Культура России в 19 веке Скачать
презентацию
<<  Театр XIX века Русская драматургия 19 века  >>
Русский драматический театр
Русский драматический театр
Драматический театр XIX в.
Драматический театр XIX в.
Волшебный край
Волшебный край
Основной репертуар
Основной репертуар
Чего только не было на русской романтической сцене
Чего только не было на русской романтической сцене
Мелодрама
Мелодрама
Оформление спектакля
Оформление спектакля
Водевиль
Водевиль
Как создавались подобные произведения
Как создавались подобные произведения
Водевили «с переодеванием»
Водевили «с переодеванием»
В.Н.Асенкова
В.Н.Асенкова
Прославленные артисты русской сцены
Прославленные артисты русской сцены
Трагедии
Трагедии
Функции режиссера
Функции режиссера
Театральная площадь в Москве
Театральная площадь в Москве
Павел Степанович Мочалов
Павел Степанович Мочалов
Великий трагик
Великий трагик
П.С.Мочалов
П.С.Мочалов
Творчество Василия Андреевича Каратыгина
Творчество Василия Андреевича Каратыгина
В.А.Каратыгин
В.А.Каратыгин
Екатерина Семеновна Семенова
Екатерина Семеновна Семенова
Е.С.Семёнова
Е.С.Семёнова
Русский реалистический театр
Русский реалистический театр
Дух времени требует важных перемен
Дух времени требует важных перемен
Комедия «Ревизор»
Комедия «Ревизор»
Актерское творчество
Актерское творчество
Гоголевский Городничий
Гоголевский Городничий
Жизнь в образе
Жизнь в образе
М.С.Щепкин
М.С.Щепкин
Новый шаг в развитии реалистического искусства
Новый шаг в развитии реалистического искусства
Купцы и чиновники
Купцы и чиновники
А.Н.Островский с группой актёров МХТа
А.Н.Островский с группой актёров МХТа
Никулина-Косицкая
Никулина-Косицкая
Ермолова
Ермолова
Актер и режиссер в театре
Актер и режиссер в театре
Станиславский
Станиславский
Слово «актер»
Слово «актер»
Актерское искусство
Актерское искусство
Актер в эпоху классицизма
Актер в эпоху классицизма
XX век
XX век
«Зерно» образа
«Зерно» образа
Мастерство актера
Мастерство актера
А.А.Остужев в роли Отелло
А.А.Остужев в роли Отелло
Режиссер
Режиссер
О профессии режиссера
О профессии режиссера
Интерпретатор
Интерпретатор
Домашнее задание
Домашнее задание
Крикун Наталья Борисовна
Крикун Наталья Борисовна
Слайды из презентации «Театр 19 века в России» к уроку МХК на тему «Культура России в 19 веке»

Автор: USER. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Театр 19 века в России.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 4224 КБ.

Скачать презентацию

Театр 19 века в России

содержание презентации «Театр 19 века в России.ppt»
СлайдТекст
1 Русский драматический театр

Русский драматический театр

2 Драматический театр XIX в.

Драматический театр XIX в.

Русский драматический театр XIX в. — целая эпоха в развитии сценического искусства, вобравшая в себя уходящие в прошлое традиции классицизма и сентиментализма, расцвет романтизма, становление и утверждение реалистических тенденций, на смену которым на рубеже двух столетий пришли модернистские поиски новых путей развития театрального искусства.

3 Волшебный край

Волшебный край

Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил... Там и Дидло венчался славой, Там, там, под сению кулис Младые дни мои неслись. Так А. С. Пушкин выразил свои впечатления о театральных спектаклях начала XIX в. в первой главе романа «Евгений Онегин». Для русской публики театр того времени действительно стал властителем дум и светским досугом, в котором были представлены «все обольщения изящных искусств» — от оперы и балета до трагедии и комедии. Сравнительно недолгий период (до 30 — 40-х годов) был временем господства в нем романтизма, развивавшего традиции русского классицизма и романтического театра Западной Европы.

4 Основной репертуар

Основной репертуар

русского романтического театра составляли мелодрамы, созданные по западноевропейскому образцу. Их замысловатые сюжеты уводили зрителя в мир невероятных конфликтов, показывали «жизнь, вывороченную наизнанку», представляли безвкусные пародии на произведения Шекспира и Шиллера. Испытав «порыв души пламенной и горечь разочарования», столкнувшись со злом, жестокостью и вероломством, романтический герой чаще всего замыкался в гордом одиночестве. ...я все видел, Все перечувствовал, все понял, все узнал, Любил я часто, чаще ненавидел, И более всего страдал! Сначала все хотел, потом все презирал я, То сам себя не понимал я. То мир меня не понимал. На жизни я своей узнал печать проклятья, И холодно закрыл объятья Для чувств и счастия земли... Это Евгений Арбенин, главный герой романтической пьесы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» (1835).

5 Чего только не было на русской романтической сцене

Чего только не было на русской романтической сцене

«Яд, ножи, кинжалы, убийства, разврат, измены, вероломства явились на сцене в разных видах пугать зрителей и извлекать слезы зрелищем страдания и угнетения невинности. Люди стали сбегаться в театр, как на лобное место, смотреть наказание порока, полюбовавшись прежде несколькими злодеяниями, совершенными на сцене» (газета «Северная пчела»). Н. В. Гоголь устами одного из героев очень метко охарактеризовал подобный репертуар романтического театра: «Поезжайте только в театр: там всякий день вы увидите пьесу, где один спрятался под стул, а другой вытащил его оттуда за ногу». С нескрываемым возмущением Н. В. Гоголь писал о мелодраме, считая ее внутренне фальшивой и далекой от правды: «Посмотрите, какое странное чудовище, под видом мелодрамы, забралось между нас! Где же жизнь наша? Где мы со всеми современными страстями и странностями? Хотя бы какое-нибудь отражение ее видели мы в нашей мелодраме! Но лжет самым бессовестным образом наша мелодрама...».

6 Мелодрама

Мелодрама

В то же время мелодрама сыграла и прогрессивную роль в развитии русского драматического театра. Она разрушила каноны классицизма, от актеров потребовала большей естественности и простоты. На смену многочисленным переводным пьесам пришла мелодрама русских авторов, прежде всего Н. В. Кукольника (1809—1868) и Н. А. Полевого (1796—1846).

7 Оформление спектакля

Оформление спектакля

Значительные изменения претерпело и декорационное оформление спектакля. На сцене воспроизводились грандиозные готические соборы, восточные дворцы с фонтанами, движущиеся панорамы с изображением различных стран мира. Мелодрамы требовали различных постановочных эффектов: пожаров, наводнений, извержения вулканов. Сохранившаяся от классицизма кулисная система декораций могла насчитывать 10 — 12 планов. Масляные лампы, пришедшие на смену свечам, освещали только сцену, привлекая внимание зрителей.

8 Водевиль

Водевиль

Не менее популярным жанром русского театра стал водевиль, получивший распространение в 30—40-е годы. Первоначально водевиль появился во Франции. Небольшие пьесы с остроумными сюжетами, использующие комические ситуации, нелепые случайности и путаницу, с вставными музыкальными номерами и танцами, пришлись по вкусу русской публике. Мелочи провинциального быта, нравы купеческой и чиновничьей среды составляли основу этого развлекательного жанра. Названия популярных водевилей говорили сами за себя: «Муж в Тверь, а жена в дверь!», «Жених по доверенности», «Школьный учитель, или Дураков учить, что мертвых лечить», «Тридцать лет, или Жизнь игрока», «Невинная преступница, или Отцовское проклятие», «Итальянка, или Яд и кинжал».

9 Как создавались подобные произведения

Как создавались подобные произведения

О том, как создавались подобные произведения, красноречиво поведал Репетилов — персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Однако ж я, когда умишком понатужась, Засяду, часу не сижу, И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу. Другие у меня мысль эту же подцепят, И вшестером, глядь, водевильчик слепят, Другие шестеро на музыку кладут, Другие хлопают, когда его дают.

10 Водевили «с переодеванием»

Водевили «с переодеванием»

Наибольшим успехом у зрителей пользовались водевили «с переодеванием» (фр. travesti) молодой героини в мужское платье или военный мундир. В актерском амплуа травести прославилась Варвара Николаевна Асенкова (1817—1841), обладавшая незаурядным музыкальным и драматическим талантом. Многие современники были восхищены ее игрой перевоплощения. Н. А. Некрасов посвятил ей эти строки: В наряде странность, беспорядок, Глаза — две молнии во мгле, Неуловимый отпечаток Какой-то тайны на челе; В лице то дерзость, то стыдливость, Полупечальный дикий взор, В движеньях стройность и красивость — Все чудно в ней... «Офелия».

11 В.Н.Асенкова

В.Н.Асенкова

12 Прославленные артисты русской сцены

Прославленные артисты русской сцены

В водевилях участвовали почти все прославленные артисты русской сцены. В 50 — 70 годы мелодрамы и водевили уступили место бытовой комедии. Из водевиля постепенно ушла оригинальная музыка, ранее специально сочинявшаяся композиторами. Драматурги стали самостоятельно подбирать к своим произведениям уже написанные мелодии. Песенные куплеты, по-прежнему выполнявшие роль вставных номеров, теперь почти никак не были связаны с сюжетом пьесы.

13 Трагедии

Трагедии

Кроме мелодрам и водевилей, на сцене русских театров продолжали ставить трагедии, популярные в эпоху классицизма. Но и в этот жанр были внесены романтические коррективы. Особенностью русского драматического театра являлось то, что он практически не знал режиссуры в современном понимании этого слова. Крупнейшие российские театры Петербурга (Александрийский, Мариинский и Михайловский) и Москвы (Большой и Малый) подчинялись «министерству двора Его Императорского Величества». Провинциальные театры находились в ведении губернаторов или чиновников. Между тем русский театр очень нуждался в профессиональном организаторе сценического действа. Пройдет немало времени, прежде чем на русской сцене появятся режиссеры-профессионалы.

14 Функции режиссера

Функции режиссера

В первой половине XIX в. их роль, как правило, выполняли драматурги, авторы пьес. Нередко функции режиссера брали на себя известные актеры: В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин. Русский романтический театр прославили немало талантливых актеров. Среди них П. С. Мочалов (1800—1848), актер Московского Малого театра, и В. А. Каратыгин (1802—1853), игравший на сцене Александрийского театра в Петербурге.

15 Театральная площадь в Москве

Театральная площадь в Москве

1824-1825.

16 Павел Степанович Мочалов

Павел Степанович Мочалов

Актер уникального дарования и необыкновенной судьбы Павел Степанович Мочалов стал одним из властителей дум русской театральной публики. Большой темперамент и страстность, неподдельное чувство и пламенное вдохновение были присущи его игре. Впервые он вышел на сцену, когда ему не было и семнадцати лет. На следующее утро он проснулся знаменитым и был зачислен в императорскую труппу. Его подлинной стихией была трагедия, в которой он мог убедительно показать сильные страсти, героические поступки. «Играя собственную душу», он забывал, что находится на сцене, а завороженная публика проникалась искренним участием к его игре. В знаменитые «минуты озарения» он, казалось, творил чудеса. Увидев через отражение в зеркале, как ему подливают яд, он медленно поднимался, вставал с кресла, а вместе с ним, бледнея от ужаса в предвкушении развязки, поднимались со своих мест и зрители. Особенно выразителен был его голос. Нежный и сильный, мягкий и звучный, он заставлял невольно вздрагивать зрителей. Мертвая тишина воцарялась в зале, когда он читал монолог в несколько страниц. Не возвышая голоса и не прибегая к эффектным жестам, он умел так произносить монологи, что каждое слово глубоко западало в душу. В зале нередко слышались женские рыдания, стоны и крики отчаяния восхищенной публики.

17 Великий трагик

Великий трагик

вошел в историю мирового театрального искусства как блестящий исполнитель ролей в пьесах Шекспира и Шиллера. Зловещая и мрачная фигура короля Ричарда III из исторической хроники Шекспира ярко описана в стихотворении А. Григорьева «Искусство и правда»: С своей язвительной улыбкой, С челом бесстыдным, с речью гибкой, И безобразный и хромой, Ричард коварный, мрачный, злой... Я помню сон и пробужденье, Блуждающий и дикий взгляд, Пот на челе, в чертах мученье, Какое знает только ад. И помню, как в испуге диком Он леденил всего меня Отчаянья последним криком: «Коня, полцарства за коня!..» Восемь раз подряд В. Г. Белинский смотрел Мочалова в роли Гамлета в пьесе Шекспира. Его Гамлет — это и страстный мститель, и тяжело страдающий и сомневающийся человек. В статье «Мочалов в роли Гамлета» Белинский подчеркивал, что в созданном им образе «мы видели чудо», это был «не столько шекспировский, сколько мочаловский Гамлет». В течение тридцати лет сценической деятельности Мочалов переиграл великое множество ролей, в том числе в мелодрамах и водевилях. Слащавая и неестественная мелодрама в его исполнении превращалась в потрясающую зрителя трагедию.

18 П.С.Мочалов

П.С.Мочалов

19 Творчество Василия Андреевича Каратыгина

Творчество Василия Андреевича Каратыгина

Знаменито и творчество Василия Андреевича Каратыгина — выдающегося актера, поражавшего современников «сильными порывами страстей». Свой творческий путь он начинал как актер классицизма, тяготевший к героико-историческим ролям. Тонко почувствовав новые веяния времени, он стал актером романтического амплуа. Без его участия не обходилась ни одна значительная мелодрама на сцене Александрийского театра в Петербурге. В отличие от Мочалова, он, скорее, не играл, а представлял свои роли. В его актерском арсенале было немало специфических и эффектных приемов. В. Г. Белинский подчеркивал, что «игра Каратыгина есть торжество сценического искусства». В своих ролях он был исключительно эмоционален. Один из современников вспоминал, как однажды, исполняя роль, он чуть не задушил своего партнера. Он мог в ужасе упасть на колени и в таком положении откатиться в глубину сцены. Особенно удавались ему роли пылких любовников и обманутых мужей. Царь Николай I, подшучивая над своим любимцем, нередко спрашивал, сколько раз в нынешнем году он «зарезал или удушил свою жену».

20 В.А.Каратыгин

В.А.Каратыгин

21 Екатерина Семеновна Семенова

Екатерина Семеновна Семенова

Рядом со знаменитым актером на сцене Александрийского театра блистала Екатерина Семеновна Семенова (1786—1849) — «единодержавная царица трагической сцены» (А. С. Пушкин). Она удачно дебютировала в 1803 г. в роли Антигоны. Ее лучшими ролями стали Федра в трагедии Расина, Дездемона и Офелия в трагедиях Шекспира. Каждый сыгранный ею образ отличался романтической окраской. Актриса считала, что истинный характер человека может проявиться только в мире чувств и эмоций. Мастерски она умела передавать на сцене чувства ненависти, ужаса и изумления, нежности и раскаяния. А. С. Пушкин особо отмечал в ее «свободной и ясной» манере игры «чувство живое и верное», «благородство одушевленных движений, порывы истинного вдохновения».

22 Е.С.Семёнова

Е.С.Семёнова

23 Русский реалистический театр

Русский реалистический театр

В 1846 г. И. С. Тургенев писал о тех значительных переменах, которые произошли в художественной жизни русского общества:«Десять лет прошло со времени появления «Ревизора»... Изумительная перемена совершилась с тех пор в нашем сознании, в наших потребностях. Десять лет — срок небольшой, но эти десять лет особенные — годы формирования «натуральной школы», реализма, годы смены художественных течений». Действительно, в 30—40-е годы в целом были определены и сложились основные принципы реалистического искусства. Развивая лучшие традиции романтического театра, реализм вылился в мощное художественное направление, определившее дальнейший путь развития русского драматического театра. Рождение реалистического театра по праву может быть связано с драматургической деятельностью А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина. Пушкинская эпоха еще не знала самого термина «реализм», не это не означает, что данного направления не было в искусстве. Cвои реалистические воззрения Пушкин называл «истинным романтизмом», а драматургов и поэтов, творящих вопреки канонам классицизма, по законам жизненной правды и вдохновения, он причислял к «истинным романтикам». Программа реалистического искусства была сформулирована Пушкиным в этих словах: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя».

24 Дух времени требует важных перемен

Дух времени требует важных перемен

Пушкин утверждал, что «дух времени требует важных перемен и на сцене драматической». Ответом на это требование времени стала трагедия «Борис Годунов» (1824—1825), в которой нашла отражение «судьба человеческая, судьба народная». И хотя впервые она была опубликована в 1831 г., а поставлена на сцене Александрийского театра лишь в 1870 г., она составила важнейший этап в развитии реалистического искусства. Существенный вклад в отечественную драматургию был сделан Н. В. Гоголем. В истории театра Гоголь известен не только как великий комедиограф, но и блестящий теоретик. В ряде своих критических статей он подчеркивал особую роль и назначение театра: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не схожая между собою... может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

25 Комедия «Ревизор»

Комедия «Ревизор»

(1836—1842) — вершина драматического творчества Гоголя — действительно стала «картиной и зеркалом общественной нашей жизни». Избранная публика, собравшаяся на премьеру и привыкшая смотреть на театр как на развлечение, была удивлена жизненной правдой «Ревизора». Царь Николай I, посетивший спектакль, много смеялся, хлопал актерам, а после представления многозначительно сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне». «Наделав много шуму», комедия «Ревизор» проложила путь дальнейшему развитию русского реалистического театра.

26 Актерское творчество

Актерское творчество

Утверждению реалистических принципов на театральной сцене способствовало актерское творчество великих мастеров сцены. Среди них выдающееся место занимал Михаил Семенович Щепкин (1788—1863). Он пришел в театр во времена водевилей и мелодрам, сам не раз блестяще исполнял в них ведущие роли. Но подобный репертуар тяготил актера. Больше всего ему хотелось играть русские типы и характеры в пьесах отечественных драматургов. Более чем за сорок лет деятельности на сцене Малого театра в Москве им было сыграно множество ролей. В репертуаре Щепкина были роли в пьесах зарубежных классиков: Мольера и Шекспира. Он играл в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина, пьесах А. Н. Островского. Но подлинными творческими вершинами актера стали роли Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума» и Городничего в «Ревизоре» Гоголя. Впервые Фамусова он сыграл в 1830 г. и затем в течение всей сценической деятельности сохранял эту роль в своем репертуаре. Им была создана своеобразная ее трактовка. В Фамусове он увидел не только барина, «управляющего казенным местом», но и человека, постоянно изменяющего свой облик в зависимости от того, с кем имеет дело. Грибоедовская формула: «когда же надо прислужиться, и он сгибался вперегиб» — определила суть сыгранного актером образа.

27 Гоголевский Городничий

Гоголевский Городничий

Одним из самых интересных созданий Щепкина стал гоголевский Городничий. Он сыграл в нем не просто провинциального самодура и грубого деспота, но и хитрого мошенника, человека себе на уме. Заключительную реплику Городничего «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Щепкин произносил в зрительный зал, обращаясь к высокопоставленной публике, сидящей в партере. В историю отечественного театра Щепкин вошел и как подлинный реформатор, теоретик и практик театрального искусства. В чем же заключалась суть проведенной им реформы? Ее очень точно определил А. И. Герцен: «Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален в театре». Каждый созданный им сценический образ был правдив и надолго запоминался зрителям. Над поисками сценической правды, которая стала величайшим открытием Щепкина, он неустанно работал всю жизнь. Позднее его требование «не подделаться», а «сделаться» тем лицом, которое создал автор, К. С. Станиславский назовет искусством «перевоплощения». Сам Щепкин это правило для актеров сформулировал так: «...Влазь, так сказать, в кожу действующего лица, изучай хорошенько его особенные идеи, если они есть, и даже не упускай из виду общество его прошедшей жизни».

28 Жизнь в образе

Жизнь в образе

«Жизнь в образе» стала творческим кредо великого актера. При этом он не допускал чисто внешнего копирования жизни, простоте «подражания внешним привычкам, голосу и ухваткам различных сословий». Щепкин первым из актеров выступил против декламационной, певучей манеры речи романтического театра. Он резко критиковал тех актеров, которые не говорили своим естественным голосом, а произносили слова как можно громче, сопровождая их нарочито напыщенными жестами. Щепкин выступал в самых различных амплуа. Будучи человеком невысокого роста, полноватым (что не раз давало повод к насмешкам), он научился в совершенстве владеть собой на сцене. Его игра неизменно вызывала шквал аплодисментов в зрительном зале.

29 М.С.Щепкин

М.С.Щепкин

30 Новый шаг в развитии реалистического искусства

Новый шаг в развитии реалистического искусства

был сделан драматургом Александром Николаевичем Островским (1823— 1886). В течение сорока лет под его руководством формировались репертуар и сценическая эстетика русского театра. Сорок семь оригинальных пьес и несколько созданных в соавторстве с другими драматургами, многочисленные переводы, критические статьи, письма — таково обширное творческое наследие Островского. «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться театр Островского» (И. А. Гончаров). Вся жизнь русского общества второй половины XIX в. нашла отражение в его творчестве. В отличие от Гоголя, Островский избегал изображения экстремальных ситуаций, в его пьесах представлялась будничная, повседневная жизнь обыкновенных людей.

31 Купцы и чиновники

Купцы и чиновники

«Кого только нет среди его героев, какие только слои русского общества XIX века не представлены тут! Купцы и чиновники. Крепостные и ремесленники. Помещики и фабриканты. Приказчики и содержатели трактиров. Половые и ростовщики. Мелкие торговцы и бюрократы. Свахи и учителя. Гадалки и актеры. Лакеи и стряпчие. Портнихи и мещанские дочки. Бывшие военные и студенты. Дворянские сынки и приживалки. Генералы и горничные. Городничие и дворники. Люди передовых взглядов и консерваторы. Авантюристы и управители городов. Разорившиеся дворяне и процветающие ловкачи. Купеческие жены и воспитанницы. Вдовы чиновников и титулярные советники. Непокорные русские люди — протестанты и обличители. Вся Россия — от простого мужика до представителей правящих кругов» (А. Г. Моров «Три века русской сцены»). Один из главных законов театра А. Н. Островского — верность жизненной правде. Действительно, с приходом в театр Островского из русской драмы начали исчезать пышная риторика, фальшь, слепое подражание западным образцам. Действующие лица «заговорили на сцене тем языком, каким они на самом деле говорят в жизни». Все это дало основание критику Н. А. Добролюбову назвать произведения А. Н. Островского «пьесами жизни».

32 А.Н.Островский с группой актёров МХТа

А.Н.Островский с группой актёров МХТа

33 Никулина-Косицкая

Никулина-Косицкая

Настоящую «школу естественной и непринужденной игры на сцене» прошли актеры его театра: Л. П. Никулина-Косицкая (1824—1868), А. Е. Марионов (1816—1860), П.М.Садовский (1818—1872), М.Г.Савина (1854—1915), Г.Н.Федотова (1846— 1925) и М. Н. Ермолова (1853 — 1928). Актер Малого театра Пров Михайлович Садовский играл почти во всех спектаклях великого драматурга и в каждом из персонажей мог донести зрителям «самую душу». Его творческим триумфом стала роль Любима Торцова в комедии Островского «Бедность не порок». Игра актера вызывала слезы, а зрители забывали, что находятся в театре. О его комедийном и трагическом мастерстве так писал А. Григорьев:«Комедия ль в нем плачет перед нами, трагедия ль хохочет вместе с ним...» Почти все великие актрисы русского драматического театра: Л. П. Никулина-Косицкая, П. А. Стрепетова, Г. Н. Федотова и М. Н. Ермолова — воплотили на сцене образ Катерины — главной героини пьесы Островского «Гроза». Но как по-разному они сыграли эту роль! Каждая привнесла в нее что-то свое, личное. Каждой удалось создать редкий по достоверности образ простой русской женщины, сумевшей бросить страстный вызов обывательскому миру насилия и ханжества. Существенный вклад в развитие русского драматического театра второй половины XIX в. внесли Л. Н. Толстой («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»), И. С. Тургенев («Месяц в деревне»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Смерть Пазухина»), Н. С. Лесков («Расточитель») и А. К. Толстой («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»). Конец XIX в. в истории русского театра ознаменован драматургическим творчеством А. П. Чехова и созданием в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ). Знаменитая встреча К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко положила начало не менее блистательному новому этапу в развитии русского драматического театра.

34 Ермолова

Ермолова

М.Н.Ермолова, П.М.Садовский, Г.Н.Федотова.

35 Актер и режиссер в театре

Актер и режиссер в театре

Выдающийся режиссер В.И. Немирович-Данченко однажды сказал: «Вы можете построить прекрасный дом, посадить там замечательную администрацию, пригласить музыкантов, и все-таки театра еще не будет. А вот выйдут на площадь трое актеров и начнут играть пьесу, даже без грима и бутафории, и театр уже есть». Сложно и одновременно прекрасно искусство актера. Выходя на подмостки сцены, он остается один на один со зрительным залом. От того, в какой степени он сумеет убедить зрителя в жизненности сыгранной им роли, включить его в происходящее на сцене действие, вызвать чувство сопереживания, в целом зависит успех театрального спектакля. Актер должен стать, по словам К.С. Станиславского, «единственным царем и владыкой сцены».

36 Станиславский

Станиславский

К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко.

37 Слово «актер»

Слово «актер»

происходит от латинского корня, что означает «действующий». На сцене он и является главным исполнителем действия. Искусство актера уходит своими истоками в глубокую древность, в первобытное общество. Наивная вера в магические силы природы заставляла человека задабривать их всякого рода жертвоприношениями, проявлениями внешнего действия, заклинаниями. Первобытные обряды, ритуальное копирование повадок животных, тотемические пляски, исполнение обрядов с использованием специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела - вот в чем проявлялось искусство актера.

38 Актерское искусство

Актерское искусство

В средние века актерское искусство целиком и полностью развивается под эгидой церкви. На сцене знаменитого шекспировского театра «Глобус» актеры передавали не только большие чувства, сильные человеческие страсти, но и характеры действующих лиц. Профессия актера становится одной из самых почетных, уважаемых и любимых в народе. В трагедии «Гамлет» главный герой просит Полония, чтобы актеров получше устроили, так как «они - обзор и краткие летописи века». Они действительно были способны потрясти зрителей силой и убедительностью своей игры: ... Актер проезжий этот В фантазии, для сочиненных чувств, Так подчинил мечте свое сознанье, Что сходит кровь со щек его, глаза Туманят слезы, замирает голос. И облик каждой складкой говорит, Чем он живет! А для чего в итоге? Из-за Гекубы! Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он рыдает... «Гамлет».

39 Актер в эпоху классицизма

Актер в эпоху классицизма

Иначе предстает актер в эпоху классицизма. Он воплощает на сцене идеальных героев, высмеивает общечеловеческие пороки, утверждает принципы Добра, Разума и Справедливости. Но как изменилась манера его игры! Он должен теперь не просто говорить, а декламировать, произносить реплики нараспев, принимать эффектные позы, точно знать, в какие моменты поднимать руку, когда отставлять правую ногу, когда - левую, и при этом гордо закидывать голову... Подобная «театральность» в игре актеров была характерна и для русского театра вплоть до середины XIX в. Выдающийся актер М.С. Щепкин писал: «... никто не говорил своим голосом... игра состояла из крайне изуродованной декламации, слова произносились как можно громче, и почти каждое слово сопровождалось жестами. Особенно в ролях любовников декламировали так страстно, что вспомнить смешно; слова «любовь», «страсть», «измена» выкрикивались так громко, как только доставало силы в человеке ».

40 XX век

XX век

внес существенные коррективы в искусство актерской игры. К.С. Станиславский разработал и воплотил в художественную практику основные принципы актерской игры. Система Станиславского дала ключ к осознанному владению творческим процессом и предложила актеру такое сценическое поведение, которое приводит к «перевоплощению» актера в сценический образ. Говоря об игре актера, Станиславский ввел такие важнейшие понятия, как сверхзадача и сквозное действие. Сверхзадача - это та конечная цель, которая выражает идейную суть роли. Сквозное действие - это цепь действий, поступков героя, ведущих к достижению цели. Для решения сверхзадачи актеру необходимо схватить суть («зерно») роли, образа. Интересный пример поиска «зерна» образа Репетилова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» приводил В.И. Немирович-Данченко. «Зерно Репетилова - болтун. Если актер все время будет «обмакивать» свою мысль в то, что он болтун, да еще нагретый вином, да еще светский человек, да еще немного «барин», и прибавит сюда еще целый ряд черточек, то и выявится характер Репетилова».

41 «Зерно» образа

«Зерно» образа

Нащупав «зерно» образа, актер проникается, как писал Станиславский, «ролью в себе», чтобы полностью слиться с ней. Тогда и наступает искусство «перевоплощения». Что же это значит? Означает ли это, что актер становится непохожим на себя? Конечно, нет. Это только в сказках бывает, что братец Иванушка, не послушав сестрицу Аленушку, козленочком стал. Актер, как бы он ни старался, все равно остается самим собой. Значит, суть «перевоплощения» не в изменении внешнего облика до неузнаваемости, а в умении достичь такого уровня сопереживания, чтобы ощутить себя тем персонажем, который изображается на сцене. К.С. Станиславский различал два вида «перевоплощения» актера: внешнее, т.е. с помощью грима, жестов, мимики, интонаций, особенностей диалекта и т.д., и внутреннее, предполагающее раскрытие духовного мира своего героя, его нравственных качеств, основных черт характера. Эти два вида «перевоплощения», происходящие одновременно, и есть вершина актерского искусства. Искусство «перевоплощения» присуще великим мастерам театральной сцены. В одном из писем ученику, начинающему артисту, М.С. Щепкин писал: «... всегда имей в виду натуру; влазь, так сказать, в кожу действующего лица... ты можешь сыграть иногда слабо, иногда сколько-нибудь удовлетворительно (это часто зависит от душевного расположения), но сыграешь верно». Это «влазь в кожу» стало едва ли не крылатым выражением в театральном обиходе.

42 Мастерство актера

Мастерство актера

оттачивается годами напряженного труда. Конечно, чтобы стать великим актером, нужен талант, но одного таланта мало. Он решает многое, но не всё. Даже с талантом можно не стать большим актером. Нужно в совершенстве овладеть техникой актерского мастерства (голосом, мимикой, пластикой, жестом, гримом и т.д.). Наконец, необходимо тонко чувствовать игру партнеров по сцене. Знаменитый артист Малого театра А.А. Остужев (1874 - 1953) был уже широко известным мастером сцены, когда неожиданно подкралась беда: начала надвигаться глухота. Врачи ничем не могли ему помочь. Потеря слуха - тяжелое, непреодолимое препятствие в работе актера. Но Остужев остался на сцене. Каких огромных усилий это стоило артисту! А он играл на сцене еще более сорока лет! Не слыша партнеров, аплодисментов и реакции зрительного зала, он выработал в себе идеально отточенное чувство времени, ритма, паузы. Он научился читать по губам... Будучи глухим, он в 1935 г. блестяще сыграл роль Отелло в трагедии Шекспира.

43 А.А.Остужев в роли Отелло

А.А.Остужев в роли Отелло

44 Режиссер

Режиссер

Другим, не менее, а может быть и более важным лицом в театре является режиссер. Он невидим зрителю и даже не всегда присутствует на спектакле, но в его руках находятся все нити от сложнейшей машины театра. Именно он, скрытый волшебник и одновременно мыслитель, направляет творческую волю всего коллектива. Режиссер - это профессия XX в. До середины XIX в. роль режиссера в какой-то мере выполняли так называемые антрепренеры, владельцы и содержатели частных театров или цирков. Роль антрепренера сводилась к чисто организационным моментам. Он следил, чтобы к началу спектакля на сцене были поставлены соответствующие декорации, предметы бутафории, указывал актерам, когда появляться на сцене, что выкрикивать или петь, где стоять и как двигаться. Известно, что У.Шекспир, Ж.-Б.Мольер и А.Н.Островский выступали в качестве постановщиков своих пьес, но они не были режиссерами в современном понимании этого слова. Выдающиеся режиссеры XX в. - это К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, Вс.Э.Мейерхольд, Е.Б.Вахтангов, Р.Н.Симонов, Б.Брехт. Современное театральное искусство представлено такими блестящими именами, как П.Штайн, Г.Крэг, О.Н.Ефремов, А.А.Гончаров, Г.А.Товстоногов, А.В.Эфрос, Ю.А.Завадский, П.Брук и др.

45 О профессии режиссера

О профессии режиссера

написаны десятки, сотни книг. И все же главная из них принадлежит К.С. Станиславскому. Называется она «Моя жизнь в искусстве» (1911). В ней была сделана блестящая попытка создать науку об искусстве театра. Опираясь на сценический опыт, Станиславский раскрывает законы и пути развития художественного творчества. Особое место в ней занимает искусство режиссера. Но прежде обратимся к одному очень важному высказыванию Немировича-Данченко, которое и было развито в учении Станиславского. «Режиссер - существо трехликое: Режиссер-толкователь, он же - показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером-педагогом; Режиссер-зеркало, отражающий индивидуальные качества актера; Режиссер-организатор всего спектакля. Публика знает только третьего, потому что его видно во всем: в мизансценах, в замысле декоратора, в звуках, в освещении, в стройности народных сцен. Режиссер же толкователь или режиссер-зеркало не виден».

46 Интерпретатор

Интерпретатор

Итак, режиссер - это прежде всего интерпретатор, толкователь пьесы. Более того, режиссер должен знать и уметь объяснять, растолковывать исполнителю смысл, содержание, трактовку образа, смысл и значение каждой сцены, исходя из общих задач спектакля. Вместе с художником, композитором он планирует вещественный и духовный мир, в котором будут жить герои. Режиссер - это зеркало, в котором отражается его способность «почувствовать индивидуальность актера», «одновременно следовать за волей актера и направлять ее». Это вовсе не означает, что режиссер подавляет волю актера, напротив, показывая ему, как играть, он должен стремиться, чтобы «и следа его не было видно» (т.е. он должен «потонуть в актере»).

47 Домашнее задание

Домашнее задание

Расскажите о драматургической и театральной деятельности А. Н. Островского и о славной плеяде актеров его школы. Какую роль в судьбе Малого театра сыграл великий русский драматург? Почему за ним прочно укрепилось имя «Дома Островского»? «Выдающиеся актеры и режиссеры прошлого и настоящего».

48 Крикун Наталья Борисовна

Крикун Наталья Борисовна

Презентацию подготовила: Крикун Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУСОШ № 7 г. Чебаркуля.

2009 год

«Театр 19 века в России»
http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/Teatr-19-veka-v-Rossii/Teatr-19-veka-v-Rossii.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
Презентация: Театр 19 века в России.ppt | Тема: Культура России в 19 веке | Урок: МХК | Вид: Слайды