Герои сказок Скачать
презентацию
<<  Бука Змей Горыныч  >>
«Баба-яга
«Баба-яга
Кому из нас с детства не знакомы эти строки
Кому из нас с детства не знакомы эти строки
Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних
Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних
Цель : Изучение связи между традициями и обычаями древних народов
Цель : Изучение связи между традициями и обычаями древних народов
Имя
Имя
Жилище
Жилище
Баба-яга ездит или летает по воздуху в ступе, погоняет пестом или
Баба-яга ездит или летает по воздуху в ступе, погоняет пестом или
Внешность
Внешность
Живет Баба-яга со своими дочерьми
Живет Баба-яга со своими дочерьми
Шаманский наряд очень необычен
Шаманский наряд очень необычен
Существует множество толкований образа Бабы-яги
Существует множество толкований образа Бабы-яги
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы
Слайды из презентации «Баба-яга» к уроку литературы на тему «Герои сказок»

Автор: Настя. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Баба-Яга.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 485 КБ.

Скачать презентацию

Баба-яга

содержание презентации «Баба-Яга.ppt»
СлайдТекст
1 «Баба-яга

«Баба-яга

Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов МОУ – СОШ № 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА 2010 ГОД.

2 Кому из нас с детства не знакомы эти строки

Кому из нас с детства не знакомы эти строки

Откуда же пришла в русские сказки злая старуха-колдунья.

«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: - Фу, фу! Русским духом пахнет!»

3 Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних

Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних

русских: она коренной житель и в сказках соседних фино-угорских народов. Живёт она, согласно сказкам, между странами полуночными, на границе тёмного и светлого царств – смерти и живого мира. И оба эти мира свободно посещает. Кстати, не следует забывать, что с античных времён земли за Рифейскими или Гиперборейскими (Уральскими горами) именовались «странами полунощными», следовательно, можно предположить, что она сибирячка.

4 Цель : Изучение связи между традициями и обычаями древних народов

Цель : Изучение связи между традициями и обычаями древних народов

Севера и фольклорным образом сказочного персонажа – Бабы –Яги.

Задачи: Рассмотреть отражение некоторых традиций и обычаев древних народов Севера во внешнем облике сказочного персонажа – Бабы-Яги; Выявить этимологию слова Яга в языке древних народов Севера. Гипотеза: Если учесть, что в традициях, обычаях, языке древних народов Севера присутствуют некоторые черты, характерные фольклорному образу сказочного персонажа – Бабы-Яги, то можно предположить, что этот образ заимствован и является отражением представлений первых русских путешественников о народах Севера.

5 Имя

Имя

В межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений, основное из них - верхняя зимняя мужская и женская одежда. Таким образом, Баба-Яга – это женщина в меховой одежде. В языке народов коми «яг» - это сосновый бор, созвучно ему и хантыйское слово «яхэм» – бор. Можно предполажить, что Яга проживала в сосновом лесу. Об этом же свидетельствуют и сказки. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

6 Жилище

Жилище

Следует заметить, что избушка Бабы-Яги так мала, что хозяйка носом упирается в потолок, а ногами в двери. Но ведь она отнюдь не богатырша. Почему же так мало помещение? Зная, что живёт она между двумя мирами, будет логичнее отнести её к миру мёртвых, нежели живых, а домик её – скорее могила. Проведём аналогию с погребальными сооружениями обских угров. Чаще всего их делали в виде домика-сруба из брёвен, половинок брёвен, плах, досок с двускатной, часто уплощённой крышей на слегах-жердях. В намогильном сооружении во фронтонной стенке со стороны головы умершего (иногда — в боковой стене) делали окошко-дверь. Внутрь клали вещи умершего. Сверху на середине погребального сооружения — одна или две пары черепов оленей с рогами. Ну, чем не избушка Бабы-яги?

7 Баба-яга ездит или летает по воздуху в ступе, погоняет пестом или

Баба-яга ездит или летает по воздуху в ступе, погоняет пестом или

клюкою, помелом след заметает. Обратимся вновь к погребальным обрядам народов севера. Гробы были трёх видов: гроб-колода, гроб-лодка и дощатый. Лодку распиливали на две части (гроб и крышка) или отпиливали от неё нос и корму, края заделывали досками. Чем не ступа?

Средство передвижения

8 Внешность

Внешность

Внешне Баба-яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы Вернёмся к погребальным обрядам угров. Покойникам расплетали косы, обряжали в зимнюю одежду (ягушку), лицо покрывали «лицевым покрывалом». Когда умерший казался особенно опасным, в рот ему клали камень. На одежде делали надрезы, завязки обрывали: чтобы умерший «узнавал» о том, что он умер. Что же касается костяной ноги, то у народов севера существовал обычай при рождении девочкам ломать одну ножку, чтобы в будущем ей было легче рожать. Поэтому прихрамывающие колченогие женщины встречались довольно часто.

9 Живет Баба-яга со своими дочерьми

Живет Баба-яга со своими дочерьми

(Кстати, в хантыйском языке дочери – «яги»). Она знает язык животных и растений.

Вот тут, пожалуй, стоит вспомнить ещё об одном персонаже, являющемся посредником между миром живых и мёртвых - шамане. У народов севера часто эту роль выполняли женщины. Они обладали даром общения с духами. Во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы.

10 Шаманский наряд очень необычен

Шаманский наряд очень необычен

Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце. Жили шаманы на некотором удалении от селений, и вполне вероятно, были первыми, с кем встречались русские путешественники, которые шли покорять Сибирь. Шаманские камлания производили на них сильное впечатление. Чужая страна и природа были полны загадок, страшили своей неизвестностью и непредсказуемостью. Может, именно страх перед неизвестностью породил такое странное существо, живущее между двумя мирами – живых и мёртвых - и вобравшее в себя черты тех и других.

11 Существует множество толкований образа Бабы-яги

Существует множество толкований образа Бабы-яги

Вряд ли когда-нибудь будет достигнуто единство в этом вопросе. Потому, считаю, что версия о возникновении образа Бабы-яги как отражения первоначальных представлений русских о народах Сибири, тоже имеет право на существование.

12 Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы

http://legendy.claw.ru/shared/6/information/024.html http://sueverija.narod.ru ttp://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm http://www.zankovcom/lit-met3.htm http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml

«Баба-яга»
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Baba-jaga/Baba-jaga.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Слайды
Презентация: Баба-яга | Файл: Баба-Яга.ppt | Тема: Герои сказок | Урок: Литература | Вид: Слайды