Философия Скачать
презентацию
<<  Схоластика Философское понимание природы  >>
Основы философии
Основы философии
Иммануил Кант
Иммануил Кант
Основные сочинения
Основные сочинения
Трансцендентальная эстетика
Трансцендентальная эстетика
Возможность априорных синтетических суждений
Возможность априорных синтетических суждений
Аналитические и синтетические суждения
Аналитические и синтетические суждения
Примеры аналитических суждений
Примеры аналитических суждений
Принцип аналитических суждений
Принцип аналитических суждений
Априорное суждение
Априорное суждение
Апостериорные (опытные) суждения
Апостериорные (опытные) суждения
Науки опираются на опыт
Науки опираются на опыт
Аналитические суждения
Аналитические суждения
Синтетические суждения в математике
Синтетические суждения в математике
Кратчайшая линия между двумя точками
Кратчайшая линия между двумя точками
Изменяющиеся во времени объекты
Изменяющиеся во времени объекты
Прошлогодние ощущения
Прошлогодние ощущения
Память упорядочена во времени
Память упорядочена во времени
Пространство как априорная форма созерцания
Пространство как априорная форма созерцания
Шкала времени
Шкала времени
Время и пространство
Время и пространство
Предмет восприятия
Предмет восприятия
Трансцендентальное единство апперцепции
Трансцендентальное единство апперцепции
Многообразные представления
Многообразные представления
Критика чистого разума
Критика чистого разума
Предмет заключает в себе связь
Предмет заключает в себе связь
Дедукция чистых рассудочных понятий
Дедукция чистых рассудочных понятий
Категории
Категории
Схематизм
Схематизм
Общая схема
Общая схема
Основоположения чистого рассудка
Основоположения чистого рассудка
Аналогии опыта
Аналогии опыта
Постулаты эмпирического мышления вообще
Постулаты эмпирического мышления вообще
Рассудок не черпает свои законы из природы
Рассудок не черпает свои законы из природы
Рассудок есть источник всеобщего порядка природы
Рассудок есть источник всеобщего порядка природы
Предмет опыта
Предмет опыта
Беркли и Кант
Беркли и Кант
Декарт и Кант
Декарт и Кант
Юм и Кант
Юм и Кант
Раздел
Раздел
Вопросы
Вопросы
Слайды из презентации «Трансцендентальная философия» к уроку философии на тему «Философия»

Автор: Николай Бирюков / Nikolai Biryukov. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Трансцендентальная философия.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 433 КБ.

Скачать презентацию

Трансцендентальная философия

содержание презентации «Трансцендентальная философия.ppt»
СлайдТекст
1 Основы философии

Основы философии

Тема 14, часть 1 Кант Трансцендентальная эстетика и трансцендентальная аналитика

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

2 Иммануил Кант

Иммануил Кант

(1724-1804).

Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете (1740-1746) «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете (1755-1770) «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете (1770-1801) Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге

Кёнигсберг

3 Основные сочинения

Основные сочинения

Иммануил Кант (1724-1804).

Основные сочинения

Всеобщая естественная история и теория неба (1755) Критика чистого разума (1781/1787) Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783) Основы метафизики нравственности (1785) Критика практического разума (1788)

4 Трансцендентальная эстетика

Трансцендентальная эстетика

Иммануил Кант Трансцендентальная эстетика и аналитика.

Возможность априорных синтетических суждений Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике Синтетическая работа созерцания Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Дедукция чистых рассудочных понятий (категорий) Схематизм чистых рассудочных понятий Синтетические основоположения чистого рассудка Трансцендентальный идеализм Субъективный идеализм Беркли и трансцендентальный идеализм Канта Нативизм рационалистов и априоризм Канта Агностицизм Юма и критический идеализм Канта

5 Возможность априорных синтетических суждений

Возможность априорных синтетических суждений

Аналитические и синтетические суждения.

Аналитическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).

Синтетическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).

6 Аналитические и синтетические суждения

Аналитические и синтетические суждения

S.

S

P

P

Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения

Отношение между содержанием субъекта и предиката аналитического суждения

Отношение между содержанием субъекта и предиката синтетического суждения

7 Примеры аналитических суждений

Примеры аналитических суждений

Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения.

Примеры аналитических суждений

Примеры синтетических суждений

Все тела протяжённы.

Некоторые тела имеют тяжесть.

Целое больше своей части.

«Лунная соната» состоит из трёх частей.

Столица – место пребывания правительства.

Канберра – столица Австралии.

8 Принцип аналитических суждений

Принцип аналитических суждений

Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения.

Общий принцип аналитических суждений – закон противоречия.

Синтетические суждения нуждаются в ином принципе, нежели закон противоречия.

Противоречиво отрицать за субъектом признак, который мыслится в самом понятии субъекта.

Нет никакого противоречия в том, что за субъектом отрицается признак, не принадлежащий понятию субъекта.

9 Априорное суждение

Априорное суждение

Возможность априорных синтетических суждений Априорные и апостериорные суждения.

Априорное суждение – суждение, истинность которого устанавливается независимо от опыта.

Апостериорное суждение – суждение, истинность которого удостоверена опытом.

(Ср. «истины разума» у Лейбница).

(Ср. «истины факта» у Лейбница).

10 Апостериорные (опытные) суждения

Апостериорные (опытные) суждения

Возможность априорных синтетических суждений Априорные и апостериорные суждения.

Априорные (доопытные) суждения

Апостериорные (опытные) суждения

Количество

Общие (универсальные)

Частные или единичные

Модальность

Аподиктические (безусловные, необходимые)

Ассерторические (суждения действительности)

11 Науки опираются на опыт

Науки опираются на опыт

Возможность априорных синтетических суждений Априорные и апостериорные суждения.

Науки опираются на опыт,

Но они не могут основываться исключительно на опыте,

Поскольку их законы имеют форму общих аподиктических суждений.

12 Аналитические суждения

Аналитические суждения

?

Возможность априорных синтетических суждений

Апостериорные

Априорные

Все аналитические суждения априорны.

Аналитические

Апостериорные суждения синтетичны.

Возможны ли априорные синтетические суждения?

Синтетические

Ассерторические

Аподиктические

Частные или единичные

Общие

Аподиктические

Общие

Аподикт.?

Общие?

Ассертор.

Частные

13 Синтетические суждения в математике

Синтетические суждения в математике

3 x 4.

x

Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике

7 + 5

12

=

12

=

3

4

7

+

5

12

7

+

5

14 Кратчайшая линия между двумя точками

Кратчайшая линия между двумя точками

Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике.

Прямая

Кратчайшая линия между двумя точками.

Есть

Форма

Величина.

Не есть

15 Изменяющиеся во времени объекты

Изменяющиеся во времени объекты

Трансцендентальная эстетика Синтетическая работа созерцания.

Не будь у нас памяти, мы не могли бы воспринимать изменяющиеся во времени объекты.

Но почему мы видим один движущийся автомобиль, а не несколько похожих неподвижных автомобилей в разных местах?

И почему мы видим автомобиль движущимся в определённом направлении, а не скачущим взад-вперёд?

16 Прошлогодние ощущения

Прошлогодние ощущения

Трансцендентальная эстетика Синтетическая работа созерцания.

Почему мы не извлекаем из кладовых памяти вчерашние или даже прошлогодние ощущения, соединяя их в единый образ?

17 Память упорядочена во времени

Память упорядочена во времени

Трансцендентальная эстетика Время как априорная форма созерцания.

Этого не происходит потому, что наша память упорядочена во времени. Содержащаяся в нашем разуме «шкала времени» позволяет нам помнить не только содержание, но и последовательность ощущений.

3 2 1

18 Пространство как априорная форма созерцания

Пространство как априорная форма созерцания

Трансцендентальная эстетика Пространство как априорная форма созерцания.

Почему воспринятые в разных местах части тел соединяются осмысленным образом?

19 Шкала времени

Шкала времени

Трансцендентальная эстетика Пространство как априорная форма созерцания.

Потому что в нашем разуме, содержится не только «шкала времени», но и определённая модель пространства.

20 Время и пространство

Время и пространство

Трансцендентальная эстетика Время и пространство как априорные формы чувственного созерцания.

Время

Пространство

Форма внутреннего созерцания

Форма внешнего созерцания

Бесконечно

Бесконечно

Одномерно

Трёхмерно

Однонаправленно

Изотропно

Априорная основа арифметики

Априорная основа геометрии

21 Предмет восприятия

Предмет восприятия

Трансцендентальная эстетика Общий вывод.

Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений.

Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности.

22 Трансцендентальное единство апперцепции

Трансцендентальное единство апперцепции

Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции.

Трансцендентальное единство апперцепции – единство и тождественность самосознания как предпосылка познавательного синтеза.

Апперцепция (лат. ad, к, percepcio, восприятие) – рефлектирующее сознание (в отличие от неосознаваемых восприятий – перцепций); самосознание.

Трансцендентальное (лат. transcendentalis, выходящий за пределы) – в кантовской философии то, что делает возможным опытное познание (в отличие от трансцендентного – выходящего за пределы опыта).

23 Многообразные представления

Многообразные представления

Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции.

Многообразные представления, данные в некотором созерцании, не были бы все вместе моими представлениями, если бы они не принадлежали все вместе одному самосознанию.

И. Кант. «Критика чистого разума».

24 Критика чистого разума

Критика чистого разума

Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции.

Только в силу того, что я могу постичь многообразное [содержание] представлений в одном сознании, я называю их все моими представлениями; в противном случае я имел бы столь же пёстрое разнообразное Я, сколько у меня есть сознаваемых мной представлений.

И. Кант. «Критика чистого разума».

25 Предмет заключает в себе связь

Предмет заключает в себе связь

Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции.

Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путём восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представлений под единство апперцепции.

И. Кант. «Критика чистого разума».

26 Дедукция чистых рассудочных понятий

Дедукция чистых рассудочных понятий

Трансцендентальная аналитика Дедукция чистых рассудочных понятий.

Суждения

По количеству

По качеству

По отношению

По модальности

Общие

Утвердитель- ные

Категорические

Проблематиче- ские

Частные

Отрицательные

Гипотетические

Ассерториче- ские

Единичные

Бесконечные

Разделительные

Аподиктические

27 Категории

Категории

Трансцендентальная аналитика Дедукция чистых рассудочных понятий.

Категории

Количества

Качества

Отношений

Модальности

Единство

Реальность

Субстанция и акциденция

Возможность

Множествен- ность

Отрицание

Причина и действие

Существование

Целокупность

Ограничение

Взаимодействие (общение)

Необходимость

28 Схематизм

Схематизм

Трансцендентальная аналитика Дедукция чистых рассудочных понятий.

Схематизм

Категории количества

Категории качества

Категории отношений

Категории модальности

Модус времени

Схема категории

Временной ряд

Содержание времени

Порядок времени

Совокупность времени

Число

Величина (степень)

Постоянность Последовательность Одновременность

Какое-нибудь время Определённое время Всякое время

29 Общая схема

Общая схема

Трансцендентальная аналитика Общая схема.

Классификация суждений

По количеству

По качеству

По отношению

По модальности

Явления, взятые как

Созерцания

Восприятия

Находящиеся в отношении друг к другу

Находящиеся в отношении к сознанию

Модус времени

Временной ряд

Содержание времени

Порядок времени

Совокупность времени

Схема категории

Число

Величина (степень)

Постоянность Последовательность Одновременность

Какое-нибудь… Определённое… Всякое время

Категории

Единство Множественность Целокупность

Реальность Отрицание Ограничение

Субстанция Причина Взаимодействие

Возможность Существование Необходимость

Группы основоположений рассудка

Аксиомы созерцания

Антиципации восприятия

Аналогии опыта

Постулаты эмпирического мышления

30 Основоположения чистого рассудка

Основоположения чистого рассудка

Трансцендентальная аналитика Основоположения чистого рассудка.

Группы основоположений

Аксиомы созерцания

Антиципации восприятия

Аналогии опыта

Постулаты эмпирического мышления

Всё делимо до бесконечности

Пустота не существует

Закон сохранения субстанции

Формальная возможность

Закон причинной связи

Материальная действительность

Закон взаимодействия

Общая необходимость

31 Аналогии опыта

Аналогии опыта

Трансцендентальная аналитика Аналогии опыта.

Опыт возможен только посредством представления о необходимой связи восприятий.

Категорические суждения S есть P

Гипотетические суждения Если A, то B

Разделительные S есть P или Q S или P есть Q

При всякой смене явлений субстанция постоянна, и количество её в природе не увеличивается и не уменьшается.

Все изменения проходят по закону связи причины и действия.

Все субстанции, поскольку они могут быть восприняты в пространстве как одновременно существующие, находятся в полном взаимодействии.

32 Постулаты эмпирического мышления вообще

Постулаты эмпирического мышления вообще

Трансцендентальная аналитика Постулаты эмпирического мышления вообще.

Опыт возможен только посредством представления о необходимой связи восприятий.

Проблематические суждения S возможно есть P

Ассерторические суждения S есть P

Аподиктические суждения S необходимо есть P

То, что согласно с формальными условиями опыта, возможно.

То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно.

То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо.

33 Рассудок не черпает свои законы из природы

Рассудок не черпает свои законы из природы

Трансцендентальная аналитика Общий вывод.

Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей.

34 Рассудок есть источник всеобщего порядка природы

Рассудок есть источник всеобщего порядка природы

Трансцендентальная аналитика Общий вывод.

Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы и только этим a priori осуществляет опыт (по его форме), в силу чего всё, что познается на опыте, необходимо подчинено законам рассудка.

И. Кант. «Пролегомены».

35 Предмет опыта

Предмет опыта

Трансцендентальная аналитика Общий вывод.

Мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима и от условий нашей чувственности, и от условий рассудка, а с природой как предметом возможного опыта; и здесь от рассудка, делающего возможным этот опыт, зависит также и то, что чувственно воспринимаемый мир не есть никакой предмет опыта или что он есть природа.

И. Кант. «Пролегомены».

36 Беркли и Кант

Беркли и Кант

Трансцендентальный идеализм Беркли и Кант.

Субъективный идеализм Беркли

Трансцендентальный идеализм Канта

Вещи суть комплексы ощущений, никакого бытия вне сознания не имеющие.

Идеальность времени и пространства означает не только то, что 1) явления подчиняются априорным формам нашего созерцания, но и то, что 2) вещи в себе совершенно не зависят от них.

37 Декарт и Кант

Декарт и Кант

Трансцендентальный идеализм Декарт и Кант.

Нативизм рационалистов

Априоризм Канта

Законы нашего разума суть в то же время законы природы.

Законы природы (как упорядоченного опыта) суть априорные законы нашего рассудка, но последние имеют силу лишь в области явлений и не распространяются на вещи в себе.

38 Юм и Кант

Юм и Кант

Трансцендентальный идеализм Юм и Кант.

Агностицизм Юма

Критический идеализм Канта

Достоверное знание невозможно, поэтому нет никаких общезначимых истин.

Вещи в себе непознаваемы, но явления подчинены общезначимым формам нашей чувственности и рассудка, что позволяет придать нашему знанию научную форму.

39 Раздел

Раздел

Трансцендентальный идеализм Общая схема.

Уровень синтеза

Способ-ность

Априорные формы

Наука

Раздел

Чувствен-ность

Созерцание

Пространство и время

Математика

Трансцен-дентальная эстетика

Рассудок

Суждение

Двенадцать категорий

Естество-знание

Трансцен-дентальная аналитика

Разум

Умо-заключение

Три идеи: мир, душа, Бог

Метафизика

Трансцен-дентальная диалектика

40 Вопросы

Вопросы

«Трансцендентальная философия»
http://900igr.net/prezentatsii/filosofija/Transtsendentalnaja-filosofija/Transtsendentalnaja-filosofija.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Слайды
Презентация: Трансцендентальная философия.ppt | Тема: Философия | Урок: Философия | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Философия > Трансцендентальная философия.ppt