Храм Скачать
презентацию
<<  Храмовое зодчество Православный храм  >>
Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
Купол в центре здания
Купол в центре здания
Крестово-купольный тип храма
Крестово-купольный тип храма
Алтарь
Алтарь
Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
Модель Вселенной
Модель Вселенной
Каноническая система росписей
Каноническая система росписей
Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
Место для евангелистов
Место для евангелистов
Богоматерь
Богоматерь
Сцены из Ветхого Завета
Сцены из Ветхого Завета
Идея иконостаса
Идея иконостаса
Канон икон
Канон икон
Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
Иконописцы
Иконописцы
Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
Богородицу изображали в разных видах
Богородицу изображали в разных видах
Великая Панагия
Великая Панагия
Богоматерь Елеуса (Умиление) – поясное изображение Богородицы, к щеке
Богоматерь Елеуса (Умиление) – поясное изображение Богородицы, к щеке
Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Одигитрия
Образ Богоматери, названный на Руси Владимирской
Образ Богоматери, названный на Руси Владимирской
Византийская иконография
Византийская иконография
Спас в силах
Спас в силах
Образ Спаса Эммануила
Образ Спаса Эммануила
Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный
Слайды из презентации «Крестово-купольный храм» к уроку МХК на тему «Храм»

Автор: Елена. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Крестово-купольный храм.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 9500 КБ.

Скачать презентацию

Крестово-купольный храм

содержание презентации «Крестово-купольный храм.ppt»
СлайдТекст
1 Крестово-купольный храм

Крестово-купольный храм

Собор Святой Софии Константинопольской 537 г.

Презентация по МХК. Автор: учитель МХК Михайловской СОШ Красносулинского района Ростовской обл. Фомченко Е.С.

2 Купол в центре здания

Купол в центре здания

Его основу составил купол в центре здания, укреплённый на четырёх столбах, откуда расходятся четыре сводчатых рукава.

3 Крестово-купольный тип храма

Крестово-купольный тип храма

В плане это квадрат, в центре его находятся четыре пилона или столба, весь объём перекрывается куполом.

4 Алтарь

Алтарь

Важнейшая часть храма – алтарь, обозначалась полукруглой апсидой (выступом). Алтарь был обращён на Восток: именно там взошла Вифлеемская звезда и произошло вознесение Спасителя.

5
6 Модель Вселенной

Модель Вселенной

Храм мыслился как модель Вселенной, где своды и купола олицетворяют небо; пространство ближе к полу – землю; алтарная часть – рай, пребывание Бога; западная часть – ад, преисподнюю.

7 Каноническая система росписей

Каноническая система росписей

В соответствии с этими представлениями сформировалась каноническая система росписей с определением места фресок , мозаик, икон в интерьере. В самой верхней точке храма помещали мощную фигуру Спаса Пантократора, или Вседержителя, главы мироздания, воплощающего нечеловеческую силу, способную карать и миловать.

8
9
10 Место для евангелистов

Место для евангелистов

Н а барабане купола и простенках окон рисовали апостолов – учеников Христа, несущих его учение людям. На четырёх парусах отводили место для евангелистов.

11 Богоматерь

Богоматерь

На своде высокой алтарной части изображали Богоматерь.

12 Сцены из Ветхого Завета

Сцены из Ветхого Завета

На столбах, сводах, парусах изображали архангелов, пророков, Отцов Церкви, великомучеников, а также сцены из Ветхого Завета.

13 Идея иконостаса

Идея иконостаса

В период правления Комнинов возникла идея иконостаса, отделяющего алтарь от верующих. Наверху иконостаса (деревянной или мраморной перегородки) помещали крест, далее следовали иконы – одна большая или несколько больших.

14 Канон икон

Канон икон

К этому времени в основном сложился канон икон так называемого праздничного цикла, рассказывающих о событиях Евангельской истории («Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение или Богоявление»,»Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная Вечеря», «Распятие», «Снятие с креста», «Оплакивание Христа», «Положение во гроб», «Вознесение»).

15
16 Иконописцы

Иконописцы

должны были следовать установленным образцам, которые обычно представляли собой контурные прориси композиций библейских сюжетов, отдельных персонажей, предметов и их деталей и т.д.

17
18
19
20 Богородицу изображали в разных видах

Богородицу изображали в разных видах

Следуя канонической традиции, Богородицу изображали в разных видах. Оранта – молитвенница за род человеческий (фигура Божией Матери представлена в полный рост с воздетыми к небу руками с открытыми ладонями).

21 Великая Панагия

Великая Панагия

(Всесвятая), где на груди Оранты в круге «славы» покоится младенец Христос.

22 Богоматерь Елеуса (Умиление) – поясное изображение Богородицы, к щеке

Богоматерь Елеуса (Умиление) – поясное изображение Богородицы, к щеке

прижался младенец Христос, сидящий на её левой руке.

23 Богоматерь Одигитрия

Богоматерь Одигитрия

(Путеводительница), жестом благословляющая Сына на Крестный подвиг; младенец Христос держит свиток – знак Божественного слова, которое он принёс людям.

24 Образ Богоматери, названный на Руси Владимирской

Образ Богоматери, названный на Руси Владимирской

Шедевром Византийской живописи является образ Богоматери, названный на Руси Владимирской. На иконе Богородица нежно прижимается щекой к щеке Божесвенного Сына. По преданию икона принадлежит кисти евангелиста Луки и написана на доске от стола, на котором некогда трапезовал Иисус Христос со своей Матерью.

25 Византийская иконография

Византийская иконография

Для воплощения образа Иисуса Христа византийская иконография также разработала строгие канонический правила и типы композиций. Среди них образ Спаса- Пантократора (Вседержителя). На иконе изображён Иисус Христос (по пояс); в левой руке он держит открытое Евангелие, правой благословляет верующих.

26 Спас в силах

Спас в силах

Другой образ – Спас в силах. Христос сидит на троне, он готов судить людей и карать грешников. Трон окружён бесплотными силами – серафимами и херувимами.

27 Образ Спаса Эммануила

Образ Спаса Эммануила

Особой гармонией и одухотворённостью наполнен образ Спаса Эммануила (означает «с нами Бог») – изображение совсем ещё юного Христа.

28 Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный

Но есть ещё и иной образ, явлённый в самые последние часы земной жизни Сына Божия – Спас Нерукотворный – отпечаток на плате (полотенце) лика Христа в те страшные часы, когда Спаситель, изнемогая, шёл к Голгофе по крестному пути. Стиль византийской храмовой живописи глубоко своеобразен, неотделим от смысла божественной службы. Аскетичный лик с несколько удлинёнными формами, прямой с горбинкой нос, отрешённый взгляд огромных миндалевидных глаз – таков идеал красоты в православной иконографии. Размещённые на плоскости, лишённые объёмной телесности иконописные лики олицетворяли святость, пребывающую во храме. Фон икон, сияющий золотом, не имеет пространственной перспективы, глубины. Золото как бы выдвигало фигуру святого за пределы живописи в мир храма, туда где молились люди.

«Крестово-купольный храм»
http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/Krestovo-kupolnyj-khram/Krestovo-kupolnyj-khram.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
Презентация: Крестово-купольный храм.ppt | Тема: Храм | Урок: МХК | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Храм > Крестово-купольный храм.ppt