Культура России в 19 веке Скачать
презентацию
<<  Критический реализм Мастера русского авангарда  >>
Из истории реализма в русской живописи
Из истории реализма в русской живописи
Реализм
Реализм
Художественый критик и историк В.В. Стасов
Художественый критик и историк В.В. Стасов
Понятие "реализм" - одно из наиболее трудных для определения
Понятие "реализм" - одно из наиболее трудных для определения
Слово
Слово
Значение «реализма»
Значение «реализма»
Творчество отдельного художника
Творчество отдельного художника
И.Е. Репин
И.Е. Репин
Воспроизведение действительности такой, «как она есть»
Воспроизведение действительности такой, «как она есть»
Каковы основные эстетические принципы реализма
Каковы основные эстетические принципы реализма
Критическая направленность реализма
Критическая направленность реализма
Демократичность
Демократичность
Художники-передвижники
Художники-передвижники
Искусство передвижников
Искусство передвижников
Рождение Товарищества передвижных художественных выставок
Рождение Товарищества передвижных художественных выставок
Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
Пёстрый калейдоскоп типов и характеров
Пёстрый калейдоскоп типов и характеров
Федотов
Федотов
Разборчивая невеста
Разборчивая невеста
Вдовушка
Вдовушка
Анкор, еще анкор
Анкор, еще анкор
Василий Григорьевич Перов (1833-1882) — живописец, жанрист
Василий Григорьевич Перов (1833-1882) — живописец, жанрист
Перов
Перов
Последний кабак у заставы
Последний кабак у заставы
Сельский крестный ход на Пасхе
Сельский крестный ход на Пасхе
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
Проводы покойника ГТГ
Проводы покойника ГТГ
Охотники на привале
Охотники на привале
Николай Николаевич Ге
Николай Николаевич Ге
Тайная вечеря
Тайная вечеря
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Христос и Пилат
Христос и Пилат
Верещагин Василий Васильевич
Верещагин Василий Васильевич
Объективное значение творчества художника
Объективное значение творчества художника
Верещагин
Верещагин
Торжествуют
Торжествуют
Представляют трофеи
Представляют трофеи
Мавзолей Тадж-Махал в Агре
Мавзолей Тадж-Махал в Агре
У крепостной стены
У крепостной стены
Илья Ефимович Репин(1844-1930)
Илья Ефимович Репин(1844-1930)
«Бурлаки на Волге»
«Бурлаки на Волге»
Репин
Репин
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Крестный ход в Курской губернии
Крестный ход в Курской губернии
Не ждали
Не ждали
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581года
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581года
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)
Косцы
Косцы
Земство обедает
Земство обедает
Маковский Владимир Егорович (1846—1920)
Маковский Владимир Егорович (1846—1920)
Продуманная до мельчайших деталей композиция
Продуманная до мельчайших деталей композиция
Свидание
Свидание
Объяснение
Объяснение
На бульваре
На бульваре
Крамской Иван Николаевич(1837-1887)
Крамской Иван Николаевич(1837-1887)
Неизвестная
Неизвестная
Мина Моисеев
Мина Моисеев
Христос в пустыне
Христос в пустыне
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины
Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины
Боярыня Морозова
Боярыня Морозова
Утро стрелецкой казни
Утро стрелецкой казни
Меньшиков в Берёзове
Меньшиков в Берёзове
Взятие снежного городка
Взятие снежного городка
Переход Суворова через Альпы
Переход Суворова через Альпы
Василий Владимирович Пукирев (1832-1890)
Василий Владимирович Пукирев (1832-1890)
В.В. Пукирев
В.В. Пукирев
Пейзажи русских художников
Пейзажи русских художников
Левитан Исаак Ильич (1860-1900)
Левитан Исаак Ильич (1860-1900)
Сценические условности
Сценические условности
Левитан
Левитан
Вечерний звон
Вечерний звон
Цветущие яблони
Цветущие яблони
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)
Московский дворик
Московский дворик
Шишкин Иван Иванович (1832-1898)
Шишкин Иван Иванович (1832-1898)
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу
Дубы
Дубы
Лесные дали
Лесные дали
Перед грозой
Перед грозой
Шишкин
Шишкин
Обрыв
Обрыв
Иванович
Иванович
Куинджи Архип Иванович (1842-1910)
Куинджи Архип Иванович (1842-1910)
Ночь на Днепре
Ночь на Днепре
Радуга
Радуга
Www.artsait
Www.artsait
Реалистическая направленность искусства
Реалистическая направленность искусства
Глинка поселился в Петербурге
Глинка поселился в Петербурге
Основные принципы реалистического театрального искусства
Основные принципы реалистического театрального искусства
Слайды из презентации «Русский реализм в живописи» к уроку МХК на тему «Культура России в 19 веке»

Автор: user. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Русский реализм в живописи.pptx» бесплатно в zip-архиве размером 4516 КБ.

Скачать презентацию

Русский реализм в живописи

содержание презентации «Русский реализм в живописи.pptx»
СлайдТекст
1 Из истории реализма в русской живописи

Из истории реализма в русской живописи

Учитель ИЗО ,МХК. МАОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г

2 Реализм

Реализм

Если все предшествующие стили и направления в литературе и изобразительном искусстве сменяли друг друга без особых потрясений, то реализм в XIX веке выходит на арену истории, объявляя борьбу и одерживая победы.

3 Художественый критик и историк В.В. Стасов

Художественый критик и историк В.В. Стасов

Реализм.

Русский художественый критик и историк В.В. Стасов следующими словами выразил собственный научный подход к реализму и настроение общества: «... Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причёсанным классицизмом, и с более новым, но не менее ложным растрёпанным романтизмом и стремящееся к целям совершенно иным. Везде свежим духом повеяло, всюду искусство подняло руки и глаза к новым задачам и делам...»

4 Понятие "реализм" - одно из наиболее трудных для определения

Понятие "реализм" - одно из наиболее трудных для определения

Реализм.

Понятие "реализм" - одно из наиболее трудных для определения, поскольку употребляется в широком и узком смысле. Оно применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства.

5 Слово

Слово

Реализм.

Слово "реализм" восходит к латинскому корню "realis", т.е. "вещественный". В широком смысле слова он обозначает стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех её проявлениях.

6 Значение «реализма»

Значение «реализма»

Реализм.

В сфере художественной деятельности значение «реализма» ещё более сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик. Более того, в искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма.

7 Творчество отдельного художника

Творчество отдельного художника

Реализм.

Творчество отдельного художника невозможно ограничить рамками только одного художественного стиля или направления.

8 И.Е. Репин

И.Е. Репин

Реализм.

Являются ли, например, И.Е. Репин или И.Н. Крамской абсолютными реалистами? Разве творчество романтиков О.А. Кипренского и К.П. Брюллова лишено реалистических тенденций? Конечно, нет. Известно также, что А.С. Пушкин вполне обходился без термина «реализм», и это не мешало ему оставаться непревзойдённым бытописателем реальной жизни. Значит, дело вовсе не в термине, а в том, каким образом художник отражает эту действительность.

9 Воспроизведение действительности такой, «как она есть»

Воспроизведение действительности такой, «как она есть»

Реализм.

Чаще всего под реализмом понимают воспроизведение действительности такой, «как она есть». И в этом смысле реализм родился вместе и одновременно с искусством, являясь важнейшим его свойством.

10 Каковы основные эстетические принципы реализма

Каковы основные эстетические принципы реализма

Главный из них – «правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» Реалист, как и всякий художник, не является бесстрастным документалистом своей эпохи, не способным на художественный вымысел. А потому ему не чужды приёмы условности: гротеск, аллегория, символ, фантастика. По отношению к своему герою художник-реалист часто занимает позицию стороннего наблюдателя, что в свою очередь вовсе не исключает авторского сочувствия, иронии или осуждения.

11 Критическая направленность реализма

Критическая направленность реализма

Не менее важным эстетическим принципом становится критическая направленность реализма. Что же критиковалось в первую очередь? Антигуманная сущность эксплуататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная философия власть имущих. Вот почему реализм XIX века часто называют критическим реализмом.

12 Демократичность

Демократичность

Важнейшим эстетическим принципом реалистического искусства становится его демократичность. Провозгласив знаменитый революционный лозунг "Свобода. Равенство. Братство", общество вынуждено было теперь считаться с интересами людей низшего сословия. Впервые "маленький человек", отверженный обществом, получил право быть запечатлённым в произведениях искусства. И.Е. Репин говорил: "Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы".

13 Художники-передвижники

Художники-передвижники

Особенных высот реализма достигли русские художники-передвижники, осознавшие искусство как возможность показывать жизнь такой, какая она есть. Среди них в первую очередь следует назвать П.А. Федотова, В.Г. Перова, И.Е. Репина, В.Е. Маковского, В.В. Пукирева, Г.Г. Мясоедова, К.А. Савицкого.

14 Искусство передвижников

Искусство передвижников

- это переданное языком живописи, совсем иное отношение к реальному миру. Это поиск совершенно других образных средств для выражения того нового, что появилось в жизни людей "рубежа" не просто двух веков, а двух разных восприятий мира. Живописцев навещали доселе недопустимые мысли о необходимости более широких эстетических взглядов, нежели те, которые допускались канонами Академии художеств.

15 Рождение Товарищества передвижных художественных выставок

Рождение Товарищества передвижных художественных выставок

Инициатором создания Товарищества выступил в 1869 году Г.Г.Мясоедов. Своей идеей Мясоедову удалось увлечь Перова, который в эти годы пользовался огромным авторитетом. Пылким сторонником нового начинания стал Саврасов и целый ряд других московских художников. Мясоедов заручился содействием Крамского, который сплотил под знаменем Товарищества немало художественной молодежи Петербурга. В 1870 году в Петербурге было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок».

16 Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

В историю русской живописи Павел Андреевич Федотов вошёл как выдающийся художник-реалист, живописец ироничный и тонкий.

Современный исследователь Д.В. Сарабьянов справедливо отмечал: "Он рисовал всё: как люди садятся и как сидят в присутствии начальства, как они ходят по улицам или ведут себя за карточным столом, как разворачиваются фигуры в сложнейших ракурсах, каков человеческий глаз или нос. Он рисовал портреты чуть ли не всех своих знакомых. Казалось, ему не хватало моделей, времени, бумаги, карандашей, чтобы утолить свою беспредельную жажду наблюдения. Это была страсть".

17 Пёстрый калейдоскоп типов и характеров

Пёстрый калейдоскоп типов и характеров

Павел Андреевич Федотов (1815-1852).

Пёстрый калейдоскоп типов и характеров П.А. Федотов наблюдал в реальной жизни.

18 Федотов

Федотов

Павел Андреевич Федотов. Свежий кавалер. 1846.

Второе название картины - "Утро чиновника, получившего первый крестик". На картине - чиновник в позе римского оратора. Свой рваный халат он поддерживает как тогу, папильотки в волосах уподоблены лавровому венку. Рукой он указывает на орден Станислава, в ответ бойкая кухарка демонстрирует ему рваный сапог.

19 Разборчивая невеста

Разборчивая невеста

Павел Андреевич Федотов. Разборчивая невеста. 1847.

Замысел своей новой картины Федотов позаимствовал у Крылова. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:

«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку».

20 Вдовушка

Вдовушка

Павел Андреевич Федотов. Вдовушка. 1850.

Художник создал в этой картине глубоко лирический, трогательный в своей беспомощности, образ молодой женщины - будущей матери, одинокой после смерти мужа офицера. Всё имущество - мебель и посуда - опечатано за долги. Федотов заставляет зрителя задуматься о положении маленького человека, обречённого на нужду и лишения в крепостнической России.

21 Анкор, еще анкор

Анкор, еще анкор

Павел Андреевич Федотов. Анкор, еще анкор! 1851—1852. ГТГ.

Одна из последних работ П.А. Федотова, в которой художник создает трагический образ бессмысленного существования. Смешное и занятное, до этого так интересовавшее живописца, сохраняется лишь в названии. В тесном пространстве бесконечно повторяется одно и то же действие: лежащий на кровати офицер заставляет пуделя вновь и вновь перепрыгивать через препятствие, подгоняя собаку словами команды.

22 Василий Григорьевич Перов (1833-1882) — живописец, жанрист

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) — живописец, жанрист

портретист, мастер исторической картины. Один из ведущих художников «критического направления» в русском реализме второй половины XIX столетия.

Художника Василия Григорьевича Перова называют бытописателем русской действительности. Его кисти принадлежит немало произведений, в которых он сочувствует представителям самого бесправного и незащищённого сословия.

Автопортрет Василия Перова

23 Перов

Перов

Василий Григорьевич Перов. Тройка .Ученики-мастеровые везут воду. 1866. ГТГ.

Картина имеет под собой реальную бытовую основу: в XIX веке Москва снабжалась водой через специальные фонтаны, из которых её развозили по домам. Обыденная сцена стала для В.Г. Перова поводом к обличению типичного для тогдашней России и «вопиющего к небу» явления - непосильного детского труда.

24 Последний кабак у заставы

Последний кабак у заставы

Василий Григорьевич Перов. Последний кабак у заставы 1868. ГТГ.

Перов изобразил окраину городка в поздние сумерки. На изрытой колеями снежной дороге стоит пара саней. Одни пустые, в углу других примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом, на снегу, — собака. Лошадь жует брошенный на землю клок сена. Вдали — обелиски заставы. За ними — едва различимые, уезжающие из города сани.

Небо, жгуче-лимонного чистого тона, контрастирует с темным покровом, уже легшим на землю. Это — все, что изобразил художник, но небольшая картина полна такой щемящей тоски…

25 Сельский крестный ход на Пасхе

Сельский крестный ход на Пасхе

Василий Григорьевич Перов. Сельский крестный ход на Пасхе 1861. ГТГ.

Художник выносит на суд зрителей гнетущее зрелище: шествие пьяных людей с хоругвями и иконами по раскисшей деревенской улице. Процессия идёт от дома к дому, получая в каждом непременное угощение.

Обличительная сила «Крестного хода» была столь очевидна, что картину немедленно сняли с постоянной выставки Общества поощрения художников и вплоть до революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати. Картина ещё до выставки была приобретена П.М. Третьяковым.

26 Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

Василий Григорьевич Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862. ГТГ.

Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Он видел и самодовольно-равнодушного монаха, и робкого послушника, которых потом изобразил на своей картине.

Единственно, что он присочинил – старого воина калеку с оборванным мальчиком, которых прогоняет молодая служанка.

27 Проводы покойника ГТГ

Проводы покойника ГТГ

Перов Василий Григорьевич Проводы покойника ГТГ.

Все персонажи картины объединены единым чувством горя. И бедная мать, и дети словно замерли. Руки вдовы бессильно упали на колени, и нет, кажется, у нее сил, чтобы распрямить согнувшуюся спину, поднять низко упавшую голову. Велика сила кисти Перова!

28 Охотники на привале

Охотники на привале

Василий Григорьевич Перов Охотники на привале. ГТГ.

29 Николай Николаевич Ге

Николай Николаевич Ге

1831-1894.

Исторический живописец, портретист, пейзажист. Николай Николаевич Ге родился в дворянской семье. Семья Ге (Gay) родом из Франции. В конце XVIII в. прадед художника эмигрировал в Россию и поселился в Москве.

портрет работы Николая Ярошенко

30 Тайная вечеря

Тайная вечеря

Николай Николаевич Ге. Тайная вечеря. 1863г.

Это первая большая картина художника. Трагедия Учителя, предвидящего отступничество одного из учеников, но готового к самопожертвованию, - основа драматического конфликта полотна, написанного во Флоренции и привезенного в Петербург.

31 Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Ге Николай Николаевич. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. ГТГ.

32 Христос и Пилат

Христос и Пилат

Ге Николай Николаевич. Христос и Пилат. В чем есть истина 1890.

33 Верещагин Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич

(1842—1904).

Василий Васильевич Верещагин — один из крупнейших русских художников-реалистов. Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет. В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста.

34 Объективное значение творчества художника

Объективное значение творчества художника

Верещагин Василий Васильевич (1842—1904).

Объективное значение творчества художника в том, что в изобразительном искусстве он одним из первых выступил как пацифист, противник использования военных средств для разрешении общественных конфликтов.

35 Верещагин

Верещагин

Василий Васильевич. Апофеоз войны. 1871. ГТГ.

Художник воплотил в картине «Апофеоз войны» свою главную творческую идею — «война есть позор и проклятие человечества». На раме картины В.В. Верещагин оставил надпись: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Фрагмент

36 Торжествуют

Торжествуют

Верещагин Василий Васильевич. Торжествуют. 1872.ГТГ.

С первых самостоятельных произведений одной из ведущих тем творчества В.В. Верещагина становится Восток, его быт и нравы. Свидетель военных событий в Туркестанском крае, Верещагин несколько позднее на основе сделанных на месте событий этюдов и набросков создает в Мюнхене первую серию картин, посвященных Туркестанской кампании.

37 Представляют трофеи

Представляют трофеи

Верещагин Василий Васильевич. Представляют трофеи. 1872.ГТГ.

В.В. Верещагин показывал в своих картинах предрассудки, косные формы быта и устарелые нравы. Он вскрывал бесчеловечность отживших обычаев, религиозный фанатизм, дикость и варварство отсталых восточных народов и «цивилизованных колонизаторов».

38 Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Верещагин Василий Васильевич. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874—1876. ГТГ.

39 У крепостной стены

У крепостной стены

Верещагин В.В. У крепостной стены. Пусть войдут.

Картина передает состояние тревожного ожидания и непреклонной решимости к победе. Внутри крепостной стены выстроился отряд, ожидающий врага

40 Илья Ефимович Репин(1844-1930)

Илья Ефимович Репин(1844-1930)

выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского и в Академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок.

Автопортрет, 1878

41 «Бурлаки на Волге»

«Бурлаки на Волге»

Илья Ефимович Репин(1844-1930).

Первой самостоятельной работой художника является картина «Бурлаки на Волге» (1870—1873. ГРМ). Во время поездки на пароходе по Неве в 1863 году Репин впервые увидел бурлаков. Люди, впряженные в лямки, как скот, тянули баржу, в то время как на берегу беззаботно гуляли нарядные господа. Этот контраст поразил художника. У него родилась идея написать эту сцену, построенную на противопоставлении.

42 Репин

Репин

Илья Ефимович Репин. Бурлаки на Волге(1870—1873. ГРМ).

Известный пейзажист Ф. А. Васильев заметил: «Картина должна быть шире, проще, что называется сама по себе... Бурлаки, так бурлаки!». И Репин отказался от прямолинейной тенденциозности. Он поехал на Волгу, желая лучше изучить своих будущих героев.

43 Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Илья Ефимович Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891. ГРМ .

44 Крестный ход в Курской губернии

Крестный ход в Курской губернии

Илья Ефимович Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1881—1883. ГТГ.

Изображая многолюдье, давая меткие характеристики участникам процессии, художник великолепно организует нестройное движение множества людей. "Толпа многолика, как сама Россия... Это даже не течение людской массы, а неостановимый поток самой жизни, ... полной острейших противоречий, социальной вражды и неравенства, но не останавливающей ни на минуту своего беспрерывного сложного движения" (Г.Ю. Стернин).

45 Не ждали

Не ждали

Илья Ефимович Репин. Не ждали. 1888. ГТГ.

46 Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581года

Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581года

Илья Ефимович Репин. Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581года. (1888. ГТГ).

47 Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью

Портрет работы И. Репина (1904)

48 Косцы

Косцы

Мясоедов Григорий Григорьевич. Косцы. 1887г.

49 Земство обедает

Земство обедает

Мясоедов Григорий Григорьевич. Земство обедает. 1872г.

50 Маковский Владимир Егорович (1846—1920)

Маковский Владимир Егорович (1846—1920)

Владимир Егорович Маковский принадлежит к крупнейшим мастерам бытового реалистического жанра. По его картинам, как по документальному материалу, можно изучать события, сцены повседневной жизни и характеры людей. Темы его картин во многом перекликаются с произведениями Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко, А.П. Чехова.

51 Продуманная до мельчайших деталей композиция

Продуманная до мельчайших деталей композиция

Маковский Владимир Егорович (1846—1920).

Продуманная до мельчайших деталей композиция, отбор наиболее выразительных подробностей, умение мастерски передать все тонкости психологического состояния персонажей – вот характерные черты его полотен. В середине 1870-х годов определяется главная тема Маковского — городской быт.

52 Свидание

Свидание

Маковский Владимир Егорович. Свидание. 1883г.

53 Объяснение

Объяснение

Маковский Владимир Егорович. Объяснение. 1889-91гг.

54 На бульваре

На бульваре

Маковский Владимир Егорович. На бульваре. 1886.

55 Крамской Иван Николаевич(1837-1887)

Крамской Иван Николаевич(1837-1887)

русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в бедной мещанской семье. С детства увлекался искусством и литературой. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии («бунта четырнадцати»), отказавшихся писать картины («программы») на заданный Советом мифологический сюжет.

Автопортрет, (1867)

56 Неизвестная

Неизвестная

Крамской Иван Николаевич. Неизвестная. 1883г.

Широкую известность полотно обрело во многом благодаря своей интригующей загадочности, неразгаданной и по сей день. Подарив своей работе название «неизвестная», Крамской создал для неё вечный ореол таинственности.

57 Мина Моисеев

Мина Моисеев

Крамской Иван Николаевич. Мина Моисеев. Этюд для картины «Крестьянин с уздечкой». 1882г.

58 Христос в пустыне

Христос в пустыне

Крамской Иван Николаевич. Христос в пустыне. 1872г.

59 Василий Иванович Суриков (1848-1916)

Василий Иванович Суриков (1848-1916)

Из казаков. Суриков весьма гордился своим происхождением и писал об этом: “Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее”. Его рисунки привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова, которые помогли ему с поступлением в петербургскую школу Общества поощрения художеств и взяли на себя расходы по содержанию молодого художника. Затем успешно сдал вступительные экзамены в петербургскую Академию художеств.

Автопортрет

60 Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины

Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины

Василий Иванович Суриков (1848-1916).

Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины. Ему удалось соединить реализм XIX века с ярким живописным новаторством. Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка.

61 Боярыня Морозова

Боярыня Морозова

Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова.

62 Утро стрелецкой казни

Утро стрелецкой казни

Василий Иванович Суриков. Утро стрелецкой казни.

63 Меньшиков в Берёзове

Меньшиков в Берёзове

Василий Иванович Суриков. Меньшиков в Берёзове.

64 Взятие снежного городка

Взятие снежного городка

Василий Иванович Суриков. Взятие снежного городка.

От глубокой депрессии его вылечил любимый Красноярск, стены родного дома, помощь матери и брата. Здесь он пишет самую жизнерадостную из своих картин "Взятие снежного городка".

65 Переход Суворова через Альпы

Переход Суворова через Альпы

Суриков Василий Иванович. Переход Суворова через Альпы. 1899.

66 Василий Владимирович Пукирев (1832-1890)

Василий Владимирович Пукирев (1832-1890)

русский живописец-жанрист, крестьянин по происхождению. Получив начальное образование, поступил в учение к одному неважному живописцу в Могилёвской губернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимаясь здесь живописью под главным руководством профессора С. К. Зарянко, вскоре выказал блестящие успехи в этой отрасли искусства. За портретные произведения была присуждена ему в 1860 году степень академика.

67 В.В. Пукирев

В.В. Пукирев

Неравный брак 1862.

Во многих сюжетах художников-шестидесятников возникает тема трагической женской судьбы. Это связано с бесправным положением женщины в русском обществе ХIХ века. Героиня картины В.В. Пукирева пополняет череду печальных и пленительных женских образов, созданных в русской литературе и изобразительном искусстве.

На холсте изображена сцена обручения молодой девушки-бесприданницы и старого богатого чиновника.

Для усиления драматизма Пукирев вводит в полотно фигуру резонёра - негодующего молодого человека со скрещёнными на груди руками, в котором он изобразил самого себя.

68 Пейзажи русских художников

Пейзажи русских художников

Пейзажи русских художников.

Скромны, правдивы и неброски пейзажи русских художников-передвижников.

69 Левитан Исаак Ильич (1860-1900)

Левитан Исаак Ильич (1860-1900)

Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже.

70 Сценические условности

Сценические условности

Левитан Исаак Ильич (1860-1900).

Был членом “Товарищества передвижников”. Ему удалось преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Его «пейзажи настроения» обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия

Автопортрет (1880)

71 Левитан

Левитан

Над вечным покоем. 1894.

Пейзаж, созданный художником, наполнен философскими раздумьями о бренности всего земного, о малости человека во Вселенной, о краткости земного существования. "...а дальше что? - Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё...", - так высказывал сам художник мысль, которую стремился образно воплотить в картине.

72 Вечерний звон

Вечерний звон

Левитан Исаак Ильич. Вечерний звон. 1892.

73 Цветущие яблони

Цветущие яблони

Левитан Исаак Ильич. Цветущие яблони. 1896.

74 Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)

русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926). С конца 1870-х гг. его искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение.

Портрет работы И. Репина (1877)

75 Московский дворик

Московский дворик

Поленов Василий Дмитриевич. Московский дворик. 1878г.

В основе картины - вид из окна мастерской художника в одном из арбатских переулков.

76 Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России.

77 Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу

Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу

Шишкин Иван Иванович (1832-1898).

Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

78 Дубы

Дубы

Иван Иванович Шишкин Дубы. Вечер.

79 Лесные дали

Лесные дали

Шишкин Иван Иванович Лесные дали.

80 Перед грозой

Перед грозой

Шишкин Иван Иванович. Перед грозой. 1884г.

81 Шишкин

Шишкин

Иван Иванович. Дубы. 1887г.

82 Обрыв

Обрыв

Шишкин Иван Иванович. Обрыв. 1893.

83 Иванович

Иванович

Иван Иванович Шишкин Рожь.

84 Куинджи Архип Иванович (1842-1910)

Куинджи Архип Иванович (1842-1910)

Он дважды держал экзамены в Академию художеств и оба раза безрезультатно: слабой оказалась художественная подготовка. В 1868 году на академическую выставку Куинджи представил картину “Татарская сакля”, за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В Академии Куинджи подружился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, познакомился с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, В. Е. Маковским. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы.

Портрет работы Васнецова, 1869

85 Ночь на Днепре

Ночь на Днепре

Куинджи Архип Иванович. Ночь на Днепре. 1882г.

86 Радуга

Радуга

Куинджи Архип Иванович. Радуга. 1900-05 гг.

87 Www.artsait

Www.artsait

ru.

88 Реалистическая направленность искусства

Реалистическая направленность искусства

нашла своё выражение в творчестве русских музыкантов - композиторов "Могучей кучки", П.И. Чайковского и М.И. Глинки. С именем Михаила Ивановича Глинки были связаны выдающиеся достижения музыкальной культуры начала XIX века. Реалистическая направленность его творчества нашла выражение в первой русской национальной опере "Жизнь за царя (Иван Сусанин)" (1836). Сюжет оперы, подсказанный поэтом В.А. Жуковским и хорошо известной "Думой" К.Ф. Рылеева, правдиво передавал драматизм исторических событий и героико-патриотический дух великого русского народа. Лучшие музыкальные традиции М.И. Глинки были продолжены и развиты в творчестве композиторов "Могучей кучки" и П.И. Чайковского. Во второй половине XIX века особенных высот достигло русское оперное искусство. Оперы А.П. Бородина ("Князь Игорь", 1890), М.П. Мусоргского ("Борис Годунов", 1874; "Хованщина", 1880), Н.А. Римского-Корсакова ("Псковитянка", 1869-1873; "Царская невеста"), П.И. Чайковского ("Евгений Онегин", 1879; "Пиковая дама", 1890) на долгие годы определили классический репертуар мировой оперной сцены. .

89 Глинка поселился в Петербурге

Глинка поселился в Петербурге

Возвратившись в Россию в 1834 году, М.И. Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта В.А. Жуковского, он познакомился с Н.В. Гоголем, П.А. Вяземским, В.Ф. Одоевским и др. Композитор увлёкся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал ещё в юности, прочитав "Думу" К.Ф. Рылеева. Опера "Жизнь за царя" была написана в 1836 году. Либретто написал барон Г. Розен, личный секретарь наследника престола. "Жизнь за царя" - первая классическая национальная русская опера. В ней Глинка сумел "...народный напев возвысить до трагедии". Ведущий принцип драматургии оперы - ясная обрисовка действующих лиц и ситуаций в законченных оперных номерах. Наряду с этим, композитор последовательно проводил принцип симфонического развития, выражающийся в постепенной кристаллизации основных музыкальных тем и "сквозном" проведении этих тем на протяжении оперы. По выражению П.И. Чайковского, опера "Жизнь за царя" явилась "первой и лучшей русской оперой", которая стала высоким образцом и творческим мерилом для последующих поколений русских оперных композиторов-классиков. Первое представление оперы под управлением К.А. Кавоса состоялось 9 декабря 1836 года в С.-Петербурге на сцене Большого Каменного театра в присутствии государя и царской фамилии. Композитор назвал оперу "Жизнь за царя" и посвятил её государю Николаю Павловичу. Успех оперы был громадный, публика восторженно приветствовала автора, в зале среди многих друзей Глинки был и А.С. Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. Печать тоже высоко оценила оперу. Критика находила, что Глинка начал новую эру в музыке.

90 Основные принципы реалистического театрального искусства

Основные принципы реалистического театрального искусства

В 30-40-е годы XIX века в целом были определены и сложились основные принципы реалистического театрального искусства. Развивая лучшие традиции романтического театра, реализм вылился в мощной художественное направление, определившее дальнейший путь развития русского драматического театра. Его рождение по праву может быть связано с драматургической деятельностью А.С. Грибоедова ("Горе от ума", 1822-1824), А.С. Пушкина ("Борис Годунов", 1824-1825) и Н.В. Гоголя ("Ревизор", 1836), а становление с именем А.Н. Островского ("Гроза", 1859; "Лес", 1870). Утверждению реалистических принципов на театральной сцене способствовало актёрское мастерство М.С. Щепкина. Его подлинными творческими вершинами стали блестяще сыгранные роли Фамусова в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", Городничего в "Ревизоре" Н.В. Гоголя. В историю отечественного театра М.С. Щепкин вошёл как подлинный реформатор, теоретик и практик сценического искусства. Он, - по словам А.И. Герцена, - "создал правду на русской сцене", особенно в пьесах А.Н. Островского. В одном из писем Островскому И.А. Гончаров утверждает: "... Вы совершили всё, что подобало великому таланту...литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, а для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольный камень Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "у нас есть свой русский национальный театр". Он по справедливости должен называться Театр Островского". Именно А.Н. Островским, Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, М.Е. Салтыковым-Щедриным, Н.С. Лесковым и А.П. Чеховым во второй половине XIX века были сделаны новые шаги на пути реалистического театрального искусства.

«Русский реализм в живописи»
http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/Russkij-realizm-v-zhivopisi/Russkij-realizm-v-zhivopisi.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
Презентация: Русский реализм в живописи.pptx | Тема: Культура России в 19 веке | Урок: МХК | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Культура России в 19 веке > Русский реализм в живописи.pptx