Костюм
<<  Народный костюм России Общая характеристика русского народного костюма  >>
Поэзия народного костюма
Поэзия народного костюма
Авторы
Авторы
Цель исследования:
Цель исследования:
Актуальность исследования
Актуальность исследования
Поэзия народного костюма
Поэзия народного костюма
Значение костюма
Значение костюма
Особенности смоленских «украс»
Особенности смоленских «украс»
Смоленщина является родиной древнейших русских орнаментов
Смоленщина является родиной древнейших русских орнаментов
В смоленской народной вышивке обычно употребляли белый холст, частично
В смоленской народной вышивке обычно употребляли белый холст, частично
Сколь сложны порой орнаменты наших украс, столь разнообразна техника
Сколь сложны порой орнаменты наших украс, столь разнообразна техника
«Люди, открывающие забытые пути искусства, бесконечно ценны для нашего
«Люди, открывающие забытые пути искусства, бесконечно ценны для нашего
Большое внимание уделяла Тенишева собиранию костюмов Смоленщины
Большое внимание уделяла Тенишева собиранию костюмов Смоленщины
Коллекция народных костюмов, собранная М. К. Тенишевой, стала народным
Коллекция народных костюмов, собранная М. К. Тенишевой, стала народным
Комплексы женского крестьянского костюма
Комплексы женского крестьянского костюма
Почти каждый уезд Смоленской губернии имел те или иные отличия в
Почти каждый уезд Смоленской губернии имел те или иные отличия в
Новый образ русского стиля
Новый образ русского стиля
Наши работы
Наши работы
Фрагмент пояса
Фрагмент пояса
Позатыльник
Позатыльник
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация на тему: «Поэзия народного костюма». Автор: . Файл: «Поэзия народного костюма.ppt». Размер zip-архива: 5791 КБ.

Поэзия народного костюма

содержание презентации «Поэзия народного костюма.ppt»
СлайдТекст
1 Поэзия народного костюма

Поэзия народного костюма

Исследовательская работа

2 Авторы

Авторы

Степина Ольга Войтова Елизавета Иванова Юлия

3 Цель исследования:

Цель исследования:

Познакомиться с комплексами (видами) крестьянской одежды Смоленской губернии на рубеже XIX-XX веков Выявить точки возможного соприкосновения традиций народного искусства с современным дизайном. .

4 Актуальность исследования

Актуальность исследования

Быстрые темпы развития мира все больше удаляют нас от наших истоков. Мы не знаем традиций наших предков, их быта. Решив изучить историю костюма одежды жителей нашей области мы надеемся глубже узнать историю нашего края, традиции, найти связь поколений.

5 Поэзия народного костюма
6 Значение костюма

Значение костюма

Народный костюм – это своеобразное отражение исторической памяти народа, своего рода культурный код. По традиционному наряду можно было безошибочно определить, из какой волости приехал человек. На Смоленщине в XIX – начале XX веков сложились несколько комплексов народных костюмов. Они разделялись в зависимости от территории, на которой были распространены, а также возраста, социального статуса людей, носивших их.

7 Особенности смоленских «украс»

Особенности смоленских «украс»

С древнейших времен на Смоленской земле украшали разнообразной вышивкой предметы одежды. После тяжелой работы в поле и по хозяйству крестьянка находила время и на вышивку. Несомненно, художественный облик каждой вещи индивидуален, и в то же время опирается на веками сложившиеся традиции.

8 Смоленщина является родиной древнейших русских орнаментов

Смоленщина является родиной древнейших русских орнаментов

В основе смоленских орнаментов лежали геометрические узоры. Самые распространенные ромб, кресты и полосы. У каждого орнамента было свое значение. Ромб и ромбический меандр становились символами жизненности и благоденствия. Крупный квадрат заполняют обычно квадратики-точки — древний символ засеянного поля. Прямая линия обозначала землю, а волнистая — воду.

9 В смоленской народной вышивке обычно употребляли белый холст, частично

В смоленской народной вышивке обычно употребляли белый холст, частично

затканный красными полосами. В вышивке ведущим цветом был также красный, ему подчинялись желтый и синий. Вся вышивка строилась на контрасте цветов. Других сочетаний почти не встречалось.

10 Сколь сложны порой орнаменты наших украс, столь разнообразна техника

Сколь сложны порой орнаменты наших украс, столь разнообразна техника

их исполнения. Древнейшим способом шитья, насколько удалось проследить, была продержка, то есть удаление некоторых нитей и обвивка остальных другими какими-либо, преимущественно красного цвета. Действительно, вышивка перевитью, или, как еще ее называют, строчкой очень характерна для Смоленщины. Узоры из больших и малых ромбов, гребенок, крестов набирались цветными нитками. Получалась как бы мозаика. Помимо перевити, распространена была на Смоленщине и настебка. Здесь вышивка тоже двухсторонняя, но без продергивания ниток. И третий способ — набор, или настил, где узор также накладывается поверх ткани.

11 «Люди, открывающие забытые пути искусства, бесконечно ценны для нашего

«Люди, открывающие забытые пути искусства, бесконечно ценны для нашего

времени.» Николай Рерих.

В конце XIX — начале XX века интерес к русской старине «вошел в моду», но было несколько человек, которые относились к коллекционированию предметов старины серьезно, без корысти или тщеславия. Среди этих людей была женщина, ей мы обязаны сохранением сокровищ народного женского искусства — костюма. Это княгиня М. К. Тенишева. Умная, образованная, наделенная глубокой интуицией, Мария Клавдиевна понимала, что процесс утраты народного искусства в крестьянской среде остановить невозможно, и она начинает собирать предметы быта и особенно костюм.

М.К. Тенишева (1867-1928)

12 Большое внимание уделяла Тенишева собиранию костюмов Смоленщины

Большое внимание уделяла Тенишева собиранию костюмов Смоленщины

Лучшие, наиболее сохранившиеся комплекты покупались у крестьянок различных уездов Смоленской губернии. Так создавалась обширная коллекция русского народного костюма. М. К. Тенишева выстроила на свои средства и подарила Смоленску музей «Русская старина» В имении Талашкино она создала художественные мастерские. В талашкинской вышивальной мастерской работало 2000 крестьянок из более чем 50 деревень округи, выполняющих вышивку на дому с сохранением традиционных местных приемов.

13 Коллекция народных костюмов, собранная М. К. Тенишевой, стала народным

Коллекция народных костюмов, собранная М. К. Тенишевой, стала народным

достоянием. Она хранится в Смоленском государственном объединенном историческом и архитектурно-художественном музее-заповеднике.

14 Комплексы женского крестьянского костюма

Комплексы женского крестьянского костюма

В Смоленской губернии в северных районах бытовали черные сарафаны. По середине переда нашивали два ряда красной с узором домотканой тесьмы, подобной тесьмой с добавлением узкой черной и белой покупной тесемки отделывали низ сарафана. Этот строгий по форме и декору сарафан сочетался с белой рубашкой, рукава которой почти сплошь были покрыты вставками великолепного узорного ткачества — на красном фоне. Горизонтальными рядами были расположены геометрические орнаменты в сочетании с белым, черным и небольшим количеством желтого и зеленого цветов. По низу рубашку также обшивали широкой красной узорной полосой, которая всегда была видна из-под сарафана.

15 Почти каждый уезд Смоленской губернии имел те или иные отличия в

Почти каждый уезд Смоленской губернии имел те или иные отличия в

женском костюме, а иногда даже в соседних деревнях были разные костюмы. Особенно интересными и разнообразными были «комплексы с поневой». Темно-синяя шерстяная понева разделена неяркими светлыми клетками, вытканными тонкими нитями На почти черном цвете они кажутся прорисованными тонким карандашом. Внизу только неширокая красная полоса, закрытая поверху узкой красной и белой тесьмой. Красный хлопчатобумажный фартук скромно украшен внизу несколькими тесемками и неширокой оборкой. Этот простой и малоукрашенный низ сочетается с белой рубашкой с ярко и великолепно декорированными рукавами

16 Новый образ русского стиля

Новый образ русского стиля

В конце XX – начале XXI века люди не перестают удивляться роскошным изделиям смоленских рукодельниц – на фабрике «Смоленская вышивка», где работают профессионалы - конструкторы, обладающие безупречным художественным вкусом и талантом, продолжают традиции княгини Марии Тенишевой «Смоленская вышивка» - старинное предприятие, берущее начало от знаменитых талашкинских мастерских. В архивах есть материалы, свидетельствующие, что оно ведет свою летопись с 1917 года. После Октябрьской революции в селе Гвоздово, по соседству с Талашкиным, была создана промысловая артель художественной вышивки, несколько позже получившая название «13 лет Октября».

17 Наши работы

Наши работы

Гайтан - древний оберег.

В заключительной части нашего исследования, переработав изученный материал, мы претворили его в готовые изделия. И представляем свой скромный труд.

18 Фрагмент пояса

Фрагмент пояса

Пояс в народном костюме выполнял функцию оберега, при его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, передававшиеся изустно на протяжении веков.

19 Позатыльник

Позатыльник

Необходимый элемент каждого кичкообразного убора выполнялся бисерным или из ткани (часто из парчи), подвязывался сзади под сороку, чтобы закрыть сзади кички волосы женщины.

20 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

«Поэзия народного костюма»
http://900igr.net/prezentacija/tekhnologija/poezija-narodnogo-kostjuma-206417.html
cсылка на страницу

Костюм

29 презентаций о костюме
Урок

Технология

35 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по технологии > Костюм > Поэзия народного костюма