Культура России в 18 веке Скачать
презентацию
<<  Портреты 18 века Русский портрет 18-19 века  >>
Русский портрет XVIII века
Русский портрет XVIII века
Век портрета
Век портрета
У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (1680 – 1742)
У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (1680 – 1742)
И. Никитин «Портрет напольного гетмана»
И. Никитин «Портрет напольного гетмана»
И. Никитин «Портрет канцлера Г. Головкина»
И. Никитин «Портрет канцлера Г. Головкина»
А.Матвеев «Автопортрет с женой»
А.Матвеев «Автопортрет с женой»
Середина XVIII века в России
Середина XVIII века в России
И.Вишняков «Портрет Сары Фермор»
И.Вишняков «Портрет Сары Фермор»
Портрет Сары Фермор
Портрет Сары Фермор
А. Антропов
А. Антропов
Портрет А.И. Измайловой
Портрет А.И. Измайловой
Семья художников Аргуновых
Семья художников Аргуновых
И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»
И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»
Н. Аргунов «Портрет графини Шереметевой»
Н. Аргунов «Портрет графини Шереметевой»
Русская живопись второй половины XVIII века
Русская живопись второй половины XVIII века
Боровиковский
Боровиковский
Рокотов
Рокотов
«Портрет неизвестной в розовом платье»
«Портрет неизвестной в розовом платье»
Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой
Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой
Великолепны и мужские портреты Рокотова
Великолепны и мужские портреты Рокотова
Рокотов
Рокотов
«Портрет Н.Е.Струйского» (1772)
«Портрет Н.Е.Струйского» (1772)
«Портрет А.П.Струйской» (1772)
«Портрет А.П.Струйской» (1772)
«Портрет неизвестного в треуголке» (начало 1770-х годов)
«Портрет неизвестного в треуголке» (начало 1770-х годов)
Мы видим архитектора
Мы видим архитектора
"Портрет Н.А.Сеземова" (1770), Левицкий
"Портрет Н.А.Сеземова" (1770), Левицкий
"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика
"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика
Русский портрет 18 в.
Русский портрет 18 в.
Щукин
Щукин
А.П. Антропов, портрет протоиер
А.П. Антропов, портрет протоиер
Портрет Антропова
Портрет Антропова
Мощанский
Мощанский
Олешкович
Олешкович
Живопись последних десятилетий XVIII века
Живопись последних десятилетий XVIII века
Вывод
Вывод
Список литературы
Список литературы
Слайды из презентации «Русский портрет 18 в.» к уроку МХК на тему «Культура России в 18 веке»

Автор: dd. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Русский портрет 18 в..ppt» бесплатно в zip-архиве размером 4935 КБ.

Скачать презентацию

Русский портрет 18 в.

содержание презентации «Русский портрет 18 в..ppt»
СлайдТекст
1 Русский портрет XVIII века

Русский портрет XVIII века

2 Век портрета

Век портрета

В живописи XVIII века важное место занимает портрет. Именно по портрету можно судить об этом столетии. В этой области русские художники по праву заняли свое место среди крупнейших портретистов Европы. Важно отметить внутренне единство и цельность русского портрета XVIII века как искусства гуманистического, правдивого.

Лучшие художники исходили из концепции человека XVIII века: ценность человеческой личности определяется её интеллектуальными и душевными качествами , а не местом в социальной иерархии. Отсюда та трезвая и нелицеприятная сдержанность во многих произведениях, даже в портретах августейщих особ. Конечно, художники не были совершенно независимы от своих заказчиков, которым они, по словам Г.Державина высказывали «истину с улыбкой».

3 У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (1680 – 1742)

У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (1680 – 1742)

Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.

Русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне неповторимый. Художник передает величественность и душевный покой царственной особы. Одна из самых образованных женщин своего времени: писала пьесы, занималась режиссурой, способствовала созданию театра. Нездоровая полнота, замеченная художником, выдает физическое недомогание.

Портрет царевны Натальи Алексеевны

4 И. Никитин «Портрет напольного гетмана»

И. Никитин «Портрет напольного гетмана»

В портретах, написанных И.Никитиным интересно его мастерство, но и та нравственная позиция, которая проступает в них. Художник не льстит моделям, на какой бы ступени социальной иерархии они не стояли, не унижает своего искусства. В облике старого гетмана нет ничего парадного, показного, художник подводит зрителя вплотную к этому интересному, много испытавшему и повидавшему на своем веку, человеку, дает почувствовать его волевую, закаленную превратностями судьбы натуру. В то же время художник не скрывает властного и несколько мрачноватого характера гетмана, затаенные в его глазах настороженность и недоверие. Яркая характерность достигается и колоритом, основанным на сочетаниях теплых золотисто-желтых, красных, розовых тонов.

5 И. Никитин «Портрет канцлера Г. Головкина»

И. Никитин «Портрет канцлера Г. Головкина»

Гавриил Иванович Головкин легок, изящен, достаточно уверен в себе. Портрет не говорит, что перед нами дальний родственник Петра, человек с весьма скверным характером. Но видим мы, как стремится он упрочиться, оценить ситуацию и решить приспосабливаться или противодействовать. Печать холодной приветливости лежит на устах. Вытянутое сглаженное лицо, обрамленное длинным французским париком, полно настороженного внимания. На портрете шестидесятилетний Высокопоставленный чиновник, аккуратист и педант, канцлер, дипломат.

6 А.Матвеев «Автопортрет с женой»

А.Матвеев «Автопортрет с женой»

Матвеев буквально за руку вводит свою жену в новый мир. Делает он это с подобающим и своей юности, и юности представляемой им страны достоинством. Молодость персонажей в данном случае как бы является метафорой молодости новой России.. Свет юных лиц счастливых супругов, кажется, не замечает клубящуюся за ними тьму. Непривычное платье и жесты несколько стесняют персонажей автопортрета, но не сбивают с твердо избранного пути, о чем свидетельствует вся динамика диагонального движения композиции.

7 Середина XVIII века в России

Середина XVIII века в России

связана с именами таких крупных и значительных художников как И. Аргунов, И. Вишняков, А. Антропов.

8 И.Вишняков «Портрет Сары Фермор»

И.Вишняков «Портрет Сары Фермор»

И.Вешняков – художник своебычный и во многом загадочный . Его портретные образы привлекают к себе хрупкой изысканностью. Пробиваясь сквозь условности парадного портрета, Вишняков наделяет свои модели , теплотой затаенных чувств, какой-то трогательной незащищенностью, соединенной с несколько наивной торжественностью композиции. Сложная гамма чувств находит воплощение в красивых оттенках словно вибрирующего цвета. Сара Фермор покоряет трогательной хрупкостью, чистотой и одухотворенностью. Серьезно и чуть напряженно лицо девушки.

9 Портрет Сары Фермор

Портрет Сары Фермор

В этом портрете отразились характерные черты искусства середины XVIII столетия. Это и чисто русское понимание образа, где на первом плане – внимание к духовному миру человека. Это и особенности стиля: сплав европейского искусства рококо и традиций древнерусской живописи. Фронтальная постановка фигуры, плоскостное решение пространства – это от традиционного старого письма, а от рококо – утонченность пейзажа, изысканное сочетание голубого и жемчужно-серого цветов.

10 А. Антропов

А. Антропов

Портрет А.И. Измайловой.

Перед зрителем предстает своенравная и умная старая барыня с острым, властным и умным лицом, покрытым плотным слоем румян и белил. Это уже не просто статс-дама двора Елизаветы Петровн, цельный и яркий характер, типичный для русского общества той эпохи.

11 Портрет А.И. Измайловой

Портрет А.И. Измайловой

А. Антропов. Портрет А.И. Измайловой.

Особенно показательно власть сословного статуса проявилась в «Портрете А.И. Измайловой», на котором модель горделиво демонстрирует портрет Елизаветы I — высшую награду придворной дамы. Дело даже не в награде, а в том, как она написана. Портрет императрицы «помещен совсем фронтально вопреки трехчетвертному повороту корпуса статс-дамы: художник не хочет ракурсом нарушать целостное представление о портрете царицы», к которому и модель, и Антропов относятся как к священному символу.

12 Семья художников Аргуновых

Семья художников Аргуновых

Семья Аргуновых, бывшая собственность князей Черкасских , а с 1743 года графов Шереметевых, - явление необычное даже в России, где из среды крепостных вышло столько замечательных художников, зодчих, музыкантов, актеров. Один брат И.Аргунова был архитектором, другой – живописцем, сын Николай стал крупным портретистом, другой рисовальщиком, третий архитектором, но эта незаурядная одаренность не смогла избавить их до самой смерти от унизительной крепостной зависимости. Через всю свою трудную жизнь крепостного художника И. Аргунов пронес веру в человека и его возможности и в своих моделях искал и находил светлое положительное начало. В портретах И.Аргунова выступает живой интерес к человеческой личности как к таковой, вне зависимости от её сословной принадлежности и общественного положения.

13 И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Этот портрет написан в 1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.

14 Н. Аргунов «Портрет графини Шереметевой»

Н. Аргунов «Портрет графини Шереметевой»

Талантливые от рождения, трое сыновей И.П. Аргунова обучались искусству под руководством своего отца. Но именно про Николая Аргунова можно было сказать словами известной пословицы о яблоке и яблоне. "Крепостной сын" (Николай) по своему таланту не уступал "крепостному отцу". Действительно, портреты Николая равновелики по мастерству исполнения большинству произведений этого жанра конца XVIII века. Его портреты графини Шереметевой, бывшей крепостной актрисы графа Н.П. Шереметева Параши Ковалевой (в театре Жемчуговой) вызвали в России всеобщий интерес не только из-за чрезвычайной любви богатейшего российского вельможи и его крепостной, но и талантом художника, запечатлевшим незаурядность и обаяние одаренной русской женщины.

15 Русская живопись второй половины XVIII века

Русская живопись второй половины XVIII века

- совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века.

16 Боровиковский

Боровиковский

«Портрет М.И.Лопухиной (1797)» Естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда.

17 Рокотов

Рокотов

Екатерина II.«писан» в 1763 году, месяц май 20 дня.

18 «Портрет неизвестной в розовом платье»

«Портрет неизвестной в розовом платье»

Рокотов.«Портрет неизвестной в розовом платье», написанный в 1770-х годах, особенно примечателен.

19 Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой

Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой

Рокотов. «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой». (1760-е годы.).

20 Великолепны и мужские портреты Рокотова

Великолепны и мужские портреты Рокотова

«Портрет А.М.Римского-Корсакова» (Конец 1760-х годов.).

21 Рокотов

Рокотов

«Портрет графа А.И.Воронцова». (Около 1765 года.).

22 «Портрет Н.Е.Струйского» (1772)

«Портрет Н.Е.Струйского» (1772)

Рокотов.

23 «Портрет А.П.Струйской» (1772)

«Портрет А.П.Струйской» (1772)

24 «Портрет неизвестного в треуголке» (начало 1770-х годов)

«Портрет неизвестного в треуголке» (начало 1770-х годов)

25 Мы видим архитектора

Мы видим архитектора

в первом же из известных работ Левицкого, "Портрете А.Ф.Кокоринова" (1769-1770), мы видим архитектора, строителя здания Академии художеств и ее ректора.

26 "Портрет Н.А.Сеземова" (1770), Левицкий

"Портрет Н.А.Сеземова" (1770), Левицкий

27 "Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика

"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика

Левицкий.

28 Русский портрет 18 в.

Русский портрет 18 в.

И тут же "Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины II посетил Россию в 1773-1774 годах.Левицкий.

29 Щукин

Щукин

Портрет павла I.

30 А.П. Антропов, портрет протоиер

А.П. Антропов, портрет протоиер

Ф. Я Дубянского, духовника Елизаветы, апотом и Екатерины,

31 Портрет Антропова

Портрет Антропова

Вот еще один портрет Антропова - Сильвестр (Кулябка), бывший в 1750-1761 г.г. петербургским архиепископом.

32 Мощанский

Мощанский

А. Г. Портрет архимандрита Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Павла, 18 век:

33 Олешкович

Олешкович

Вот еще один его портрет, автор И.И. Олешкович.

34 Живопись последних десятилетий XVIII века

Живопись последних десятилетий XVIII века

отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретов. Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета.

35 Вывод

Вывод

Русские художники XVIII века сумели воплотить в красках облик, характеры, духовный мир своих современников. Именно в портрете создало искусство этого времени свои лучшие произведения.

36 Список литературы

Список литературы

1. Балакина Т.И. История русской культуры. – М., 1995. 2. Мирецкая Н.В., Мирецкая . Е.В. Культура эпохи просвещения. – М., Просвещение, 1996. 3.Островский Г. Рассказы о русской живописи. - М., Изобразительное искусство, 1989. Репродукции картин взяты из ресурсов Интернета.

«Русский портрет 18 в.»
http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/Russkij-portret-18-v/Russkij-portret-18-v.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
Презентация: Русский портрет 18 в..ppt | Тема: Культура России в 18 веке | Урок: МХК | Вид: Слайды