например написано:«Ни смекалка, ни сила, ни

В «Сутре-питаке», например написано:«Ни смекалка, ни сила, ни

богатство не поможет тому, у кого нет усер- дия. Такой человек подобен лодочнику, у которого в лодке есть всё, кроме вёсел». Или: «Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрецом, воистину, как говорится, глупец». «Если кто увидит мудреца, указывающего недос- татки и упрекающего за них, пусть он следует за таким мудрецом, как за указывающим сокровище. Лучше, а не хуже будет тому, кто следует за таким».

8 Труд великого буддийского учителя и основателя буддийской школы Дже

Труд великого буддийского учителя и основателя буддийской школы Дже

Цонкапы «Большое руковод- ство к этапам пути пробуждения», в котором он учил своих последователей развивать в себе чувство любви ко всем людям, представляя их в образе своих мате- рей. «Джатаки» - поучительные рассказы о прошлых жиз- нях Будды. Он далеко не всегда рождался в прошлом как человек, а существовал в образах зайца, оленя, царя обезьян, святого отшельника, мудрого царевича, рыбы, черепахи, слона, доброго царя и др. Иногда он принимает даже образ царя богов. В буддийский канон входит 547 джитак разного объёма.

9 «Кто зол и несёт в себе ненависть, кто лицемерен и ду- рен, кто предан

«Кто зол и несёт в себе ненависть, кто лицемерен и ду- рен, кто предан

ложному мнению, кто склонен ко лжи- вости,- в нём ты признай презренного. Кто в этом мире вредит живым существам, один раз или дважды рождённым, в ком нет к ним сострадания,- в том ты признай презренного. Кто осаждает города и посёлки, в ком все видят вра- га и бояться его,- в нём ты признай презренного. Кто, будучи должен, уклоняется от уплаты, когда на- ступает срок, говоря «Я вовсе не должен тебе»,- в нём ты признай презренного.

Учение Будды

10 Кто в похвальбе своим удальством убивает человека, мирно идущего своею

Кто в похвальбе своим удальством убивает человека, мирно идущего своею

дорогой,- в нём признай ты презренного. Кто, будучи богат, не поддерживает ни отца, ни мате- ри, постаревших, потерявших былые силы,- в нём ты признай презренного. Кто оскорбляет мать, отца или брата, сестру и свек- ровь, кто поносит их,- в нём признай ты презренного. Кто любит принимать угощения, но сам не отплачивает им тем же,- в нём признай ты презренного». Так говорится в священном буддийском каноне «Трипитака» ___________________ Канон – устоявшиеся нормы, правила, традиции.

11 Главный принцип нового учения «Учась у самого себя, кого я назову

Главный принцип нового учения «Учась у самого себя, кого я назову

учителем?» «Будьте сами себе светильниками». «Сам человек совершает зло и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам и очищает себя сам. И чистота, и скверна связаны с самим собой. Никто не очистит тебя, кроме самого тебя» - так переданы слова Будды в одном из древнейших памятников буддизма «Дхаммапада».

12 Проповедь срединного пути

Проповедь срединного пути

«О, братья! В две крайности не должны впадать вступившие на путь. В какие же две? Одна из них в страстях, соединена с наслажде- нием, влечением, низкая, грубая, свойственная человеку непросвещённому. Другая соединена с самоистязанием, скорбная, несвятая, связанная с тщетой. Татхагата*, обойдя обе эти крайности, нашёл срединный путь, дающий прозрение, знание, веду- щий к успокоению, высшему пониманию, нирва- не…» *Достигший абсолютной реальности.

13 Четыре благородные истины в буддизме:

Четыре благородные истины в буддизме:

Всё существующее болезненно, несовершен- но (всё сущее – страдание). У этой болезненности есть причина: желания человека, которые возникают из-за гнева, алч- ности, неведения. Причина страдания порождена самим чело- веком, значит, он сам может устранить её. Путь к прекращению страданий – это духов- ное самосовершенствование.

14 Благородный восьмеричный путь

Благородный восьмеричный путь

Правильные взгляды, свободные от суеверий и заблуждений. Это правильное воззрение, т.е понимание четырёх благородных истин. Правильные, возвышенные и мудрые мысли, правильные устремления – решимость дейст- вовать в соответствии с этими истинами. Правильная, доброжелательная и правдивая речь, отказ от грубой, праздной речи. Правильные, честные и чистые действия, т.е. честное добывание средств существования.

15 Правильные усилия (самовоспитание и само- обладание), что предполагает

Правильные усилия (самовоспитание и само- обладание), что предполагает

постоянство в преодолении дурных помыслов и т.п. Правильное поведение, куда входит и отказ от причинения страданий, предполагающий сохранение любой формы жизни. Правильное, активное и изучающее внима- ние, т.е.постоянное осознание, понимание ос- новных положений буддизма об иллюзорности мира. Правильное сосредоточение: достижение спокойствия и невозмутимости.

16 Буддийские поучения

Буддийские поучения

«Ненавистью не одолеть ненависть, лишь любовью ненависть побеждается. Это вечный закон». «Никто нас не спасёт, кроме нас самих, ни- кто не в праве и никому не по силам сделать это». «Нет размышления у того, кто не знает; нет знания у того, кто не размышляет. У кого же и размышление, и знание, тот действительно близок к нирване».

17 Пять способов проявления родителями любви к детям: Уводить их от зла

Пять способов проявления родителями любви к детям: Уводить их от зла

Побуждать их делать добро. Дать им хорошее образование. Устроить им подходящий брак. Передать им в своё время наследство.

18 Пять способов выражения детьми своей любви и уважения к родителям:

Пять способов выражения детьми своей любви и уважения к родителям:

Исполнять обязанности, возложенные на них родителями. Сохранять семейный уклад и традиции. Прислушиваться к советам родителей. Чтить их старость и быть им опорой. Вести себя так, чтобы быть достойными наследства.

19 Буддийские святыни: Буддийские храмы, дацаны, монастыри, ступы, иконы

Буддийские святыни: Буддийские храмы, дацаны, монастыри, ступы, иконы

(тханка, или танка), изображе- ние Будды, статуи; места, связанные с жизнью Будды (г.Лумбини в Непале, г.Бод- хая, Сарнатх и Кушинагар в Индии), мощи и прах Будды и буддийских святых. Одним из наиболее посещаемых святых мест является Храм зуба Будды в г.Канди в государстве Шри-Ланка.

20 Буддийский храм

Буддийский храм

В буддийском храме обычно три двери: левая - для входа, правая - для выхода, центральная предназначена для священнослужителей. Алтарь - главное место в храме. В главном со- борном храме возле алтаря находится трон глав- ного ламы. В центре алтарной части, на возвыше- нии, размещается статуя Будды. Слева и справа от неё – статуи святых, священные тексты и ступа. По краям центральных дверей сидят хранители дисциплины.

21 Перед статуями располагаются семь чаш с различ- ными подношениями

Перед статуями располагаются семь чаш с различ- ными подношениями

буддам и бодхисаттвам. Первая чаша символизирует чистоту ума, вторая – чистоту тела. Цветы в третьей чаше обозначают чистоту взгляда. Четвёртая чаша - это зажжённая лампада: так как свет – это мудрость, а темнота – это неведение.Налитая в пятую чашу вода с благовониями - символ преданности учению. В шестой чаше препод- носят рис, фрукты и сладости. Седьмое подношение – колокольчик, символизирующий пробуждение живых существ, слышащих учение. В алтаре находятся масляные светильники и дары верующих.

22 Буддийские храмы предназначены для про- ведения ежедневных и

Буддийские храмы предназначены для про- ведения ежедневных и

праздничных молебнов, совершения ритуальных обрядов. Молебны начинаются со слов: «Пусть наши мысли всегда будут чистыми, слова всегда бу- дут правдивыми, а сердце всегда будет напол- нено любовью ко всем живым существам». Мистерия Цам - культовый обряд. Цель его- устранение страданий людей и отпугивание злых духов. Ритуальные флажки, ритуальные чётки яв- ляются непременными атрибутами обрядов.

23 Буддийские храмы и ступы обычно богато украшены каменной резьбой и

Буддийские храмы и ступы обычно богато украшены каменной резьбой и

фресками. Танк- ка, музыкальные инструменты (дунчен, дильбу), ритуальные предметы (символический кинжал, сосуд для хранения освящённой воды, лампада и др.),символ Колеса учения,«Колесо сансары» также украшают храмы и ступы. Тханка – это изображение на религиозную тему, выполненное на хлопчатобумажной или шёлковой ткани с использованием натурально- го сырья (золото, полудрагоценные камни).

24 Буддийский монастырь

Буддийский монастырь

Это целый комплекс, включающий в себя храмы, учебные факультеты, библиотеку, поме- щения для монахов, священные статуи, молит- венные барабаны, ступы. Буддийский монастырь является прибежищем для трёх драгоценностей: Будды, его учения и общины, а также духовным центром для мирян и монахов, центром просвещения и образова- ния.

25 Буддийская ступа В переводе с санскр

Буддийская ступа В переводе с санскр

– макушка, куча. У ступ имеется 5 обязательных элементов: основание, лестница (ступени), купол (полуша- рие), шпиль и навершие. Они символизируют: основание – «омрачения» ума, лестница и ку- пол – восьмеричный благородный путь, шпиль сострадание, навершие – просветление. Таково одно из объяснений значений эле- ментов ступы.

26 Колесо сансары

Колесо сансары

«Сансара»переводится с санскрита как «круго- ворот», «переход через различные состояния». Три низших мира: ад, мир голодных духов, мир животных. Три высших мира – это мир людей, мир асуров и мир небожителей. Вечное блуждание в колесе сансары – это вечное страдание. Но в мире людей есть воз- можность очистить свою карму и вырваться из колеса перерождений.

27 Символы в буддизме

Символы в буддизме

Животные: львы – символы защиты учения, белые слоны – знания и стабильности, змея – символ гнева, ненависти; петух – алчности, сви- нья – неведения. Цвета: хадак синий – согласие и спокойствие, зелёный – устранение препятствий, красный – безопасность, жёлтый – плодородие и процвета- ние, жёлтый цвет одежды - знак добровольной скромности последователей Будды. Полная луна – освобождение от страданий.

28 Лотос – символ духовной чистоты

Лотос – символ духовной чистоты

Зажжённая лампада символизирует свет учения. Ваджра – символ твёрдости, несокрушимости истинного учения. Символ «Колесо учения». Ступа – символ Будды и его учения. Дильбу – бронзовый, медный или серебряный колокольчик, символизирующий абсолютную мудрость. Цветы в храме – знак чистоты взгляда. «Три драгоценности»,«Белая раковина» и др.

29 Буддийский календарь

Буддийский календарь

В конце жизни, гласит легенда, Будда при- звал к себе всех животных. Проститься пришли к нему только мышь, крова, тигр… Каждому из них Будда в благодарность вручил по одному году правления в том порядке, в каком живот- ные пришли к нему. Так появился 12-летний «цикл животных».15-й день (полнолуние) каж- дого лунного месяца - праздничный. 5,8,10,25 и 30-е числа каждого месяца счита- ются также хорошими днями. Второго числа проводится большой молебен, завершающий цикл ежедневных служб защит- никам учения. .

30 «Если вы видите кого-либо ,идущего Путём даре- ния, с радостью

«Если вы видите кого-либо ,идущего Путём даре- ния, с радостью

поддержите его, и вы обретёте огромное благо». «Когда тебя просят – пусть о не- многом,- дай». «Сострадание – это нечто принципиальное, что наполняет нашу жизнь смыслом… Это и есть моя подлинная религия, моя простая вера. Наше соб- ственное сердце, наш собственный ум и есть храм. А доктрина – это сострадание». (Далай Лама) «Кто не встаёт, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого реши- мость и мысль подавлены, - тот, беспечный и ле- нивый, не найдёт пути к мудрости». (Дхаммапада)

31 Если не можешь помочь, то хотя бы не навреди

Если не можешь помочь, то хотя бы не навреди

». «Поддерживать отца и мать, ласкать жену и детей и заниматься мирным трудом – вот величайшее благословение». «Если найдёшь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмо- гающего все невзгоды – иди с ним радостный и вдумчивый. Если не найдёшь разумного друга… иди один, как царь, отказавшийся от завоёванного царства, или как слон в слоновом лесу». (Дхаммапада)

32 «Тот, кому ведомо понятие о благе…должен посту- пать следующим образом

«Тот, кому ведомо понятие о благе…должен посту- пать следующим образом

обрести, в высшей сте- пени, в самой высшей степени, способность к благородному изъяснению мыслей, быть честным, приветливым и смиренным. Всем он доволен, уравновешен, скромен в желаниях и удовлетворя- ется малым, спокоен, неприхотлив, нет в нём дер- зости»,- отмечается в Сутта-нипате. «У того, кто почтителен и всегда уважает старых, возрастают четыре дхаммы: жизнь, красота, счастье, сила». (Дхаммапада)

33 «Кто разрушает жизнь и произносит ложь, хва- тает то, что ему не дано

«Кто разрушает жизнь и произносит ложь, хва- тает то, что ему не дано

в этом мире, и ходит к жене другого, человек, который предаётся пьян- ству,- подрывает себе корень здесь, в этом мире». «Хорошо сказанное слово человека, который не следует ему, столь же бесплодно, как и прекрас- ный цветок с приятной окраской, но лишённый аромата». (Дхаммапада)

34 Пропасть

Пропасть

(Притча) Однажды по дороге шла толпа странников. Каждый терпеливо нёс на плече свой крест. Одному человеку показалось, что его крест очень тяжёлый. Человек решил схитрить. Отстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он догнал странников и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои кресты и с их помощью перешли опасный участок пути. Хитрый человек не мог последовать за всеми, так как…

35 Один вол жаловался второму: - Отчего это, брат, так получается, что мы

Один вол жаловался второму: - Отчего это, брат, так получается, что мы

с тобой по целым дням работаем, а хозяева кормят нас только травой да соломой, а вот поросёнка, который никогда ничего не делает, они прямо-таки просто закармливают жирной рисовой кашкой с шафраном и специями?! - Не завидуй ты ему,- отвечает второй вол,- ибо наша пища хоть и не вкусна, зато проста и здорова, и дарует нам долголетие, в то время как поросёнка откармливают для скорого пиршества.

36 Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен

Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен

Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить: - Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком? - Я буду им купишь ли ты меня или нет, - ответил спартанец.

37 Примерные темы конспектов уроков

Примерные темы конспектов уроков

Основы духовных традиций в буддизме. Основные понятия буддийской культуры. Развитие буддийской культуры в России. Нравственные основы семьи в буддизме. Человек в буддийской картине мира. Религиозные храмы и святые места буддийской культуры. Добро и зло как нравственные ценности буддизма. Толерантное отношение к представителям разных конфессий.

«Входной контроль для слушателей КУК ОРКСЭ»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/vkhodnoj-kontrol-dlja-slushatelej-kuk-orkse-174874.html
cсылка на страницу
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по религии и этике > ОРКСЭ > Входной контроль для слушателей КУК ОРКСЭ