Культура России в 18 веке Скачать
презентацию
<<  Художники 18 века Русский портрет 18 в.  >>
Русский портрет XVIII века
Русский портрет XVIII века
Шедевры русских портретистов
Шедевры русских портретистов
Русское светское искусство
Русское светское искусство
Художник и искусствовед
Художник и искусствовед
Жанр портретов
Жанр портретов
Неизвестный художник
Неизвестный художник
Портрет патриарха Никона
Портрет патриарха Никона
Портрет царицы Марфы Матвеевны
Портрет царицы Марфы Матвеевны
Битва при Орше
Битва при Орше
Битва
Битва
Живописная парсуна
Живописная парсуна
Иван Никитич Никитин
Иван Никитич Никитин
Образование
Образование
Портрет царевны Прасковьи Ивановны
Портрет царевны Прасковьи Ивановны
Портрет царевны Натальи Алексеевны
Портрет царевны Натальи Алексеевны
Портрет цесаревны Анны Петровны
Портрет цесаревны Анны Петровны
Связь с парсунами
Связь с парсунами
Пенсионер
Пенсионер
Портрет Петра I
Портрет Петра I
Портрет графа
Портрет графа
Портрет напольного гетмана
Портрет напольного гетмана
Художественный образ
Художественный образ
Никитин жил в Москве
Никитин жил в Москве
Художник скончался
Художник скончался
Антропов Алексей Петрович
Антропов Алексей Петрович
Долгий творческий путь
Долгий творческий путь
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Портрет Петра III
Портрет Петра III
Желание
Желание
Гавриил Петров
Гавриил Петров
Императорское изображение
Императорское изображение
Парадный портрет Петра I
Парадный портрет Петра I
Скончался от горячки
Скончался от горячки
Аргунов Иван Петрович
Аргунов Иван Петрович
Будущий художник
Будущий художник
Ресурсы
Ресурсы
Слайды из презентации «Портреты 18 века» к уроку МХК на тему «Культура России в 18 веке»

Автор: Каримова Галина Михайловна. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Портреты 18 века.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 1226 КБ.

Скачать презентацию

Портреты 18 века

содержание презентации «Портреты 18 века.ppt»
СлайдТекст
1 Русский портрет XVIII века

Русский портрет XVIII века

2 Шедевры русских портретистов

Шедевры русских портретистов

План урока.

У истоков русского портретного искусства. 2. Шедевры русских портретистов. 3. Мастера скульптурного портрета.

3 Русское светское искусство

Русское светское искусство

Общеизвестно, что русское светское искусство с понятием личного авторства и не религиозным сюжетом возникает в XVIII веке, когда реформы Петра Великого захватывают не только государственную, политическую и экономическую сферы, но и сферу искусства.

4 Художник и искусствовед

Художник и искусствовед

И.Э. Грабарь писал: «Одним из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в котором Россия … временами шла в уровень с Европой».

5 Жанр портретов

Жанр портретов

в русском изобразительном искусстве восходит к « парсуне».

Царь Федор Иоанович

“Парсуна” — искаженное слово persona. При Петре Великом портрет назывался “персоной”, и только к середине 18-го века окончательно вошел в обиход термии “портрет”.

6 Неизвестный художник

Неизвестный художник

1620-1630 гг. Неизвестный художник.

Портрет воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского

7 Портрет патриарха Никона

Портрет патриарха Никона

Знаменитый основатель монастыря изображен во весь рост, в патриаршей мантии, с жезлом в руке

8 Портрет царицы Марфы Матвеевны

Портрет царицы Марфы Матвеевны

«Портрет царицы Марфы Матвеевны» представляет собой парсуну в ее чистом виде. Изображению свойственна статичность и наивность формы, но присутствует уже попытка светотеневой моделировки. По способу претворения портрет близок к иконе, но несет определенное портретное сходство.

Марфа Матвеевна Апраксина (1664-1715) известна преимущественно тем, что была второй женой царя Федора Алексеевича ( умер 27 апреля 1682 года в возрасте 22 лет) с февраля 1682 года и пробыла ею и царицей чуть более двух месяцев.

9 Битва при Орше

Битва при Орше

«Битва при Орше».

10 Битва

Битва

«Битва при Орше».

11 Живописная парсуна

Живописная парсуна

- одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского Средневековья и родоначальница в России светского портрета - феномена Нового времени. Начало подлинно светской живописи – 10-е гг. XVIII века, когда Иван Никитич Никитин, обучившись живописи за границей создал свои первые портреты.

12 Иван Никитич Никитин

Иван Никитич Никитин

И.Н.Никитин.

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

13 Образование

Образование

О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.

14 Портрет царевны Прасковьи Ивановны

Портрет царевны Прасковьи Ивановны

1714. ГРМ Холст, масло. 88 х 67,5.

15 Портрет царевны Натальи Алексеевны

Портрет царевны Натальи Алексеевны

Не позднее 1716. ГТГ Холст, масло. 102 x 71 Государственная Третьяковская галерея, Москва.

16 Портрет цесаревны Анны Петровны

Портрет цесаревны Анны Петровны

Не позднее 1716. ГТГ Холст, масло. 65 х 53 (овал) Третьяковская галерея, Москва.

17 Связь с парсунами

Связь с парсунами

В портретах еще прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.

18 Пенсионер

Пенсионер

В 1716—1719 годах Никитин — пенсионер Петра I в Венеции и Флоренции, где он учился во Флорентийской академии. В 1720 году по требованию Петра художник возвратился в Петербург. Поездка в Италию мало что изменила в творческих принципах Никитина. Несомненно, его рисунок стал изощреннее. Художник освободился от скованности, свойственной парсунной русской живописи. Но понимание задач искусства, взгляд на человека у Никитина не изменились.

19 Портрет Петра I

Портрет Петра I

Первая половина 1720-х (?). ГРМ Холст, масло. Диаметр 55 (круг).

Никитин сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту живописных характеристик.

20 Портрет графа

Портрет графа

Г.И. Головкина. 1720-е гг. ГТГ Холст, масло. 90,9 х 73,4 Третьяковская галерея, Москва.

21 Портрет напольного гетмана

Портрет напольного гетмана

Одной из лучших работ художника не без оснований считают «Портрет напольного гетмана». История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете.

22 Художественный образ

Художественный образ

созданный Никитиным, остается в памяти каждого. В нем впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Свою роль играют все компоненты, формирующие восприятие зрителя: контрасты светотени, теплый, несколько мрачный колорит, сочетающий коричневые, золотые и розовые, пластичная лепка головы, деталей и складок одежды, наконец, общий характер портрета, лишенного каких-либо признаков парадности и представительности. Черты интимности придают изображению особую психологическую убедительность, и в этом прежде всего заключено новаторство Никитина, предвосхитившего путь дальнейшего развития русского портретного жанра.

23 Никитин жил в Москве

Никитин жил в Москве

При вступлении на престол Анны Иоанновны в ожидании коронационных торжеств Никитин жил в Москве, где купил дом в приходе церкви Ильи Пророка на Тверской улице. В августе 1732 года он был арестован в Петербурге за хранение тетради с пасквилем на Феофана Прокоповича. Никитин находился под следствием Тайной канцелярии, был в одиночном заключении в Петропавловской крепости до 1737 года. В ноябре того же года по приговору был бит плетьми и сослан в Тобольск «на вечное житье за караулом».

24 Художник скончался

Художник скончался

О помиловании было издано три указа: Анной Иоанновной перед смертью, Анной Леопольдовной при воцарении и Елизаветой Петровной. В конце января 1742 года Иван Никитин вместе с жителями Тобольска принимал присягу Елизавете, следовательно, к этому времени он был уже помилован. Однако еще в феврале он находился в Тобольске. По свидетельству брата, Ф. Никитина, художник скончался по пути из ссылки.

25 Антропов Алексей Петрович

Антропов Алексей Петрович

(1716—1795) — живописец, один из первых русских портретистов.

26 Долгий творческий путь

Долгий творческий путь

А. П. Антропов родился в семье «слесарного мастера» Оружейной палаты. Он начал свой долгий творческий путь в неблагоприятное время царствования Анны Иоанновны. Аннинская эпоха отмечена жестокостью нравов, «бироновщиной» — пренебрежением к национальным традициям и чрезмерным влиянием иностранцев.

27 Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Середина XVIII в. ГРМ . Середина XVIII в. ГРМ Холст, масло. 82,2 х 67 Государственный Русский музей.

Официозные изображения августейших особ исполнялись обычно с установленного и апробированного «образца».

28 Портрет Петра III

Портрет Петра III

1762. Сергиево-Посадский музей-заповедник Холст, масло. 139 х 106,5 Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.

29 Желание

Желание

Петр III хотел любым возможным способом освободиться от жены, будущей императрицы Екатерины II, и осуществить давнее свое желание — жениться на фаворитке, Елизавете Романовне Воронцовой. По отзывам близких к Петру лиц, она «ругалась, как солдат, косила, дурно пахла и плевалась при разговоре». Рябая, толстая, с непомерным бюстом, она была как раз тем типом женщины, который нравился Петру Федоровичу, во время попоек громогласно называвшему свою подружку не иначе как «Романова».

Портрет Е.Л. Воронцовой. 1762. ГИМ Холст, масло. 55 х 40 Государственный Исторический музей,

30 Гавриил Петров

Гавриил Петров

ко времени написания портрета был архиепископом Санкт-Петербургским и Ревельским, а также архимандритом Алекандро-Невской лавры. Он изображен в архиепископском облачении. На груди, кроме панагии, медаль депутата Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения, куда Гавриил Петров вошел в 1768 году.

Портрет архиепископа Гавриила Петрова. 1774. ГРМ Холст, масло. 106,5 х 46,5 Государственный Русский музей

31 Императорское изображение

Императорское изображение

В период с 1764 по 1766 гг. А.П. Антропов исполнил много портретов Екатерины II, главным образом с оригиналов иностранных художников. Портрет, несомненно, предназначался для какого-либо присутственного места, так как в каждом официальном учреждении должно было находиться императорское изображение.

Портрет Екатерины II. 1766. Волгоградский музей Холст, масло. 100 х 82 Волгоградский музей изобразительных искусств.

32 Парадный портрет Петра I

Парадный портрет Петра I

В конце 1760-х годов, художник продолжает много работать. В эти годы пишет парадный портрет Петра I, созданным для синодальной членской палаты. Художник использует традиционные, атрибуты парадного царского портрета. Следуя схеме, Антропов изображает стол с царскими регалиями, тронное кресло, обязательную колонну и столь же обязательную драпировку.

Портрет Петра I. 1770. ГРМ Холст, масло. 286 х 159 Государственный Русский музей

33 Скончался от горячки

Скончался от горячки

Антропов скончался от горячки в 1795 году и был похоронен в Александро-Невской лавре, для которой он в свое время писал иконы и портреты. Надгробная плита на его могиле сохранилась до наших дней. Алексей Петрович Антропов занимает достойное место в русской художественной культуре XVIII века. Незаурядное дарование живописца, строгая правдивость в изображении натуры, а также педагогическая деятельность принесли мастеру заслуженное признание.

34 Аргунов Иван Петрович

Аргунов Иван Петрович

(1727[?] — 1802).

И. П. Аргунов был крепостным князя А. М. Черкасского; в 1743 году он перешел к графу фельдмаршалу Б. П. Шереметеву, а впоследствии к его потомкам.

35 Будущий художник

Будущий художник

воспитывался в Петербурге в семье своего дяди С. М. Аргунова. Аргунов писал иконы для Воскресенской церкви Царскосельского дворца, в 1753 году — для Благовещенской церкви Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме. В последние годы жизни творческой деятельностью Аргунов почти не занимался. Учениками художника были его сыновья Павел (архитектор), Николай и Яков (живописцы). В 1753—1758 годах по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны он обучал живописи четырех учеников (А. П. Лосенко, И. С. Саблукова, К. И. Головачевского; имя последнего ученика не сохранилось).

С. 94

36 Ресурсы

Ресурсы

www.Новости Радищевского музея.ru www.kreml.ru http://mediateka.km.ru http://museums.artyx.ru www.school.edu.ru http://www.rusmuseum.ru

«Портреты 18 века»
http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/Portrety-18-veka/Portrety-18-veka.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
Презентация: Портреты 18 века.ppt | Тема: Культура России в 18 веке | Урок: МХК | Вид: Слайды