Зарубежные картины Скачать
презентацию
<<  Сурбаран Винсент ван Гог  >>
Коминтерновская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней
Коминтерновская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней
Творчество выдающегося нидерландского живописца Иеронима Босха
Творчество выдающегося нидерландского живописца Иеронима Босха
Иероним Босх
Иероним Босх
Босх
Босх
Семь смертных грехов
Семь смертных грехов
Подобие зрачка
Подобие зрачка
Художник
Художник
Смертное ложе
Смертное ложе
Страшный суд
Страшный суд
Ад
Ад
Небесные врата
Небесные врата
Гнев
Гнев
Сцена ревности
Сцена ревности
Женщина любуется собой
Женщина любуется собой
Сладострастие
Сладострастие
Лень
Лень
Полный человек
Полный человек
Алчность
Алчность
Зависть
Зависть
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание
Слайды из презентации «Босх» к уроку изо на тему «Зарубежные картины»

Автор: Бондаренко Наталія Іванівна. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Босх.pptx» бесплатно в zip-архиве размером 3613 КБ.

Скачать презентацию

Босх

содержание презентации «Босх.pptx»
СлайдТекст
1 Коминтерновская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней

Коминтерновская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней

Учитель 2 категории Бондаренко Наталия Ивановна

2 Творчество выдающегося нидерландского живописца Иеронима Босха

Творчество выдающегося нидерландского живописца Иеронима Босха

в картине «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ».

Бондаренко Наталия Ивановна

3 Иероним Босх

Иероним Босх

Бондаренко Наталия Ивановна.

Иероним Босх — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины». В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения... Некоторые из этих гипотез устарели, иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами; есть и такие, что дали ключи к пониманию картин, но часто противоречивые и во всяком случае не всеобъемлющие. Удивителен подход художника к решению пространственных задач. В больших фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. В некоторых Болховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель. Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой.

4
5 Семь смертных грехов

Семь смертных грехов

1475-80гг., дерево, масло, 120 x 150 см. музей Прадо, Мадрид, Испания Семь смертных грехов" — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Эта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола - столешница, расписанная мастером. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такой работой не гнушались и именитые художники. Мы знаем, например, что самым ранним дошедшим до нас произведением великого немца Ганса Гольбейна Младшего была как раз расписная крышка стола, очень поврежденная, но сохранившаяся. Именно эта работа Босха висела в личных покоях испанского короля Филиппа II. Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека. Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги "Второзаконие". Начертанные на развевающихся свитках слова: сверху: "Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла "О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!"(Вт.32:28-29); снизу: "Сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности. (Вт.32:20 ) определяют тему этого произведения.

6 Подобие зрачка

Подобие зрачка

В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза. Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё". Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным. Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки. И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки. Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки - кража, убийство или другие греховные деяния человека. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения.

7 Художник

Художник

напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние. Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" с которыми каждый встретится в конце жизни (по выражению проповедников того времени) : СМЕРТЬ, СТРАШНЫЙ СУД, АД, НЕБЕСНЫЕ ВРАТА.

8 Смертное ложе

Смертное ложе

(верх, левый угол) Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач. Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.

Бондаренко Наталия Ивановна

9 Страшный суд

Страшный суд

(верх, правый угол) Четыре тубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.

Бондаренко Наталия Ивановна

10 Ад

Ад

Бондаренко Наталия Ивановна.

Ад (низ, левый угол) Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам. Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния). Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам. В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини. Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению. Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожет демон, несущий сферу.

11 Небесные врата

Небесные врата

Бондаренко Наталия Ивановна.

Небесные врата... У входа Св. Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши. Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже. Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела. Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.

12 Гнев

Гнев

Семь смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями: У Иеронима Босха, если "читать",согласно композиции, от "шести часов" против часовой стрелки: ГНЕВ, ТЩЕСЛАВИЕ(гордыня), СЛАДОСТРАСТИЕ(похоть), ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ, АЛЧНОСТЬ(жадность), ЗАВИСТЬ. Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой.

13 Сцена ревности

Сцена ревности

Бондаренко Наталия Ивановна.

Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ. На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) - одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё. Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры. Канонический список семи смертных грехов был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим и включал: гордыню, зависть, алчность(жадность), чревоугодие, похоть(сладострастие), уныние(другие источники предлагают лень), гнев. Библия, хотя и не приводит точного перечня грехов, но в ветхозаветных Десяти Заповедях, данных Богом Моисею на горе Синай, предостерегает от их совершения. Босх выбрал тот порядок грехов, какой был принят в его время.

14 Женщина любуется собой

Женщина любуется собой

Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ Женщина любуется собой, глядя в зеркало, предлагаемое демоном. Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон.

Бондаренко Наталия Ивановна

15 Сладострастие

Сладострастие

Бондаренко Наталия Ивановна.

В центре — сцена СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ. В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты. Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения", "низкие и бесстыдные песни" праздношатающихся потешников. Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда". В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и И. Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти. (нам, сегодняшним, трудно это понять)

16 Лень

Лень

уныние) Женщина, пришедшая к священнику (или монахиня), пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл (то ли уснув, то ли предавшись мечтам).

Бондаренко Наталия Ивановна

17 Полный человек

Полный человек

О ЧРЕВОУГОДИИ, ненасытности говорит сцена. Взъерошенный, полный человек ест и не может насытиться. Ребёнок просящий есть, худой человек, которого не приглашают к столу, бедная обстановка комнаты говорят: ненасытность приводит к бедности и эгоизму.

Бондаренко Наталия Ивановна

18 Алчность

Алчность

Шестой смертельный грех - АЛЧНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки.

Бондаренко Наталия Ивановна

19 Зависть

Зависть

Бондаренко Наталия Ивановна.

ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь, красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли. Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются ".

20 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Мною использованы следующие источники:

Живопись Нидерландов (XV-XVIIв.)

http://www.artniderland.ru

Библиотекарь.Ру

http://www.bibliotekar.ru/

http://h.ua/story

Хай.Вей

Бондаренко Наталия Ивановна

«Босх»
http://900igr.net/prezentatsii/izo/Boskh/Boskh.html
cсылка на страницу
Урок

Изо

31 тема
Слайды
Презентация: Босх.pptx | Тема: Зарубежные картины | Урок: Изо | Вид: Слайды