Костюм
<<  Русский национальный костюм 1 Народный праздничный костюм  >>
Русский народный костюм
Русский народный костюм
Русский костюм
Русский костюм
Традиционный костюм
Традиционный костюм
Свадебный поезд
Свадебный поезд
Портрет неизвестной крестьянки
Портрет неизвестной крестьянки
Московская девушка
Московская девушка
Ткани
Ткани
Рубаха
Рубаха
Рямой покрой рубах
Рямой покрой рубах
Русский женский костюм
Русский женский костюм
Чёрноузорная и красноузорная вышивка рубах
Чёрноузорная и красноузорная вышивка рубах
Выходная рубаха
Выходная рубаха
Нижняя (нательная) рубаха
Нижняя (нательная) рубаха
Сарафанный комплекc
Сарафанный комплекc
Платье без рукавов
Платье без рукавов
Понёвный комплекс
Понёвный комплекс
Многослойный характер
Многослойный характер
Поневный комплекс
Поневный комплекс
Юбочный комплекc
Юбочный комплекc
Местное название
Местное название
Костюм Белгородской области
Костюм Белгородской области
Ученые-этнографы
Ученые-этнографы
Преобладающий цвет вышивки
Преобладающий цвет вышивки
1.«Уложенный »Сарафан
1.«Уложенный »Сарафан
Разновидности понёв Алексеевского района
Разновидности понёв Алексеевского района
Юбочный комплекс
Юбочный комплекс
Сарафан Прохоровского района
Сарафан Прохоровского района
Косоклинный сарафан Яковлевского района
Косоклинный сарафан Яковлевского района
Костюм Шебекенского и Яковлевского района
Костюм Шебекенского и Яковлевского района
1.Яркий декор на груди на сарафане
1.Яркий декор на груди на сарафане
Пояс
Пояс
Головные уборы
Головные уборы
1.Позатыльник
1.Позатыльник
Сорока
Сорока
Сорока
Сорока
Передники
Передники
Практическая работа
Практическая работа
Проектная деятельность
Проектная деятельность
Осознание темы
Осознание темы
Творческая деятельность
Творческая деятельность
Последовательность выполнения понёвы
Последовательность выполнения понёвы
Народный костюм
Народный костюм
Эмоциональное состояние
Эмоциональное состояние
Зеркало души
Зеркало души
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация на тему: «Русский женский костюм». Автор: Vincent. Файл: «Русский женский костюм.ppt». Размер zip-архива: 6602 КБ.

Русский женский костюм

содержание презентации «Русский женский костюм.ppt»
СлайдТекст
1 Русский народный костюм

Русский народный костюм

Цели и задачи : знакомство с традиционным русским костюмом родного края, воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям

2 Русский костюм

Русский костюм

Русский костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.

3 Традиционный костюм

Традиционный костюм

Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам (род платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII-XVB вв. Он включал рубаху, сарафан, передник. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний

4 Свадебный поезд

Свадебный поезд

А.П. Рябушкин «Свадебный поезд»

5 Портрет неизвестной крестьянки

Портрет неизвестной крестьянки

И.П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Портрет современной девушки в русском костюме

6 Московская девушка

Московская девушка

7 Ткани

Ткани

Символика цвета

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Цвет в одежде всегда был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли. Для южнорусского орнамента характерны следующие цвета: Красный – огонь, заря, жизнь. Зеленый – красота, любовь, цвет Природы. Белый – духовное начало, чистота, снег. Черный – земля, покой, траур. Желтый – солнце, тепло, свет. Синий – небо, вода, духовность, разум.

8 Рубаха

Рубаха

Основными частями женского народного костюма были рубаха.

9 Рямой покрой рубах

Рямой покрой рубах

В южных областях прямой рямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми.. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.

Русский костюм

10 Русский женский костюм
11 Чёрноузорная и красноузорная вышивка рубах

Чёрноузорная и красноузорная вышивка рубах

12 Выходная рубаха

Выходная рубаха

По вороту, рукавам низу шла вышивка, её вышивали красными и чёрными нитками. Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза».

Мужская рубашка

13 Нижняя (нательная) рубаха

Нижняя (нательная) рубаха

Так же как и у мужчин, у женщин были нижняя (нательная) рубаха (сорочка) и верхняя. Сорочка была длиной до пола, и в отличие от мужской в ней не было подоплеки. Ее шили из тонкой льняной ткани прямой и свободной с круглым вырезом. По сравнению с мужской сорочкой ворот, рукава и подол женской украшались вышивкой гораздо богаче. Праздничный вариант рубахи с длинными рукавами назывался долгорукавкой (иногда длина рукава могла достигать 4 м). Эти рукава собирались в складки и закреплялись на кистях рук браслетами. Распускали рукава только по праздникам.

Рубаху делали из яркой цветной ткани или вышивали на ней узоры.

14 Сарафанный комплекc

Сарафанный комплекc

Этнографы выделяют 3 комплекта женской одежды на территории России, —сарафанный комплекс, понёвный и юбочный

15 Платье без рукавов

Платье без рукавов

Сарафанный комплекc представлял собой платье без рукавов, которое надевалось поверх рубахи , или высокую юбку на лямках. Он мог надеваться через голову или застегиваться на пуговицы. Его шили из цветных тканей и украшали галуном, кружевом, драгоценными пуговицами. К нему могли надевать передники. А в холодную погоду женщины носили душегреи. Душегрея представляла собой короткую распашную кофту с рукавами и отложным воротником. Праздничную душегрею шили из шелка или бархата, вышивали золотыми нитями, бисером и украшали бахромой.

16 Понёвный комплекс

Понёвный комплекс

Одним из древнейших видов женской одежды является понева, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани в клетку и собранная гашником. Она могла быть распашной (с разрезом спереди или сбоку) и глухой (полностью сшитой).

17 Многослойный характер

Многослойный характер

В поневном комплексе наиболее ярко выражен многослойный характер русского костюма. Понева надевалась на рубаху, затем надевался передник „запан", иногда с рукавами, далее „навершник" - тип укороченной рубахи, и другие детали и украшения.

Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная рубаха, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником.

.

18 Поневный комплекс

Поневный комплекс

Поневный комплекс состоял из: 1. рубахи, 2. поневы- юбки, 3. запона – передника, 4. украшений, пояса, 5. кички и сороки, платка, 6. лаптей.

19 Юбочный комплекc

Юбочный комплекc

В западных районах России и в Белоруссии с рубахой носили андарак — юбку из шерстяной ткани в клетку или полоску.

20 Местное название

Местное название

Появление у русского населения полосатой юбки (местное название «андарак») относится к периоду не ранее XV века, связано с бытом военно-служилого сословия. «От пояса до ног - 77 дорог», - так звучит загадка об однодворческой юбке. Цвет полос был преимущественно красным или черным.

21 Костюм Белгородской области

Костюм Белгородской области

Регионы с характерными комплексами традиционного костюма. 1. Курско Белгородский- сарафанный комплекс. 2. Приосколье – юбочный комплекс. 3. Воронежско Белгородский – понёвный комплекс

В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго- восточной части Курской и нескольких западных районов Воронежской области. Оказался практически весь спектр видов костюма сложившегося в России.

22 Ученые-этнографы

Ученые-этнографы

Белгородскую область ученые-этнографы по праву называют «заповедником народного костюма».

Народный костюм Белгородского края тесно связан с историей заселения, характером чересполосного проживания русских и украинцев, с военно-политическими событиями. Строительство Белгородской засечной черты в XVI-XVII веках вызвало приток колонистов из всех уголков России: Московии, Польши, Украины. В результате слияния элементов различных культур появилась новая, специфическая народная культура Белгородского края. Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме. В нем нашли воплощение искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, орнамента.

23 Преобладающий цвет вышивки

Преобладающий цвет вышивки

В XIX веке поневу в основном продолжали носить в южнорусских губерниях. Основой поневного комплекса (как и всей народной одежды) является рубаха. Шилась она из конопляной ткани - верх («стан») из тонкой, нижняя часть - из более грубой. Преобладающий цвет вышивки - черный. Техника вышивки - наборные швы удивительно тонкой работы. Архаичный южнорусский геометрический орнамент черного цвета - это экзотический для Руси тип вышивки, связанный с бытованием понев. «Завеска» (фартук, передник) повязывался на талии и закрывал верхнюю часть поневы, оставляя открытой нижнюю часть, более богат вышитую. Завески всевозможных цветов готовились на мануфактурах из шерстяных, хлопчатобумажных набивных тканей, из домотканого полотна. Дополнением костюма могла быть жилетка. На ноги женщины надевали белые вязаные чулки либо «онучи», представлявшие собой узкие полоски домотканины, обертывающие ноги. По праздникам вместо лаптей надевали на ноги «коты» - кожаные туфли с оторочкой. К этой одежде обязательной для женщин была «сорока».

24 1.«Уложенный »Сарафан

1.«Уложенный »Сарафан

Грайворонского района. 2. Понёвный комплекс, с чёрноузорной рубахой. Алексеевский район .

25 Разновидности понёв Алексеевского района

Разновидности понёв Алексеевского района

26 Юбочный комплекс

Юбочный комплекс

Юбочный комплекс: чёрноузорная рубаха,жилет , завеска, пояс. Новооскольский район. Юбочный комплекс Губкинсого района. Юбка из клетчатого красного сукна, красноузорная рубаха

27 Сарафан Прохоровского района

Сарафан Прохоровского района

Саян Ивнянского района

28 Косоклинный сарафан Яковлевского района

Косоклинный сарафан Яковлевского района

Саян. Прохоровского района

29 Костюм Шебекенского и Яковлевского района

Костюм Шебекенского и Яковлевского района

30 1.Яркий декор на груди на сарафане

1.Яркий декор на груди на сарафане

2.Меандровый орнамент «крючья» из серебряной парчи, главное отличие «доброй» понёвы

31 Пояс

Пояс

Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей

32 Головные уборы

Головные уборы

Головные уборы 1.«Кукошник»Ракитянский район 2.Венец. Старооскольский район

33 1.Позатыльник

1.Позатыльник

Яковлевский район. 2. Бархотник Грайворонский район

34 Сорока

Сорока

Рогатая кичка. Алексеевский район

35 Сорока

Сорока

Алексеевский район.

36 Передники

Передники

Передники–запоны («занавески», «завесы») имеют удивительное своеобразие в Белгородском костюме. Завесы надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи. Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей.

37 Практическая работа

Практическая работа

38 Проектная деятельность

Проектная деятельность

Создание альбома «Русский народный костюм»

Этапы проекта: I этап Осознание темы 1.Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию «Русский народный костюм » .Осознание темы предполагает совместно c с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, средств выразительности ,материалов и способов работы. II этап Творческая деятельность под руководством учителя. Создание условий для дальнейшего постижения темы, когда формируются и развиваются художественные знания, умения и навыки. Дети в различной степени самостоятельности выбирают индивидуальную, парную или групповую форму работы основанную на творчестве духовном равенстве и межличностном общении. III этап Самостоятельная творческая деятельность. На этом этапе деятельности предполагается индивидуальная творческая работа, раскрывающая способности, умения и фантазию. IVэтап Итог совместной творческой деятельности, результат создания атмосферы творческого развития и самосовершенствования.

39 Осознание темы

Осознание темы

1. Этап Осознание темы и выбор материала 1.Цветную бумагу для создания костюма. 2. Материал для декорирования.

40 Творческая деятельность

Творческая деятельность

II этап Творческая деятельность под руководством учителя Последовательность выполнения сарафана

1

4

2

3

41 Последовательность выполнения понёвы

Последовательность выполнения понёвы

1

2

3

4

42 Народный костюм

Народный костюм

IVэтап Итог совместной творческой деятельности: альбом «Русский народный костюм»

43 Эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние

1.Выразить своё эмоциональное состояние. 2.Сочинить и пропеть русские народные частушки.

Как надену я рубаху И понёву синюю Вы такую девочку Не сыщете красивую. Я Валуйская девчонка Голубе глазки. На мне нова одежонка, Словно я из сказки Высока сорока, Вышита рубаха Клеточки на юбочке У девчонки- Любочки.

Белгородские девчонки Очень весело живут. В своих новеньких нарядах Никогда не пропадут. Я девчонка озорная, На мне рубаха расписная Сорока золочёная И юбочка парчовая. Ивнянские девочки, Девочки припевочки. Сарафаны новые И сами чернобровые.

44 Зеркало души

Зеркало души

3. «Портрет- зеркало души» Карточки для проведения рефлексии

45 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Учитель ИЗО МОУ СОШ № 49 г. Белгород с углубленным изучением отдельных предметов

Вереитинова Елена Ивановна

«Русский женский костюм»
http://900igr.net/prezentacija/tekhnologija/russkij-zhenskij-kostjum-60939.html
cсылка на страницу

Костюм

29 презентаций о костюме
Урок

Технология

35 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по технологии > Костюм > Русский женский костюм