Первобытное искусство Скачать
презентацию
<<  Древняя живопись Наскальная живопись  >>
Пещерные росписи эпохи палеолита
Пещерные росписи эпохи палеолита
2. Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные
2. Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные
Характер палеолитического искусства
Характер палеолитического искусства
Техника палеолитического искусства
Техника палеолитического искусства
Одной из самых простых и легко выполнимых техник является гравировка
Одной из самых простых и легко выполнимых техник является гравировка
Слайды из презентации «Пещерные рисунки» к уроку МХК на тему «Первобытное искусство»

Автор: Acer. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Пещерные рисунки.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 195 КБ.

Скачать презентацию

Пещерные рисунки

содержание презентации «Пещерные рисунки.ppt»
СлайдТекст
1 Пещерные росписи эпохи палеолита

Пещерные росписи эпохи палеолита

Периоды пещерной живописи эпохи палеолита

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки.

Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

1. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н.э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

2 2. Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные

2. Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные

мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

3. В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего рассвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

3 Характер палеолитического искусства

Характер палеолитического искусства

Наскальные рисунки чаще всего помещены в доступных местах, на высоте 1,5-2 м. Они встречаются как на потолках пещер или на других горизонтальных площадках, так и вертикальных стенах. Случается находить их и в труднодоступных местах, в исключительных случаях даже там, куда художник наверняка не мог дотянуться без посторонней помощи или без специальной конструкции. Известны и рисунки, помещенные на потолке, на столь низко нависающем над гротом или пещерным туннелем, что невозможно обозреть все изображение сразу, как это принято делать сегодня. Но для первобытного художника общий эстетический эффект не был задачей первого порядка. Желая во что бы то ни стало поместить изображения выше того уровня, который был достижен при естественных возможностях, художник должен был прибегнуть к помощи простейшей лесенки или приваленного в скале камня. Изучая наскальные росписи в Северной Австралии, автор книги посетил пещеру в горах Спенсера, служившую туземцам чем-то вроде галереи. Там, над скальной нишей, в прошлом служившей жильем, он обнаружил изображения, помещенные высоко на вертикальной стене. Поодаль на земле еще лежал ствол дерева с небрежно обрубленными ветвями, которым несомненно воспользовался художник, чтобы подняться на естественно недоступную для себя высоту.

4 Техника палеолитического искусства

Техника палеолитического искусства

Для выполнения большинства известных скальных гравюр, особенно с глубоким прорезом, художник должен был пользоваться грубыми режущими инструментами. Такие крупные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер и не оставляют сомнений относительно техники этой работы.

Для гравюр среднего и финального мадлена типична более тонкая проработка. Их контуры переданы, как правило, несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены гравюры, комбинированные с росписью, как в Альтамире, и гравюры малых форм на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. Некоторые детали часто заштрихованы, например грива, шерсть на брюхе животного и т. Д.

Реже встречаются изображения, выгравированные пальцем или палкой на глине, чаще всего на полу пещеры. Надо думать, что большинство из них не сохранилось до нашего времени, так как они гораздо менее стойки, чем гравюры на скальной породе.

В другой технике контурная линия грубой гравюры выбивалась ударами каменного орудия; так выполнена львица из Трех Братьев.

5 Одной из самых простых и легко выполнимых техник является гравировка

Одной из самых простых и легко выполнимых техник является гравировка

пальцем или палкой на глине или рисунок на скальной стене пальцем, покрытым цветной глиной.

Среди рисунков пальцем на глине, которых много на потолке пещеры Пеш-Мерль, можно найти три схематичные женские фигуры в легком наклоне вперёд, с падающими вниз грудями и массивным седалищем.

«Пещерные рисунки»
http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/Peschernye-risunki/Peschernye-risunki.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
Презентация: Пещерные рисунки.ppt | Тема: Первобытное искусство | Урок: МХК | Вид: Слайды