Иконопись Скачать
презентацию
<<  Иконопись Древней Руси Феофан Грек  >>
Древнерусская иконопись
Древнерусская иконопись
Странные застывшие лица
Странные застывшие лица
Икона
Икона
Широкое распространение
Широкое распространение
Русская православная церковь
Русская православная церковь
Взоры молящихся
Взоры молящихся
Нимб
Нимб
Лампада
Лампада
Запрет на подпись иконы
Запрет на подпись иконы
Богоматерь Владимирская
Богоматерь Владимирская
Андрей Рублев
Андрей Рублев
Троица Ветхозаветная
Троица Ветхозаветная
Спасский собор
Спасский собор
Спас
Спас
Апостол Павел
Апостол Павел
Архангел Михаил
Архангел Михаил
Спас в Силах
Спас в Силах
Феофан Грек
Феофан Грек
Ряд памятников
Ряд памятников
Богоматерь Донская
Богоматерь Донская
Преображение
Преображение
Пантократор
Пантократор
Успение
Успение
Старец Макарий Египетский
Старец Макарий Египетский
Дионисий
Дионисий
Алексий Митрополит
Алексий Митрополит
Петр Митрополит
Петр Митрополит
Дмитрий Прилуцкий
Дмитрий Прилуцкий
Искусство Дионисия
Искусство Дионисия
Симон Ушаков
Симон Ушаков
Влияние на развитие русской иконописи
Влияние на развитие русской иконописи
Архангел Михаил
Архангел Михаил
Тайная вечеря
Тайная вечеря
Древо Московского государства
Древо Московского государства
Троица
Троица
Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный
Язык иконы
Язык иконы
Слайды из презентации «Древнерусская иконопись» к уроку МХК на тему «Иконопись»

Автор: user. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Древнерусская иконопись.pptx» бесплатно в zip-архиве размером 3989 КБ.

Скачать презентацию

Древнерусская иконопись

содержание презентации «Древнерусская иконопись.pptx»
СлайдТекст
1 Древнерусская иконопись

Древнерусская иконопись

МАОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

2 Странные застывшие лица

Странные застывшие лица

Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон , проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется ИКОНОЙ?

3 Икона

Икона

– это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”.

На Руси иконы так и называли - “образа”.

4 Широкое распространение

Широкое распространение

Иконы возникли еще до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

5 Русская православная церковь

Русская православная церковь

возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

6 Взоры молящихся

Взоры молящихся

Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и так не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога.

7 Нимб

Нимб

Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А основной символ христианства – крест, он напоминает о мученической смерти распятого Христа.

8 Лампада

Лампада

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название. .

9 Запрет на подпись иконы

Запрет на подпись иконы

именем мастера служил для полной идентификации иконы только с именем Бога или святого. Каноны определяли икону как анонимное искусство, где талант художника являлся только средством или умением, ниспосланным Святым Духом.

10 Богоматерь Владимирская

Богоматерь Владимирская

Икона «Богоматерь Владимирская»Константинополь. 12 век.

Икона "Богоматерь Владимирская", присланная в начале XII века на Русь из Константинополя, находилась сначала в Вышгородском женском монастыре близ Киева. В 1158 году князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, взял икону с собой, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году был заложен Успенский собор во Владимире , в котором и была помещена икона. С XV века икона "Богоматерь Владимирская" находилась в Успенском соборе Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от царских врат. Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви.

11 Андрей Рублев

Андрей Рублев

(? – около 1430).

Иконописец. Первое дошедшее до нас летописное свидетельство об Андрее Рублеве содержится в Троицкой летописи, согласно которой мастер расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. С именем Андрея Рублева исследователи также связывают миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400) и иконы так называемого "Звенигородского чина" (начало XV века) – "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". К бесспорным работам выдающегося иконописца относятся росписи Успенского собора во Владимире, созданные в 1408 году совместно с Даниилом Черным, и "Троица" (1425–1427) - храмовая икона Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, выполненная по заказу Никона Радонежского.

12 Троица Ветхозаветная

Троица Ветхозаветная

Троица Ветхозаветная. Андрей Рублев. 1422-1427.

13 Спасский собор

Спасский собор

В последние годы жизни Андрей Рублев был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где расписывал Спасский собор. Похоронен на территории монастыря. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Отличительные черты его стиля – особая мягкость и плавность линий, тяготеющих к закругленности, что прослеживается и в композиционных построениях; светлый, лишенный резких контрастов колорит; удивительная гармония и одухотворенность образов.

14 Спас

Спас

Андрей Рублев. 1420-е гг.

15 Апостол Павел

Апостол Павел

Андрей Рублев.

16 Архангел Михаил

Архангел Михаил

Архангел Михаил. Андрей Рублев. Первая четверть XV в.

17 Спас в Силах

Спас в Силах

. Иконостас Успенского Собора во Владимире Андрей Рублёв, Даниил Черный и мастерская.

В иконном деисусе, соотносящемся с образами фрескового ансамбля, как бы усилены, заострены индивидуальные характеристики Спаса и представленных в молении перед ним святых. На центральной иконе деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле.

18 Феофан Грек

Феофан Грек

(? – после 1405).

Иконописец. Византийский художник, работавший на Руси в последней трети XIV – начале XV века. Согласно "Посланию Епифания Премудрого Кириллу Тверскому" (1415), Феофан расписывал церкви в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом и Нижнем Новгороде и Москве (всего более 40 храмов). Из бесспорных произведений Феофана до наших дней дошли только фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378).

19 Ряд памятников

Ряд памятников

Феофан Грек (? – после 1405).

В Москве, по летописным свидетельствам, Феофан Грек вместе с Семеном Черным выполнял росписи церкви Рождества Богородицы с приделом воскрешения Лазаря (1395), вместе с учениками работал в Архангельском соборе Московского Кремля (1399) и совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405). С именем Феофана исследователи также связывают некоторые иконы из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля и еще ряд памятников, в числе которых икона "Богоматерь Донская" (1380–1390-е).

20 Богоматерь Донская

Богоматерь Донская

Икона. Феофан Грек. ГТГ.

21 Преображение

Преображение

Икона. Феофан Грек.

22 Пантократор

Пантократор

Фреска. Феофан Грек.

23 Успение

Успение

Феофан Грек (?). Конец XIV в. (Около 1392 г. ?).

24 Старец Макарий Египетский

Старец Макарий Египетский

Фреска. Феофан Грек.

25 Дионисий

Дионисий

Дионисий (?–1503).

Иконописец. Наиболее ранней из известных работ Дионисия были росписи Рождественского собора Пафнутьево - Боровского монастыря, исполненные между 1467 и 1476 годами, совместно с монастырским старцем Митрофаном. Сведения об этом сохранились в летописях и в Житии преподобного Пафнутия Боровского - основателя монастыря. Сами росписи до нас не дошли, поскольку монастырский собор был разрушен и выстроен заново в конце XVI века. В 1481 году Дионисий возглавил артель иконописцев, создавшую первоначальный иконостас Успенского собора Московского Кремля. Для местного ряда этого иконостаса могли быть предназначены две житийные иконы с изображениями московских святителей – митрополитов Петра и Алексия. В 1484 году вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром начал расписывать Успенский собор Иосифо - Волоколамского монастыря по заказу основателя обители преподобного Иосифа Волоцкого.

26 Алексий Митрополит

Алексий Митрополит

с житием. Дионисий. Начало XVI в.

27 Петр Митрополит

Петр Митрополит

с житием. Дионисий. Начало XVI в.

28 Дмитрий Прилуцкий

Дмитрий Прилуцкий

с житием. Дионисий (?). Около 1503 г.

29 Искусство Дионисия

Искусство Дионисия

воплотило лучшие художественные достижения последней трети XV – начала XVI века, отразившие духовные искания того времени. Ясность композиционного решения, удлиненные пропорции фигур, высветленный колорит с преобладанием чистых, звучных красок придают произведениям мастера особую одухотворенность.

30 Симон Ушаков

Симон Ушаков

(1626–1686).

Царский изограф, живописец и график. За труды, создание живописной школы был удостоен дворянского звания. "Жалованный иконописец" Оружейной палаты. Руководил иконописной мастерской (1664–1686), работал в Золотой и Серебряной палатах (1648–1664), создавал рисунки для церковной утвари, ювелирных украшений, шитья и т.п. Написал иконы для церкви Троицы в Никитниках, прихожанином которой он был, церкви Георгия Неокесарийского на Большой Полянке ("Богоматерь Елеуса Киккская", 1668) и многих других церквей.

31 Влияние на развитие русской иконописи

Влияние на развитие русской иконописи

Симон Ушаков (1626–1686).

Искусство Ушакова сохранило свое влияние на развитие русской иконописи вплоть до XIX века. Оно явилось компромиссом между средневековой традицией и новыми тенденциями европейской живописи. Нововведения художника – "живоподобная" светотеневая моделировка ликов, стремление к передаче реального объема – нашли теоретическое обоснование в "Слове к люботщательному иконного писания". К наиболее известным работам Ушакова относится "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства – Похвала Богоматери Владимирской)" (1668).

32 Архангел Михаил

Архангел Михаил

попирающий диавола. Икона С. Ушакова.1676. ГТГ.

33 Тайная вечеря

Тайная вечеря

Икона С. Ушакова.1685. Сергиево-Посадский музей-заповедник.

34 Древо Московского государства

Древо Московского государства

Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирской). Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ.

35 Троица

Троица

Икона С. Ушакова. 1671. ГРМ.

36 Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный

Икона С. Ушакова. 1678. ГТГ.

37 Язык иконы

Язык иконы

— это то же, что грамота. Ребенка учат сначала писать отдельные буквы, потом дают списывать с книги, далее — писать изложение и, наконец, сочинение. Так и в иконописи есть своя грамота, своя школа, своя последовательность работы, через которые ученику даются особые знания, особая подготовка и особое воспитание. Программа и постепенность обучения также традиционны и проверены опытом многих поколений.

allday.ru

«Древнерусская иконопись»
http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/Drevnerusskaja-ikonopis/Drevnerusskaja-ikonopis.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
Презентация: Древнерусская иконопись.pptx | Тема: Иконопись | Урок: МХК | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Иконопись > Древнерусская иконопись.pptx