Философия Скачать
презентацию
<<  Общество в социальной философии Путеводитель растерянных  >>
УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА Кандидат
УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА Кандидат
Содержание: 1.Предмет и функции философии образования
Содержание: 1.Предмет и функции философии образования
Философия образования
Философия образования
? Философия образования - это философия оправдания образования как
? Философия образования - это философия оправдания образования как
путь формирования философии образования - это приложение
путь формирования философии образования - это приложение
Философия образования рассматривает сущность и природу всех явлений в
Философия образования рассматривает сущность и природу всех явлений в
Современная система образования в своих основных чертах сложилась под
Современная система образования в своих основных чертах сложилась под
В России после основания по проекту М.В. Ломоносова Московского
В России после основания по проекту М.В. Ломоносова Московского
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
В настоящее время образу "человека знающего" противопоставляется
В настоящее время образу "человека знающего" противопоставляется
Философия образования
Философия образования
Мир
Мир
Второй стороной основного вопроса философии
Второй стороной основного вопроса философии
Философия
Философия
Философия
Философия
Философия
Философия
– Философия ( и математика) – общая теория систем, теоретическая
– Философия ( и математика) – общая теория систем, теоретическая
Научное и ненаучное познание
Научное и ненаучное познание
Исторические типы рациональности
Исторические типы рациональности
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Структура личности
Структура личности
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Уровни взаимодействия личности и общества
Уровни взаимодействия личности и общества
1. Философия и образование
1. Философия и образование
Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Хайдеггер М
Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Хайдеггер М
Античное образование
Античное образование
Представление об идеальном образце поведения существовало уже в мифах
Представление об идеальном образце поведения существовало уже в мифах
Примерно в то же время (4-1 вв
Примерно в то же время (4-1 вв
Семь свободных искусств (лат
Семь свободных искусств (лат
Античная школа (от греч
Античная школа (от греч
Многие аспекты античной школы дают о себе знать и в наше время
Многие аспекты античной школы дают о себе знать и в наше время
Образование в эпоху средневековья
Образование в эпоху средневековья
В средние века термин "universitas" означал не универсальность
В средние века термин "universitas" означал не универсальность
Образование в раннем Средневековье (5-11 вв
Образование в раннем Средневековье (5-11 вв
Образование феодалов
Образование феодалов
Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати
Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати
Образование в период развитого Средневековья (11-15 вв
Образование в период развитого Средневековья (11-15 вв
Именно в Западной Европе возник университет как специальная
Именно в Западной Европе возник университет как специальная
Учебный процесс Обучение в университетах происходило в несколько
Учебный процесс Обучение в университетах происходило в несколько
Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год
Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год
Repetitio
Repetitio
Развитие школьного образования в Западной Европе в XVII в. требовало
Развитие школьного образования в Западной Европе в XVII в. требовало
с XVI в. в Германии на базе латинских школ открываются гимназии —
с XVI в. в Германии на базе латинских школ открываются гимназии —
представления о происхождении сознания: теория «tabula rasa» (чистая
представления о происхождении сознания: теория «tabula rasa» (чистая
В Англии философская программа Просвещения была сформулирована
В Англии философская программа Просвещения была сформулирована
Французский мыслитель и утопист Ш. Фурье (1772—1837) критиковал
Французский мыслитель и утопист Ш. Фурье (1772—1837) критиковал
С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в грамотности крайне
С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в грамотности крайне
В феодальной Москве письменность и образование были привилегией
В феодальной Москве письменность и образование были привилегией
Глаголица Кириллица
Глаголица Кириллица
Вместе с тем во всей домонгольской Руси неизвестно ни одной
Вместе с тем во всей домонгольской Руси неизвестно ни одной
Русское православное образование имело некоторые особенные черты
Русское православное образование имело некоторые особенные черты
Киевская школа «книжного учения» 988
Киевская школа «книжного учения» 988
Бурса (от позднелат
Бурса (от позднелат
В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан,
В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан,
Во второй половине XVII века, наконец, занялись реализацией решений
Во второй половине XVII века, наконец, занялись реализацией решений
Московская духовная академия
Московская духовная академия
Славяно-греко-латинская академия была создана как всесословное учебное
Славяно-греко-латинская академия была создана как всесословное учебное
Образовательная реформа Петра Великого  Благодаря Петру в России
Образовательная реформа Петра Великого Благодаря Петру в России
именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой
именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой
 Российское образование при Екатерине II   Екатерина изучала опыт
 Российское образование при Екатерине II Екатерина изучала опыт
В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во
В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во
 Российское образование при Николае I в мае 1826 года императорским
 Российское образование при Николае I в мае 1826 года императорским
Образовательная реформа Александра II В 1864 году было принято
Образовательная реформа Александра II В 1864 году было принято
 Российское образование в конце XIX – начале XX века   С начала 70-х
 Российское образование в конце XIX – начале XX века С начала 70-х
Красноречиво свидетельствуют о становлении образования в Москве
Красноречиво свидетельствуют о становлении образования в Москве
синергетика - (греч
синергетика - (греч
системно-синергетическая педагогическая теория базируется на
системно-синергетическая педагогическая теория базируется на
Т.е. Синергетика теоретически восстановила, дописала не вполне
Т.е. Синергетика теоретически восстановила, дописала не вполне
Синергетика - это очередной шаг к пониманию феномена человека во всех
Синергетика - это очередной шаг к пониманию феномена человека во всех
необходимость мыслить категориями теории вероятностей, где событие не
необходимость мыслить категориями теории вероятностей, где событие не
Слайды из презентации «Философия образования» к уроку философии на тему «Философия»

Автор: . Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Философия образования.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 2116 КБ.

Скачать презентацию

Философия образования

содержание презентации «Философия образования.ppt»
СлайдТекст
1 УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА Кандидат

УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА Кандидат

филос.наук, доцент кафедры социальной философии РГСУ.

Москва - 2009

2 Содержание: 1.Предмет и функции философии образования

Содержание: 1.Предмет и функции философии образования

2. Основные проблемы современной философии образования. 3. Философия как методология и аксиология теории и практики образования. 4.Образование как процесс познавательного взаимодействия субъекта и объекта образования, процесс творческой деятельности. 5. История и теория образования в Европе. 6. Образование и философия образования в России. 7. История и теория высшего образования. Идея университета.

3 Философия образования

Философия образования

Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существование системы образования, но и сформулировать новые ценности и пределы образования. (Платон, Аристотель, Августин, Руссо). Целый период в истории философской мысли даже называл себя Просвещением. Немецкая философия 19 века в лице Канта, Шлейермахера, Гегеля, Гумбольдта обосновала идею гуманистического образования личности, предложила пути реформирования системы школьного и университетского образования. И в 20 веке выдвигаются проекты новых образовательных институтов: В.Дильтей, М.Бубер, К. Ясперс, Д.Н. Уайтхед. выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в 40-х годах 20 века: в Колумбийском университете (США) создается общество, цели которого - исследование философских проблем образования, налаживание сотрудничества между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности, философская экспертиза образовательных программ и др.

4 ? Философия образования - это философия оправдания образования как

? Философия образования - это философия оправдания образования как

функции жизни. ? Философию образования можно рассматривать и в качестве условия выживания человечества. ? Философия образования представляет собой динамически меняющееся самосознание изменяющейся культурной ситуации в мире. ? Образование - главный институт воспроизводства интеллектуально-культурного потенциала общества. Britannica: "Философия образования - это область изучения, исследования и практического применения, в которой философские методы применяются к изучению проблем, тем и сущности образования.« В англоязычной литературе по философии образования -обсуждаемые темы: образование в меняющемся обществе; что такое свобода в школьном обучении, роль и место авторитетов в процессе познания. Основной подход - описание "по факту", анализ того, "что есть", а не того, что "хотелось бы, чтобы было".

5 путь формирования философии образования - это приложение

путь формирования философии образования - это приложение

фундаментальных философских принципов к образовательной действительности и ее переосмысление, исходя из этих принципов. Что Вы понимаете под философией образования?: А.Г. Асмолов (заместитель министра образования России) - "Размышление о приоритетах и сущности образования как института развития культуры, пытающихся в меру своих сил повлиять на стратегию образования в современной цивилизации". В.А. Караковский (член-корр. РАО, Москва) - "Философия образования это ветвь современной философии многомерного мира". И.Я. Лернер (академик РАО, Москва) - "Наиболее общие вопросы образования, обусловливающие парадигму подхода к принципиальным вопросам образования". Е.Г. Осовский (член-корр. РАО, Саранск) – «Философия образования - это наука о существовании и генезисе Человека в духовном и образовательном пространстве, о предназначении образования и его роли, влиянии на судьбы личности, общества, государства…».

6 Философия образования рассматривает сущность и природу всех явлений в

Философия образования рассматривает сущность и природу всех явлений в

образовательном процессе: что такое образование само по себе, каким образом оно происходит, каковы природа и источники ценностей образования, каким бывает и каким должно быть поведение участников образовательного процесса, какими бывают и какими должны быть методы содействия образовательному процессу.

7 Современная система образования в своих основных чертах сложилась под

Современная система образования в своих основных чертах сложилась под

влиянием определенных философских и педагогических идей. Они были сформированы в конце 18 начале 19 веков Коменским, Песталоцци, Фребелем и, далее Гербартом, Дистервегом, Дьюи и в сумме образуют "классическую" модель образования. Однако до сих пор существуют сложности в выяснении статуса философии образования, ее взаимоотношении с философией и с педагогической теорией и практикой. В наши дни положение дел начинает меняться. Создан Проблемный научный совет при президиуме РАО, начал работать семинар по философии образования в Институте педагогических исследований РАО, выпущены первые монографии и учебные пособия по философии образования. Представители разных философских направлений по-разному трактуют содержание и задачи философии образования.

8 В России после основания по проекту М.В. Ломоносова Московского

В России после основания по проекту М.В. Ломоносова Московского

университета в 1755г. складывается трехступенчатая модель единой системы образования - "гимназия - университет - академия". Впервые был сформулирован ряд важных положений в области образования, в частности: чтение лекций на русском языке и обеспечение тесной связи теории с практикой в обучении. в начале 19 века возникает новая философская концепция образования, делающая акцент на становлении самосознания личности, на самоформировании личности в актах самосознания культуры. Этот подход, в немецкой классической философии (Гербер, Гумбольдт, Гегель) привел к гуманитаризации образования и к утверждению права личности на образование: личность, понятая как самосознание, формирует себя как субъект культуры. Если основную тенденцию развития современной высшей школы можно обозначить как движение от деятельностно-центрированной педагогики к педагогике личностно- центрированной, то главную тенденцию развития системы образования в России в 19 веке можно описать как движение от созерцания и впитывания к деятельности, освещенной светом индивидуальности. Личность ещё не могла стать центром образовательной системы того времени, но движение в этом направлении обозначалось все яснее.

9
10
11 В настоящее время образу "человека знающего" противопоставляется

В настоящее время образу "человека знающего" противопоставляется

"личность", а цель образования - сформировать полноценную творческую личность. человек знающий (специалист) - часть человека, есть и другие "части" - тело (телесное существо), психика (психическое существо), дух (духовное существо), социальный индивид (родовое существо) и т.д. Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, - всесторонне развитой личности.

12
13 Мир

Мир

Философия как логически обоснованная система знаний о сущности мира и человека в нем

14 Второй стороной основного вопроса философии

Второй стороной основного вопроса философии

является вопрос об отношении сознания к материи, миру как таковому в аспекте познавательных возможностей сознания: познаваем ли мир Познаваем Чрезвычайно ограничены возможности познания Когнитивизм Агностицизм (скептики, Кант, Юм)

15 Философия

Философия

представляет собой единство трёх компонентов: Теории (что?), объясняющей как устроен мир, природа, общество, человек Метода (как?), рационально-логически, диалектически анализирующей мир Цели (зачем?), ориентирующей на смысложизненные идеалы истины, добра и красоты

16 Философия

Философия

Высшая форма (ядро) мировоззрения, форма общественного сознания

Универсальная методология науки, теоретическое обоснование научного знания

17 Философия

Философия

– системный способ освоения действительности (мира в целом), предельное обобщение обобщённых научных знаний о мире, закономерностях его эволюции. Рефлексия над наукой (знание знания)

18 – Философия ( и математика) – общая теория систем, теоретическая

– Философия ( и математика) – общая теория систем, теоретическая

кибернетика – наука педагогика теоретическая эмпирическая – опытные данные место философии в системе научного знания.

Уровень всеобщего Уровень общего (междисцип-линарные знания) Уровень общего, отдельного Уровень частного

19 Научное и ненаучное познание

Научное и ненаучное познание

Система знаний о мире (в гипотезах, аксиомах, теоремах, законах, принципах, понятиях, теориях) Рациональный, логико- понятийный характер, строгие нормы исследования, опора на экспериментальные данные

Несистематизированные знания обыденного прагматического и морально-эстетического опыта Чувственно-образный, рационально-иррациональный, здравый смысл

20 Исторические типы рациональности

Исторические типы рациональности

Классическая рациональность 17 – н. 20 вв. Механистическая картина мира механический детерминизм элиминация субъекта познания (объективация знания: С-средства-О = результат познания абсолютизация устойчивости, отдельности = абсолютная истина строгость, формализация Неклассическая рациональность до 70 гг. 20 в. Постнеклассическая рациональность

21
22
23 Структура личности

Структура личности

Личность – индивидуальное качество и степень развития нравст – венно-духовных творческих сил. идеалы сознание и самосознание ценности нравственно- духовная знания, умения сущность ------------------------------- личности характер = нравственность личности ------------------------------- психич. установки бессознательное темперамент совесть

24
25
26 Уровни взаимодействия личности и общества

Уровни взаимодействия личности и общества

Микросреда – круг повседневных связей с тремя референтными группами социального окружения: семьей трудовым коллективом, группой приятелей Макросреда – страна, государство, культура обитания Мегасреда – все мировое сообщество в его историческом развитии, социально-психологическая атмосфера эпохи. По степени индивидуального вклада личности в развитие каждой их этих сфер можно судить о масштабу личности.

Мегасреда

27 1. Философия и образование

1. Философия и образование

Философия в образовании и образование в философии. 2. Философские основы и предпосылки образовательной системы. 3. Цели и методы обучения (чему и как учить?). Проблема выбора и иерархия предпочтений. 4. Рефлексивные способы выстраивания образовательных стратегий. 5. Философско-методологические ориентиры и процедурно-операциональные методические регулятивы. Интерес и насилие. 6. Проблемы преподавания плюрализма. Как научить разному? 7. Внутренняя свобода творчества и ее границы. Как научить новому? 8. Организация метрики и топологии педагогического пространства-времени. Учебная коммуникация. Игра. 9. Средства реализации эстафетности. Объяснять или показывать? Учить знанию или умению? 10. Социальные институты образования и внутренняя логика их развития. 11. Программируемость и спонтанность обучения. Проблема контроля за результатами. 12. Социокультурный статус и функции образования в постиндустриальную информационную эпоху. Преодоление иллюзий и идеалов Просвещения. 13. Философия как учебная дисциплина: цели и проблемы. 14. Методики преподавания философии и их связь с соответствующими концепциями. 15. Философское образование как трансляция ценностей и продолжение традиции философствования. Формирование специалиста или формирование творца? 16. Эволюция философского учебника и его перспективы. 17. Философия детей и философия для детей. 18. Мировосприятие детей и миропонимание взрослых: проблемы и противоречия. 19. Стратегии образования и стратегии жизни в разных культурах и в разные эпохи. 20. Педагогические практики дзен: медитация и коаны. 21. Воспитание в античности: пайдейа. 22. Современные концепции образования: телесность и власть.

28 Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Хайдеггер М

Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Хайдеггер М

Работы и размышления разных лет. М., 1993. Ясперс К. Тезисы к вопросу об обновлении высшей школы // Историко-философский ежегодник, 1994. М., 1995. Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения. М., 1994. Коменский Я.А. Сочинения. М., 1997. Йегер В. Пайдейа. М., 1997. Марру А.-И. История воспитания в античности. М., 1998. Педагогическая антропология. М., 1998. Философия образования. М., 1996. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. М., 1993-1999.

29 Античное образование

Античное образование

Аристотель (384-322 д.н.э.). впервые сформулировав основные требования к образованию: необходимость учета возрастной периодизации; рассмотрение воспитания как средства укрепления государства; обязательность государственного характера образования, важнейшей задачей образования - воспитание интереса и любви к природе, обществу. Большое внимание уделял нравственному воспитанию, считал, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

30 Представление об идеальном образце поведения существовало уже в мифах

Представление об идеальном образце поведения существовало уже в мифах

и поэмах Гомера, из которых было известно, что мальчиков обучали бегу, охоте, игре на лире и т.п., прививали понятия о геройстве и достоинстве. Основным методом воспитания было подражание образцам, в т.ч. мифологическим.

31 Примерно в то же время (4-1 вв

Примерно в то же время (4-1 вв

д.н.э.) в Древней Спарте сформировалась другая воспитательная модель, где культивировались выносливость, беспрекословное послушание и умение побеждать. Основные признаки этой воспитательной системы (жестокость и суровость воспитания, множественные лишения и наказания воспитанников, их ранее отлучение от семьи). В наше время существуют школы (особенно в Великобритании), где используются основные принципы спартанского воспитания: умение, послушание и стремление побеждать.

32 Семь свободных искусств (лат

Семь свободных искусств (лат

Septem Artes Liberales) — цикл дисциплин, которые составляли основу античной (греко-римской) и средневековой систем образования. Они включали в себя грамматику, диалектику (логику) и риторику (представлявшие собой низшую ступень, «троепутье» познания — тривиум), а также арифметику, геометрию, музыку и астрономию (высшая ступень — «четверопутье» или квадривиум). В Древней Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний, то есть образование имело универсальный («энциклопедический») характер. В эллинистическую эпоху преподавание «свободных искусств» было дополнено практикой интерпретации текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также сведениями математического и естественно-научного характера. Римляне расширили ее за счет введения новых дисциплин. В средневековой Западной Европе образованным человеком мог считаться только тот, кто изучил курс семи свободных искусств. Они изучались в общеобразовательных школах; более глубоко — в университетах на «факультетах искусств», которые составляли начальную ступень высшего образования.

33 Античная школа (от греч

Античная школа (от греч

schole – досуг): начальная(чтение, письмо, счет, спорт, музыка ) и средняя ( с 6 в. до н. э. сначала в Афинах). Возраст учеников - от 13 до 18 лет. Учебная программа предусматривала всестороннее развитие. Ее целью являлось общее среднее образование, называемое греками enkyklios paideia (обучение по всему кругу знаний) и подразумевавшее изучение «artes liberales», т. е. семи «свободных искусств» (грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки). Плюс - занятия спортом. Центральное место занимали занятия по грамматике и риторике. Античная грамматика включала в себя уроки литературы, ставившие гл. задачей изучение крупнейших поэтов –Гомера, трагика Еврипида, автора комедий Менандра и оратора Демосфена. Риторика считалась высшей ступенью среднего образования и охватывала теорию красноречия, заучивание примеров и практич. упражнения (декламацию). Систематич. изучение риторики нередко становилось предметом последующего высшего образования. Воспитать мышление, способность рассуждать, развить известную духовную культуру – такова была цель античного среднего образования. Все три ступени античного учебного процесса (элементарная школа, средняя школа, высшее образование) сохранились до наших дней.

34 Многие аспекты античной школы дают о себе знать и в наше время

Многие аспекты античной школы дают о себе знать и в наше время

В частности, можно отметить следующие: - способность к мышлению и получению новых знаний; - рациональный характер; - систематичность; - синкретизм и универсальность подготовки ( пайдейя - в соответствии с пр. космоцентризма), -диалектический характер восприятия знаний, калокагатичность образования.

35 Образование в эпоху средневековья

Образование в эпоху средневековья

Педагогика Средневековья (14-16 вв.) характеризуется двумя основными признаками: 1 использованием антчных философских систем для построения реального образовательного процесса. 2 педагогические воззрения находились под сильным влиянием религии. Схоластика, догматизм, механическое заучивание, обучение не на родном, а на латинском языке Университет и его становление Сам термин universitas первоначально означал «целостность», «совокупность».. Термин universitas litterarum означал «все отрасли наук», буквально, «совокупность всех книжных знаний», в отличие от практических знаний (ремесла, военное дело, торговля). В то же время слово universitas означало также «товарищество», «купеческая гильдия», «цех», «коммуна» . Поэтому союз, «цех» преподавателей и учеников представлял своего рода «научный цех», («товарищество преподавателей и учащихся») или же одним словом studentes (учителя, учащиеся). В конце XII в. - начале XIII в. товарищества, корпорации учителей и студентов стали именоваться просто universitas, т.е. «университетами». Первым в Западной Европе был основан университет в г. Болонья. Возникшая еще в XI веке высшая правовая городская (т.е. отделенная от церкви) школа в 1088г. получила статус университета. В нем читались лекции по римскому праву. За ней следует высшая медицинская школа в Салерно, Парижский университет (1200), Кэмбриджский (1209), Пражский, основаный Карлом IV в апреле 1348, Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и многие другие. Итальянские и французские (особенно Парижский) университеты были образцами для подражания и формирования университетов в других странах. Отличие Парижского университета от прочих состояло в том, что объединяться здесь начали не школяры, а преподаватели, которые сами были студентами старших курсов.

36 В средние века термин "universitas" означал не универсальность

В средние века термин "universitas" означал не универсальность

обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. К 14-му веку утверждается общее название - universitas scolarium et magistrorum.

37 Образование в раннем Средневековье (5-11 вв

Образование в раннем Средневековье (5-11 вв

) В этот период практически все грамотные люди принадлежали к духовенству. Их обучение проходило в школах: монастырских, соборных и приходских. Приходские, внешние монастырские и соборные школы посещали мальчики 7 - 15 лет. Они изучали чтение на латыни, письмо, счет, церковное пение. Педагогики как таковой еще не было, ее заменяли мысли о религиозно - нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе. Во внутренних школах образование было более широкое. Прежде всего, изучался латинский язык, сначала чтение, счет и церковное пение, затем грамматика. Пользовались учебниками Алкуина, Беды Достопочтенного, Исидора Севильского, Боэция, Читали Катона, Вергилия, потом переходили к Плавту, Цицерону. Очень любили читать платоновский диалог "Тимей". К текстам третьей ступени трудности относились Вергилий, Гораций, Овидий, Саллюстий. Писали сочинения в стихах и прозе на латыни. Знатоков греческого языка было немного. Риторические приемы не использовались, к Цицерону обращались не часто.

38 Образование феодалов

Образование феодалов

направлено в первую очередь на воспитание рыцарей. Упор делался на развитие качеств, необходимых воину, и в меньшей степени, - светскому человеку. При этом даже элементарная грамотность долгое время не считалась обязательной. Так крупный английский военачальник 15 века Джон Талбот, граф Шусберри был неграмотен. В соответствии с семью свободными искусствами существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков: умение ездить верхом; умение плавать; умение владеть копьем; умение фехтовать; умение охотиться; умение играть в шахматы; умение слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Все эти навыки приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет служили пажом, потом - оруженосцем. В 21 год происходило посвящение в рыцари. К концу средневековья для знатных рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший к тому времени языком придворных кругов.

39 Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати

Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати

начали появляться в XII - XIII вв. Одно из наиболее известных - сочинение Винцента из Бовэ(XIII в.) "О наставлении сыновей правителей и благородных людей", которое составлено в основном из выдержек из различных источников. Воспитание женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных воспитательниц. Эта традиция сложилась еще на заре средневековья. Впоследствии женщин нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко стала применяться практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. Здесь воспитывали и обучали латыни, знакомили с Библией, приучали к благородным манерам. Вероятно, грамотность женщин была шире, чем среди рыцарей. В известной мере это было связано с тем, что католическое духовенство стремилось оказать влияние на светских феодалов через их жен, воспитывавшихся в монастырях в духе религиозности. Не случайно в числе приданого были книги религиозного содержания. Воспитание девочек, принадлежавших к непривилегированным сословиям, ограничивалось приучением вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным наставлениям.

40 Образование в период развитого Средневековья (11-15 вв

Образование в период развитого Средневековья (11-15 вв

) Начали расширяться знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук. в городах появляются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний. Но были необходимы и институты, дающие высшее образование. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе. Резко растет необходимость в грамотных людях и специалистах, что привело к возникновению новой системы высшего образования, т.е. к созданию университетов. Своей буллой папа римский выводит университет из-под контроля светской и, частично, местной церковной власти. Папы узаконивали существование университета. Важнейшей привилегией университета было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора и т.д.). Другие дипломы признавались только там, где существовала власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе. А дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой католической стране.

41 Именно в Западной Европе возник университет как специальная

Именно в Западной Европе возник университет как специальная

организация для образования. Его специфику определяли три важнейших момента - автономия, выборность властей и дискуссия как основа обучения и науки. Важнейшим отличием университета была его значительная независимость от властей. Власть в университете выбиралась, и здесь большую роль играл авторитет, завоеванный в дискуссиях. Университет обладал целым рядом прав и привилегий: - право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. - право получать часть церковных доходов на обучение. - право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi). - особая подсудность для школяров - по своему выбору или перед учителями или перед местным епископом. Так в Париже они подлежали суду ректора или парижского прево (королевский наместник Парижа), но не местному суду горожан. - право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д. Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер. Везде стало складываться общее обозначение "studentes": так именовались не только учащиеся, но все, кто "штудирует", т. е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики. К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека.

42 Учебный процесс Обучение в университетах происходило в несколько

Учебный процесс Обучение в университетах происходило в несколько

циклов. Первым (по возрастающей сложности предметов и социальной значимости) был общеобразовательный факультет (facultas artium) («факультет свободных искусств»), в дальнейшем - это философский факультет, где проходило углубленное изучение «семи свободных искусств». Следующим был медицинский, затем юридический и, наконец, самый престижный - теологический. Методика преподавания на всех факультетах была строго канонизирована. Аксиоматический уровень образования на любом факультете представлял собой строго определенный набор текстов. Текстуальным каноном на низшем факультете были логические сочинения Аристотеля, так называемый «Органон», на медицинском факультете базисными текстами были работы Гиппократа и Галена, на юридическом – церковное право (canones et decreta) и римское право (Кодекс Юстиниана), на теологическом - Священное писание и прочие догматические тексты. Факультет 7 свободных искусств После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявшие из двух циклов- "тривиум" (trivium - "перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" (quadrivium - "перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). На обучение на факультете свободных искусств уходило в среднем примерно пять-семь лет. Проучившийся первые 2 года получал степень бакалавра, прослушавший полный курс - магистра свободных искусств. Факультет Свободных искусств заканчивали примерно треть студентов. Обучение медицине и праву занимало еще примерно шесть лет. Богословию учились минимум 8 лет. А чаще обучение затягивалось на 15-16 лет. Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

43 Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год

Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus ordinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Три основные формы преподавания: Лекции. Полное, систематическое изложение учебного предмета, в определенные часы называлось lectio. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Говорилось, что преподаватель читает или студент слушает книгу. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1-2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Так или иначе, школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.

44 Repetitio

Repetitio

Это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к проблеме источников. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение прочитанного. Диспут (disputatio). Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика. Темы диспутов были самые разнообразные. Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления. Но тем не менее диспуты действительно часто переходили в сражения магистров и школяров. По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских).

45 Развитие школьного образования в Западной Европе в XVII в. требовало

Развитие школьного образования в Западной Европе в XVII в. требовало

создания новых типов школ, поиска новых подходов к образованию. К началу XVII в. в Европе выделяются три типа школ: начальные (элементарные), средние школы повышенного типа и высшие школы. В начальных школах изучалось письмо, чтение Катехизиса, церковное пение. С середины XVII в. в начальной школе место учителя-священника занимает светский учитель, труд которого оплачивает община. Профессиональный уровень учителей, работающих в начальной школе, был крайне низок. Средняя школа повышенного типа была представлена гимназиями, дворцовыми, грамматическими и латинскими школами. - изучали древние языки, сочинения классических и национальных авторов, математику, церковное пение, диалектику, риторику. Классы формировались по уровню подготовки. Занятия для старшеклассников проводились в виде лекций, диспутов на латыни. Особую активность в создании школ проявляли протестанты. Мартин Лютер (1483—1546) сформулировал новую концепцию школы - демократизация школы; всеобщее начальное обучение; обучение на родном языке; совместное обучение мальчиков и девочек; религиозное воспитание. В XV—XVI вв. в Западной Европе расширяется сеть латинских школ, готовивших к поступлению в университет. Эти учебные заведения, помимо элементарного образования и религиозного воспитания, обучали свободному владению латыни.

46 с XVI в. в Германии на базе латинских школ открываются гимназии —

с XVI в. в Германии на базе латинских школ открываются гимназии —

средние школы с 8—10-летним курсом обучения (на основе классно-урочной системы). - древние языки и античная литература - главные предметы. теоретиком гимназического образования был И. Штурм (1507—1589), осуществивший первый опыт массового обучения в средней школе. Основанная им школа в Страсбурге стала первой классической гимназией, имевшей детально составленный учебный план и работавшей на основе классно-урочной системы. Он описал учебный процесс в гимназии, разработал методику преподавания древних языков, составил учебники и хрестоматии.

47 представления о происхождении сознания: теория «tabula rasa» (чистая

представления о происхождении сознания: теория «tabula rasa» (чистая

доска сознания) Джона Локка и теория «естественного состояния» Жан-Жака Руссо –позволяли надеяться на возможность переустройства мира благодаря образованию людей. «мы рождаемся невеждами во всем», а ум наш от рождения – незаполненный чистый лист (Локк), «пока ребенок еще ничего не знает, есть время подготовить все, что к нему приближается, показывая ему только такие предметы, которые следует видеть» (Руссо).

48 В Англии философская программа Просвещения была сформулирована

В Англии философская программа Просвещения была сформулирована

философом Джоном Локком (1632—1704), провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность. все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает среда. Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс (1588—1679) увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, природа - совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением. Дэвид Юм (1711 — 1776) - о нравственности. этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. Адам Смит (1723 — 1790) - основы классической политэкономии. Просвещение во Франции связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Монтескье (1689 — 1755) - теория «разделения властей» Вольтер (1694 — 1778) - против феодально-клерикального мировоззрения, дух сомнения и скептицизма, который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев. Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) — конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом романе «Эмиль, или о Воспитании» (1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном договоре» (1762). Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и развитие образования.

49 Французский мыслитель и утопист Ш. Фурье (1772—1837) критиковал

Французский мыслитель и утопист Ш. Фурье (1772—1837) критиковал

современную ему систему семейного и общественного воспитания. Особое его неприятие вызывали такие недостатки, как игнорирование индивидуальности детей, применение физических наказаний, оторванность школы от жизни, фактическое отсутствие трудовой подготовки, несформированность практических умений и навыков. «не школа, а мастерские, кухня, опера являются средствами воспитания детей». детские самоорганизации, в которых дети разделены по характерам и склонностям: «маленькие орды» (шумные и бойкие дети) и «маленькие банды» (тихие и спокойные дети). Английский социалист-утопист Р. Оуэн (1771—1858) - общественные противоречия можно устранить путем распространения знаний, а правильно поставленное воспитание есть ключ к решению социальных проблем. «Об образовании человеческого характера» (1813—1814), - о соединении обучения с производительным трудом, которую применил на практике. создал Институт для формирования характера . Данное учреждение включало четыре образовательные ступени: школу для маленьких детей (1—5 лет), дневную школу для детей 5—10 лет, вечернюю школу для подростков (10—17 лет), вечерние лекции для взрослых. В 1825 г. Оуэн организовал первую коммунистическую колонию «Новая гармония» в Америке, построенную на принципе равенства людей. В школе, действовавшей в колонии, была сохранена структура системы обучения и воспитания, апробированная в Нью-Ланарке. Вместе с тем были и некоторые нововведения: дневная школа разделена на общеобразовательную и индустриальную. Система обучения обеспечивала умственное, физическое и нравственное развитие детей, прививала им трудовые навыки индустриального и сельскохозяйственного труда.

50 С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в грамотности крайне

С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в грамотности крайне

возросла. Для многочисленных открывающихся церквей для ведения богослужения по уставным книгам требовались люди, умеющие читать. В древнерусской культуре понимание «просвещенного человека» полностью совпадало с первоначальным смыслом слова «просвещенный», которое означало человека, освещенного светом Господнем. «Я есть свет мира, кто следует за мной, тот не будет пребывать во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8, 12). «Вы есть соль земли…, вы есть свет мира» (Матф. 5, 13-14). В этой связи просветителем почитался тот, кто открывал язычникам истины христианского учения и активно способствовал распространению веры. Само слово «просвещение» на церковнославянском языке значит «крещение». А тот христианин, кто уверовал в Христово учение, постиг его суть и был начитан в «божественных книгах», считался образованным, то есть уподобившимся образу Христа.

51 В феодальной Москве письменность и образование были привилегией

В феодальной Москве письменность и образование были привилегией

духовенства и знати. Мальчиков обучали «книжным хитростям» в монастырях, княжеских и боярских домах. Читали и светские произведения — «Слово о полку Игореве», «Задонщину» и др. На развитие просвещения значительно повлияло возникновение в середине ХУ1 в. в Москве книгопечатания. 1 марта 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издали первую печатную книгу «Апостол». До конца XVII в. здесь было отпечатано свыше 500 книг, в том числе и светских, таких как первый московский букварь В.Ф. Бурцова-Протопопова, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Считание удобное...» с таблицей умножения и простыми дробями, Большой и Малый буквари известного писателя Кариона Истомина. Многие образованные московитяне хорошо владели литературным слогом, риторикой, иностранными языками. Москва ХVI — XVII вв. пользовалась в повседневном быту различными сводами знаний — правилами поведения горожанина («Домострой»), географическими картами, сошными книгами с указаниями об измерении пашен и др. Жители Москвы знали об учении Н. Коперника — по книге «Позорище всея Вселенныя...».

52 Глаголица Кириллица

Глаголица Кириллица

53 Вместе с тем во всей домонгольской Руси неизвестно ни одной

Вместе с тем во всей домонгольской Руси неизвестно ни одной

прогосударственной школы, инспирированной княжеской или церковной властями. Обучение в домашних школах киевской эпохи состояло из научения письму, чтению, начальному арифметическому счету и основам христианского вероучения. Учителями по большей части были приезжие греки и болгары Только во втором поколении христиан на Руси появляется небольшой слой людей, знающих грамоту. В первую очередь это были верхи общества. «Став народом христианским, мы вовсе не стали народом просвещенным. Просвещение было вводимо и введено к нам, но оно у нас не принялось и не привилось и почти тотчас же после введения совершенно бесследным образом исчезло. После сего просвещением нашим в период домонгольский было то же самое, что и во все последующее время старой Руси до Петра Великого, именно – при совершенном отсутствии всякого действительного просвещения или научного образования одна простая грамотность, одно простое умение читать..» (Голубинский Е.Е. История русской церкви. – Т. 1. Первая половина тома. С. 701. ).

54 Русское православное образование имело некоторые особенные черты

Русское православное образование имело некоторые особенные черты

(помимо явных элементов язычества, например, вера в приметы, гадания). Византийское православие базировалось на наследии философской культуры. На Руси, стране отсталой большое значение придавалось слепому поклонению, вере в книгу, в то, что написано «мудрыми мужами». В силу общей невысокой культуры и образования в русском обществе, до конца XVII в. даже отсутствовала богословская культура, поэтому большое значение придавалось внешней стороне исполнения обрядности, без осмысления ее предназначения и смысла. В поучениях юношеству четко внедрялась идея вредности получения знаний и прославление антигреческих настроений: «Братие, не высокоумствуйте, но во смирении пребывайте, по сему же и прочая разумевайте… Аще [если] кто тя вопросит: веси ли всю философию? – Ты же ему противо того отвещай: учился буквам благодатного закона, еллинских [греческих] же борзостей не текох, риторских астрономов не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывах; философию ниже очима видех. Учуся книгам благодатного закона, аще бы мощно моя грешная душа очистити от грех».

55 Киевская школа «книжного учения» 988

Киевская школа «книжного учения» 988

... Владимир... посылал... собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых. это школа, где преподавались науки, давалось систематическое образование. Созданная князем школа «книжного учения» являлась дворцовым учебным заведением. принятие новой веры и организация школы протекали одновременно. Со временем в древнерусском языке рядом с понятием «книжное учение» от глагола «учить» стал складываться термин «училище»( в карпатских говорах до сер. XIX в. употреблялось для названия школ слово «учило»). В 1836 г. М. Шашкевич назвал свой учебник грамоты «Читанка для деток в народных училах руських». В.И. Даль записал тверское диалектное — учельня — «всякое заведение для обучения чему-либо, школа». В древнерусской письменности термин «школа» впервые встречается в 1382 г.

56 Бурса (от позднелат

Бурса (от позднелат

bursa — сумка, кошелёк) - первоначально общежитие для бедных студентов при средневековых университетах. В юго-западной Руси одной из первых - бурса при Киево-Могилянской академии. Позднее название «бурса» перешло на общежития при духовных учебных заведениях (семинариях, училищах), в которых учащиеся содержались на казенный счет (бурсак — казеннокоштный семинарист). Суровый режим, телесные наказания, грубые нравы характеризовали бурсы в России. Киево-Могилянская академия. 1632—1819 (Киевская академия)— первое высшее учебное заведение и крупный культурно-просветительный центр восточнославянских народов XVII — нач. XVIII вв. была образована по инициативе Киевского митрополита Петра Могилы на основе объединения киевских Братской (осн. в 1615 г.) и Лаврской (1631) школ по образцу западноевропейских гимназий академического типа.

57 В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан,

В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан,

казаков, крестьян. При ней имелся Сиротский дом (Бурса). Академия делилась на 8 классов («школ»). После низших классов ученики переходили в средние — риторики и поэтики. Студенты, решившие принять духовный сан, продолжали образование в высших классах: философии (2 года обучения) и богословия (4 года). В академии преподавались астрономия, музыка, катехизис, славянская и латинская словесность, славянский, польский, греческий, латинский, древнееврейский, немецкий и французский языки, история, география, математика, экономика, медицина, архитектура, живопись, естественная история, нотное пение и другие предметы. Изначально преподавание велось на латинском языке; с 1784 года — на русском. Все преподаватели были представителями монашествующего духовенства. В академии проводились публичные диспуты, ставились спектакли религиозного и нравственного содержания.

58 Во второй половине XVII века, наконец, занялись реализацией решений

Во второй половине XVII века, наконец, занялись реализацией решений

Стоглавого собора 1551 года об организации серьезного духовного просвещения на Руси. В 1664 году приехал в Москву иеромонах Симеон Полоцкий (†1680), переводчик и полемист, закончивший Киевскую академию и Виленскую иезуитскую школу. Царь поручил ему обучать в Заиконоспасском монастыре молодых подьячих тайного приказа и царских детей. Симеон написал для этого книгу «Венец веры кафолической». В 1684 году иезуитам удалось организовать школу в Москве, куда принимались дети из княжеских и дворянских семей, царского дома. Протестанты создали лютеранскую школу в Немецкой слободе. Россия нуждалась в развитии промышленности, а протестанты зарекомендовали себя как серьезные предприниматели и технологи, способные чему-то дельному научить русских. Появились (в посл.четв. 17 в.) первые православные школы при Андреевском, Чудовом и Заиконоспасском монастырях в Москве, ориентированные на греко-православные идеалы духовного образования, в качестве образца использовались латинизированные программы литовских и малороссийских православных школ. В 1682 году школа в Заиконоспасском монастыре становится Славяно-греко-латинской академией.

59 Московская духовная академия

Московская духовная академия

(Основана в 1685 г.) (До 1814 года она носила название «Славяно-греко-латинской академии» и размещалась в центре Москвы в Заиконоспасском монастыре.) Является крупнейшим центром духовного образования и первым высшим учебным заведением в России. Ее выпускники — выдающиеся проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. (первый русский сатирик Антиох Кантемир, великий ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов, математик Л. Ф. Магницкий и многие другие известные деятели русского просвещения). Со второй половины XIX века до начала ХХ века в Академии трудятся широко известные богословы и ученые: В. О. Ключевский, Е. Е. Голубинский, М. Д. Муретов, священник Павел Флоренский и другие.

60 Славяно-греко-латинская академия была создана как всесословное учебное

Славяно-греко-латинская академия была создана как всесословное учебное

Славяно-греко-латинская академия была создана как всесословное учебное заведение. Симеон Полоцкий составил в 1680 г. «Академический привилей» (учредительную грамоту), в котором были определены задачи, содержание, формы обучения и права академии. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви, осуществляла цензуру книг духовного содержания и суд над отступниками от православия. В XVII в. в академии, объединявшей черты высшей и средней школы, преподавались греческий, латинский и славянский языки, «семь свободных искусств», богословие , основное внимание уделялось греческому языку. С начала XVIII в., после преобразований, проведенных Стефаном Яворским, курс обучения расширился (добавились немецкий и французский языки, медицина, физика, философия и др.); ведущее место занял латинский язык. С учреждением Академического университета в Петербурге (1725) и Московского университета (1755) академия стала терять свое значение как общеобразовательное учебное заведение и превратилась в высшую богословскую школу.

61 Образовательная реформа Петра Великого  Благодаря Петру в России

Образовательная реформа Петра Великого Благодаря Петру в России

возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и 42 «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Уже после смерти Петра, в 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных («архиерейских») школ расширили свой курс за счет «средних» и «высших» классов и стали именоваться «семинариями». В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

62 именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой

именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой

пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим – астрономия, фортификация и т.д. Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия. Профессуру приглашали в основном из Германии – среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки. С 1747 года основным языком обучения стал русский, изменилась и структура предметов. В 1758—65 годах гимназию возглавлял М. В. Ломоносов: он составил «Регламент» ее учебно-воспитательной работы (1759 г.), учредил ежегодные экзамены, обновил состав учебников (по грамматике, риторике, физике и истории России).

63  Российское образование при Екатерине II   Екатерина изучала опыт

 Российское образование при Екатерине II Екатерина изучала опыт

Российское образование при Екатерине II Екатерина изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. в России XVIII века были хорошо известны труды Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ – малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика, всеобщая и русская история и краткая география России, а в главной – подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Екатерининская реформа не была доведена до конца, но тем не менее она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей (7% девочек). К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Но среди них почти совсем не было сельских школ.

64 В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во

В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во

главе с М.М. Сперанским осуществила реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения. Вводились три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии (губернские училища). Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Кроме того, были духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, училища, подчиненные ведомству учреждений императрицы Марии (благотворительные) и военному министерству. Особую категорию составляли элитные учебные заведения – Царскосельский и другие лицеи и благородные пансионы. В губернских училищах изучался предмет, который ныне называется граждановедением или обществоведением (по учебнику Янковича де Мириево «О должностях человека и гражданина», одобренному и отредактированному самой Екатериной), а также логика, психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая экономия, физико-математические и естественно-научные предметы, коммерция и технология. Были открыты новые университеты – Казанский и Харьковский. Устав Московского университета, принятый в 1804 г. и ставший образцом для других университетских уставов, предусматривал внутреннюю автономию, выборность ректора, конкурсное избрание профессоров, особые права советов факультетов (факультетских собраний) в формировании учебных планов. Начиная с 1817 года - откат этой системы на консервативные позиции. В гимназиях были введены Закон Божий и русский язык, а также древние языки (греческий и латинский), исключены философские и общественные науки, всеобщая грамматика, экономика.

65  Российское образование при Николае I в мае 1826 года императорским

 Российское образование при Николае I в мае 1826 года императорским

Российское образование при Николае I в мае 1826 года императорским рескриптом образован специальный Комитет устройства учебных заведений, которому было поручено немедленно ввести единообразие в учебную систему, «дабы уже, за совершением сего, воспретить всякие произвольные преподавания учений, по произвольным книгам и тетрадям». все школы были выведены из подчинения университетам и переведены в прямое подчинение администрации учебного округа (т.е. Министерству народного просвещения). изменено преподавание в гимназиях. Главными предметами стали греческий и латинский языки. Гимназии рассматривались лишь как ступень к университету. Именно из уст министра народного просвещения С.С. Уварова (21 марта 1833 года) прозвучала знаменитая формула «православие, самодержавие, народность». «Русские профессора должны были читать теперь русскую науку, основанную на русских началах (П.Н. Милюков). В 1850 году новый министр, Ширинский-Шихматов, докладывал Николаю I, что «все положения науки основаны не на умствованиях, а на религиозных истинах и связи с богословием». В университетах и других высших учебных заведениях была отменена выборность ректоров, проректоров и профессоров – они теперь прямо назначались Министерством народного просвещения. Поездки профессоров за границу были резко сокращены, прием студентов ограничен, была введена плата за обучение. Для всех факультетов стали обязательными богословие, церковная история и церковное право. Из учебных планов была исключена философия, признанная – «при современном предосудительном развитии этой науки германскими учеными» – ненужной. Чтение курсов логики и психологии было возложено на профессоров богословия.

66 Образовательная реформа Александра II В 1864 году было принято

Образовательная реформа Александра II В 1864 году было принято

«Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ. В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные (преобразованные в 1872 году в реальные училища). Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения (именно в это время были основаны Петербургский технологический институт, Московское высшее техническое училище, Петровская сельскохозяйственная академия в Москве). В 1863 году был принят новый университетский устав, возвращавший университетам автономию, дававший большие права университетским советам, и даже позволявший университетам выпускать бесцензурно (точнее, с собственной цензурой) научные и учебные издания. Ректоры и деканы вновь стали выборными, опять стали посылать профессоров за границу, были восстановлены кафедры философии и государственного права, было облегчено и резко расширилось чтение публичных лекций, отменены ограничения на прием студентов.

67  Российское образование в конце XIX – начале XX века   С начала 70-х

 Российское образование в конце XIX – начале XX века С начала 70-х

Российское образование в конце XIX – начале XX века С начала 70-х гг., в особенности при Александре III, школа опять стала сословной. Новый министр, И.Д. Делянов, в 1887 году издал циркуляр, где говорилось, что гимназии следует освободить «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями». Основное образование приобретало все более формальный характер, преподавание древних языков свелось к зазубриванию грамматики. Земские школы были повсеместно заменены церковно-приходскими. Однако к концу века - приближены учебные планы гимназий и реальных училищ, отменены уроки латыни и греческого в младших классах гимназий и заменены уроками русского языка, географии, русской истории. Выросло число учащихся в гимназиях, причем процент детей дворян и чиновников в них упал до 35%. Университеты вновь получили автономию (официально это произошло в 1905 г.), женщины были допущены на некоторые факультеты. Перед самой революцией 1917 года под руководством П.Н. Игнатьева были разработаны основы новой реформы, так и не состоявшейся. Ее основными идеями были: привлечение общественности к управлению образованием; автономия школ и большие права органов местного самоуправления в сфере образования; поощрение частной инициативы; создание единой школы с преемственностью всех ее ступеней; отделение школы от церкви; содействие развитию национального образования; отмена всех сословных, национальных и других ограничений; всеобщее обязательное начальное образование; совместное обучение мальчиков и девочек; свобода преподавания и отмена цензуры учебников; обновление содержания образования.

68 Красноречиво свидетельствуют о становлении образования в Москве

Красноречиво свидетельствуют о становлении образования в Москве

некоторые даты, факты, цифры: • 1551 г. — Стоглавый собор постановил увеличить число начальных школ и училищ для подготовки служителей культа; • 1687 г. — основана первая в Москве высшая школа — Эллина-греческая академия с преимущественно гуманитарным направлением образования (1701 г. — Славяно-латинская академия, 1775 г. — Славяно-греко-латинская академия, 1814 г. — Московская духовная академия); • 1701 — 1715 гг. — в помещениях Сухаревой башни открылось новое специальное учебное заведение — Школа математических и навигацких наук (538 учащихся в 1712 г.). Ведущую роль в ней играл Леонтий Магницкий, автор знаменитого учебника «Арифметика сиречь наука числительная...»; • 1703 г. — учреждены Пушкарская (артиллерийская), Инженерная, Госпитальная (при военном госпитале) школы, работала Разноязычная школа, в которой изучались кроме латыни новые западно-европейские языки; • 1755 г. — по инициативе М. В. Ломоносова был открыт университет, в который кроме дворян принимались дети разночинцев. При университете учреждались и другие учебные заведения: гимназия, Благородный пансион, Трехгодичная Учительская семинария; • 1866 г. — по инициативе Н. Г. Рубинштейна на базе Московского отделения Русского музыкального общества открыта Московская консерватория; • для подготовки педагогических кадров организованы Высшие женские курсы; • 25 мужских и 49 женских (больше частных) гимназий; • 14 реальных училищ; • 3 кадетских корпуса; • 6 частных коммерческих училищ; • 2 частных женских коммерческих училища. В 1914/15 уч. году в Москве работали: 752 общеобразовательные школы различных видов (140,2 тыс. уч.); 22 средних специальных учебных заведения (6 тыс. уч.); 20 высших учебных заведений (33,9 тыс. уч.). После Октябрьской революции упраздняются духовные и частные учебные заведения, школа отделяется от церкви, преобразуются в единую трудовую школу. • 1918 г. — открыт первый советский детский сад (до революции в Москве было 12 частных детских садов, из них 2 бесплатных для рабочих); • 1919 г. — при Институте народного хозяйства и Московском университете организованы первые рабфаки;

69 синергетика - (греч

синергетика - (греч

sinergeia - совместное действие) - новая методология научного познания, ориентированная на постижение целостной картины мира, на поиск универсальных законов эволюции и самоорганизации открытых, неравновесных и нелинейных систем. 90-е гг. применение категориального аппарата синергетики в исследовании педагогических явлений педагогическая синергетика, или самоорганизация в образовании и воспитании (Г. Шефер, Е.Н. Князева, С.С. Шевелева, М.В. Богуславский, Л.Г. Вяткин, В.И. Андреев, СВ. Кульневич, В.Г. Виненко, Л.Я. Зорина, С.С. Амирова, М.Ю. Опенков, Ю.В. Талагаев, А.Ю. Ефремов и др.).

70 системно-синергетическая педагогическая теория базируется на

системно-синергетическая педагогическая теория базируется на

синергетической философии, выдвигающей задачу - обеспечить смену философии образования. Синергетика как общая основа построения научного (учебного) знания. Построенная по-новому (синергетически) информация. Новый способ мышления, понимания мира: мир как процесс эволюции к сложному - незакономерная последовательность упорядоченных и хаотических состояний, где в диалектическом взаимодействии конкурирующих порядка и хаоса рождается все разнообразие относительно устойчивых и неустойчивых состояний сложной системы. При этом на некоторых участках эволюционного пути проявляется автономность системы и ее способность к самоорганизации. В такой ситуации и избыточный порядок, и чистый случай следует рассматривать всего лишь как предельные состояния. Процесс качественных изменений происходит в зоне бифуркации (ветвления), где в точке бифуркации система из множества альтернатив производит выбор своей новой структуры, способной к диссипации, производству энтропии и дальнейшей эволюции. В целом процесс бифуркации и обретения системой новой структуры называют "выпадением или выходом" на аттрактор. В равновесных и слабо неравновесных состояниях поведение систем подчиняется детерминистическим законам. Такие системы могут описываться линейными уравнениями и считаются управляемыми.

71 Т.е. Синергетика теоретически восстановила, дописала не вполне

Т.е. Синергетика теоретически восстановила, дописала не вполне

законченную картину эволюции. Воспроизведя последовательность природных эволюционно-адаптационных механизмов к которым, кстати, относятся и процессы обучения, она соединила ранее разорванные участки эволюционной цепи недостающими звеньями. К числу таких неизвестных до этого звеньев - открытие конструктивной роли хаоса, который, как оказалось, вопреки существовавшим ранее взглядам способен рождать порядок - так называемые диссипативные структуры. она сосредоточила свое внимание преимущественно на изучении сложных, открытых систем, механизмов их образования (усложнения), развития и распада, не отбрасывает неудобные для классической динамики, сильно неравновесные и хаотические системы (или их состояния), которые не встраивались в классическое здание ньютоновской парадигмы. смысл синергетического подхода к управлению образовательными системами: нужно сместить акцент с традиционного вопроса "что делать?" (нужно дать возможность системе самоопределиться и по возможности помочь ей в этом), на вопрос: "каким образом это делать?« Не в духе детерминистской однозначности, а в принципе дополнительности: никакое знание не может быть самодостаточным, и требует дополнения. Или по-другому: противоположное высказывание может быть правомерным. Нелинейность предполагает возможность на определенных стадиях сверхбыстрого развития процессов. Изменения происходят не по экспоненциальному закону, а именно в режиме обострения, характерной особенностью которого является локализация (ограничение) времени обострения. В результате изменения (в частности, рост, возрастание величин) не происходят бесконечно, а ограничиваются внутренней необходимостью системы. Механизмы режимов с обострением, объясненные синергетикой, значительно облегчают нам понимание многочисленных напряженных ситуаций, характерных для учебно-воспитательного процесса. Они раскрывают секреты радикальных механизмов адаптации, играющих определенную роль и в напряженной творческой деятельности, и в процессах обретения нового, в интенсификации познавательного труда. Они же служат причиной перегрузки учащихся и случаев стрессовой патологии.

72 Синергетика - это очередной шаг к пониманию феномена человека во всех

Синергетика - это очередной шаг к пониманию феномена человека во всех

его разнообразных проявлениях, к раскрытию тайн всего многообразия человеческого творчества, познания, здоровья, образования, коммуникации, встраивания человека в природную, социальную и культурную среду. Синергетическая проблема влечет за собой новый диалог человека с природой (И.Р. Пригожин). Она приводит также к новому диалогу человека с другими людьми, в основе которого такие качества личности, как склонность к компромиссам (толерантность), ответственность перед будущим. Через синергетику достигается более глубокое понимание самых разных явлений природы и мира человека. Возможно приложение синергетики и к пониманию сложных феноменов психики и креативности человека. Нелинейная ситуация, или состояние неустойчивости среды, чувствительности ее к малым воздействиям, связана с неопределенностью и необходимостью выбора, способность к которому следует считать жизненно важным качеством человека, находящегося в критических ситуациях, аномальных условиях существования и выживания. Синергетика позволяет снять некие психологические барьеры, страх перед сложными системами. Она помогает разрушить уходящий в глубокую древность стереотип страха перед хаосом, увидеть красоту и двойственность природы, конструктивность и деструктивность хаоса.

73 необходимость мыслить категориями теории вероятностей, где событие не

необходимость мыслить категориями теории вероятностей, где событие не

может быть выведено из детерминистического закона. К заслугам основоположников синергетики справедливо относят открытие мира процессов, диалектически противоположного ранее известному миру траекторий, мира, о котором необходимо мыслить категориями теории вероятности, где "событие", по самому своему определению, не может быть выведено из детерминистического закона. Событие означает, что происходящее не обязательно должно происходить, оно может быть представлено только в терминах вероятностей. Некоторые события должны обладать способностью изменять ход эволюции, т.е. становиться исходным пунктом нового развития. Синергетика подняла значимость второго начала термодинамики (закона возрастания энтропии) как фундаментального закона природы, где оно рассматривается как новый принцип отбора, приводящий к нарушению симметрии, к необратимости, который через объединение динамики и термодинамики придает второму началу фундаментальное значение эволюционной парадигмы естественных наук. Цель синергетического подхода в области образования состоит - в осмыслении педагогического наследия как творческого синергетического процесса, что исключает механистическое его толкование. Самоорганизация в области творческого мышления есть восполнение недостающих звеньев, "перебрасывание мостов", самодостраивание целостного образа. Главным объектом для приложения синергетических знаний мыслится учащийся как система обучаемая и самообучающаяся, воспитываемая и самовоспитывающаяся.

«Философия образования»
http://900igr.net/prezentatsii/filosofija/Filosofija-obrazovanija/Filosofija-obrazovanija.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Слайды
Презентация: Философия образования.ppt | Тема: Философия | Урок: Философия | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Философия > Философия образования.ppt