Блок Скачать
презентацию
<<  Жизнь Блока Блок и Менделеева  >>
Презентация на тему: «Реализм М.Ю.Лермонтова и символизм А.А.Блока
Презентация на тему: «Реализм М.Ю.Лермонтова и символизм А.А.Блока
Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов
Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере
Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере
Однако и в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под
Однако и в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под
. Поэт стремится к преодолению юношеского максимализма, судит о жизни
. Поэт стремится к преодолению юношеского максимализма, судит о жизни
Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед
Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед
В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На
В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На
А.А.Блок
А.А.Блок
Я вам поведал неземное
Я вам поведал неземное
Для символистов символ перестает быть лишь средством художественной
Для символистов символ перестает быть лишь средством художественной
В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме
В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме
О, Святая, как ласковы свечи
О, Святая, как ласковы свечи
В стихотворении “Фабрика” поэт рисует нам фигуру некоего чудовища,
В стихотворении “Фабрика” поэт рисует нам фигуру некоего чудовища,
Слайды из презентации «Блок и Лермонтов» к уроку литературы на тему «Блок»

Автор: АВ. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Блок и Лермонтов.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 126 КБ.

Скачать презентацию

Блок и Лермонтов

содержание презентации «Блок и Лермонтов.ppt»
СлайдТекст
1 Презентация на тему: «Реализм М.Ю.Лермонтова и символизм А.А.Блока

Презентация на тему: «Реализм М.Ю.Лермонтова и символизм А.А.Блока

Жуковой Надежды

2 Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лермонтов - Михаил Юрьевич (1814-41), русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение "Смерть поэта" (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике и мечта о душевном покое ("Дума", "И скучно и грустно", "Молитва", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу"; поэма "Мцыри", 1839; драма "Маскарад", 1835). Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический роман. "Вадим" (1832-34), стихотворения "Бородино", "Поэт", "Родина"]. Поэма "Демон" (закончена в 1839) символическое воплощение идеи бунта против "мирового порядка", трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман "Герой нашего времени" (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, вершина реализма Лермонтова

3 Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере

Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере

развития творца, появления и утверждения в его лирике тенденций реализма. Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами, своими переживаниями, недоступными «толпе»: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет. Мотив избранничества проявляется и в раннем стихотворении поэта «Нет, я не Байрон…». Здесь восемнадцатилетний Лермонтов осознает, что у него свой путь в творчестве: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.

4 Однако и в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под

Однако и в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под

сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта другим людям, не наделенным таким даром: Безумец я! Вы правы, правы! Смешно бессмертье на земли. Как смел желать я громкой славы, Когда вы счастливы в пыли? Во второй, зрелый период своего творчества поэт признается в одном из писем: «О, ведь я очень изменился! Я не знаю, как это происходит, но только каждый день дает новый оттенок моему характеру и взглядам – это и должно было быть, я это знал». Постепенно Лермонтов приходит к иному пониманию творчества. Меняется его представление и о личности поэта. Лермонтов начал понимать безуспешность индивидуалистического протеста, бессилие одинокого гордого бунтаря, не нашедшего связей с обществом.

5 . Поэт стремится к преодолению юношеского максимализма, судит о жизни

. Поэт стремится к преодолению юношеского максимализма, судит о жизни

более трезво и мудро. В одном из стихотворений он пишет: Не верь, не верь себе, мечтатель молодой, Как язвы, бойся вдохновенья… Оно – тяжелый бред души твоей больной Иль пленной мысли раздраженье. Теперь поэта волнует судьба своего поколения, народа и родины. Он ратует за творчество, в котором должна выразиться подлинная жизнь: Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет язык простой И страсти голос благородный? В стихотворении «Любил и я в былые годы»… Лермонтов как бы подводит итог раннему романтизму и утверждает реализм, поэзию, в которой отразится мир во всей его полноте: Люблю я больше год от году, Желаньям мирным дав простор, Поутру ясную погоду, Под вечер тихий разговор. Это стихотворение получило восторженный отзыв В. Г. Белинского: «Какая простота и глубокость! Оборот мысли, фразы – все пушкинское».

6 Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед

Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед

читателями. Он отрицательно относился к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России. Поэт не мог принять лирику, которая только переливает «в гремучие напевы несчастный жар страдальческой любви». Ему уже чужд и образ творца как человека избранного, противопоставленного «ничтожной толпе». Его герой стремится к людям даже тогда, когда они отвергают «любви и правды чистые ученья». Продолжая традиции Пушкина и декабристов, Лермонтов рассматривает поэзию как орудие борьбы за свободу и справедливость. Его лирика становится гражданской. Вот, например, стихотворение «Поэт», построенное на развернутом сравнении. Творчество здесь автор уподобляет кинжалу, который может быть грозным клинком или презренной безделушкой в зависимости от того, кто им владеет. Вот оружие, которое «не по одной груди» провело «страшный след», попадает к новому хозяину, очевидно, не бойцу и становится «бесславным и безвредным». Далее автор сравнивает судьбы кинжала и поэта:

7 В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На

В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На

злато, променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Нет, не таков удел творца. Его истинное предназначение – воспламенять «бойца для битвы»: Твой стих, как Божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Лермонтов страстно призывает своих современников оставить сугубо личные переживания и вернуть в поэзию вольнолюбивые и бунтарские идеи декабристов: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? Тема творца и его миссии в лирике Лермонтова прошла целую эволюцию. Противоречия в раскрытии этой темы свидетельствуют о развитии личности поэта. Образ творца отличается силой характера и огромной целеустремленностью, что делает его жизнеутверждающим и вносит оптимистические ноты в общий трагический контекст. Поэт в лирике Лермонтова является героем, а его поэзия – подвигом.

8 А.А.Блок

А.А.Блок

9 Я вам поведал неземное

Я вам поведал неземное

Я все сковал в воздушной мгле. В ладье — топор. В мечте — герои. Так я причаливал к земле. А. Блок Творчество Александра Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как звала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения. Символизм как направление в искусстве возник во Франции в 70—80-е годы XIX века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение и русские поэты. Символизм принято считать проявлением декаданса.

10 Для символистов символ перестает быть лишь средством художественной

Для символистов символ перестает быть лишь средством художественной

образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

11 В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме

В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме

Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки: Ты в белой вьюге, снежном стоне Опять волшебницей всплыла, И в вечном свете, вечном звоне Церквей смешались купола. Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она для него — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портрета — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит определить, а определить — значит ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковском творчестве нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:

12 О, Святая, как ласковы свечи

О, Святая, как ласковы свечи

Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но и жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, которая чужда общественным интересам: Что буря жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Что человеческие слезы. Когда румянится закат! Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы, и мира внутреннего: Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Когда позднее в творчестве Блока появляются социальные мотивы, основной формой их изложения по-прежнему остается символическая форма. Образы размыты, характеры неопределенны.

13 В стихотворении “Фабрика” поэт рисует нам фигуру некоего чудовища,

В стихотворении “Фабрика” поэт рисует нам фигуру некоего чудовища,

согнутые спины рабочих, желтые окна, в которых смеются над обманутыми: В соседнем доме окна желты. По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене — а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма, проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предыду щую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, жизнь России, чтобы навсегда остаться одним из лучших ее поэтов.

«Блок и Лермонтов»
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Blok-i-Lermontov/Blok-i-Lermontov.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Слайды
Презентация: Блок и Лермонтов.ppt | Тема: Блок | Урок: Литература | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Блок > Блок и Лермонтов.ppt