Классическая музыка Скачать
презентацию
<<  Духовная музыка Классика в музыке  >>
Повышение квалификации
Повышение квалификации
Музыка русской православной церкви
Музыка русской православной церкви
Певческое искусство
Певческое искусство
История Русского церковного пения
История Русского церковного пения
Крюковое пение
Крюковое пение
Знамена
Знамена
Демественное пение
Демественное пение
Невмы
Невмы
Певческое искусство Древней Руси
Певческое искусство Древней Руси
Певцы Древней Руси
Певцы Древней Руси
Композиторы церковного пения
Композиторы церковного пения
Русский храм
Русский храм
Культовое здание
Культовое здание
Древнерусское искусство
Древнерусское искусство
Собор святой Софии
Собор святой Софии
Архитектура
Архитектура
Покровский собор
Покровский собор
Иконопись
Иконопись
Значение церковного духовного пения
Значение церковного духовного пения
Выдающиеся хоры XX века
Выдающиеся хоры XX века
Фигуры русской хоровой культуры
Фигуры русской хоровой культуры
Чесноков Павел Григорьевич
Чесноков Павел Григорьевич
Рахманинов Сергей Васильевич
Рахманинов Сергей Васильевич
Всенощное бдение
Всенощное бдение
Средства музыкальной выразительности церковного пения
Средства музыкальной выразительности церковного пения
Слайды из презентации «Православное церковное пение» к уроку музыки на тему «Классическая музыка»

Автор: Пользователь. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Православное церковное пение.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 874 КБ.

Скачать презентацию

Православное церковное пение

содержание презентации «Православное церковное пение.ppt»
СлайдТекст
1 Повышение квалификации

Повышение квалификации

Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирования у них базовой педагогической ИКТ - компетентности по программе: «Информационные технологии в деятельности учителя - предметника». Работу выполнила: Тараскина Елена Васильевна учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ - средняя общеобразовательная школа №3 город Искитим Новосибирская Область.

2 Музыка русской православной церкви

Музыка русской православной церкви

Музыка 4 класс

3 Певческое искусство

Певческое искусство

Содержание.

1. История русского церковного пения а) "знаменный" распев 2. Певческое искусство Древней Руси а) певцы Древней Руси б) первые русские композиторы церковного пения в) русские храмы (архитектура, иконопись) 3. Значение церковного (духовного) пения а) высказывания святых отцов церкви 4. Выдающиеся хоры XX века и их руководители а) "Синодальный хор" б) Хор А. Архангельского 5. Крупнейшие фигуры русской хоровой культуры а) П.Г. Чесноков б) С.В.Рахманинов ( «Всенощное бдение») 6. Средства музыкальной выразительности церковного пения

4 История Русского церковного пения

История Русского церковного пения

«Знаменный распев»

5 Крюковое пение

Крюковое пение

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ (крюковое пение), основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками — знаменами, или крюками). Известен с 11 в.; развивался в рамках системы осмогласия (см. также Глас). Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев.

Крюки

Демественное пение

Невмы

6 Знамена

Знамена

КРЮКИ (знамена), в музыке — знаки древнерусской безлинейной нотации, применявшиеся в церковном пении с кон. 11 в. для записи знаменного распева, демественного распева (см. Демественное пение) и др.; род невменной нотации (см. Невмы).

7 Демественное пение

Демественное пение

стиль древнерусского церковного пения сер. 15-17 вв. Мелодика отличалась гибкостью, широкой распевностью. Наиболее распространена многоголосая традиция. Деменственное пение применялось в праздничном богослужении и в торжественных случаях (венчание, встреча царя и т. д.).

8 Невмы

Невмы

(ср.-век. лат., ед. ч. neuma, от греч. pneuma — дыхание), знаки средневековой системы записи музыки; указывали на восходящее и нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков. Разновидность Невмы — крюки. Образец северофранцузского невменного письма.

9 Певческое искусство Древней Руси

Певческое искусство Древней Руси

Певцы Древней Руси Первые русские композиторы церковного пения Русские храмы (архитектура, иконопись)

10 Певцы Древней Руси

Певцы Древней Руси

Иван Нос Савва и Василий Роговы Иван Лукошко

11 Композиторы церковного пения

Композиторы церковного пения

Первые русские композиторы церковного пения.

БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (1745 – 1777) БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751 – 1825) ДЕГТЯРЕВ (Дехтерев) Степан Аникеевич (1766 – 1813)

12 Русский храм

Русский храм

Архитектура Иконопись

13 Культовое здание

Культовое здание

ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.

14 Древнерусское искусство

Древнерусское искусство

- архитектура и монументальная живопись - после принятия христианства развивалось во многом под воздействием Византии. Первые русские храмы, в том числе и Софийский храм, почти полностью копировали систему размещения декора, разработанную греками в течение нескольких столетий. В мозаиках Киевской Софии евангельские образы получают контрастную эмоциональную трактовку. У Богоматери-Оранты суровый лик, при этом она выступает в роли защитницы людей, а в сцене Благовещения облик Марии проникнут мягким лиризмом. Мозаика купола - Христос-Пантократор - подавляет своим величием, а в Евхаристической сцене Иисус Христос предельно открыт людям в своей жертвенности. Росписи Софийского собора дополняют его мозаичный декор. Фресковый жанр позволил местным художникам приблизить образы византийских святых к восточнославянским типажам, что, несомненно, повышало эмоциональное воздействие на зрителей. Человечность в трактовке образов святых видна и в светских фресках.

15 Собор святой Софии

Собор святой Софии

в Киеве. 1037г.

16 Архитектура

Архитектура

(лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

17 Покровский собор

Покровский собор

что на рву, или храм Василия Блаженного, был возведен в Москве в 1555-1561 годах как памятник победы над Казанским ханством. Знаменательно, что столь крупное, полное праздничного ликования сооружение поставлено не в Кремле, а между Кремлем и посадом, как воплощение события общенародного значения.

18 Иконопись

Иконопись

христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства.

19 Значение церковного духовного пения

Значение церковного духовного пения

«Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души». Святой Афанасий Великий

«Бог соединил с пророчеством мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песни. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, как пение стройное, как песнь священная. Господь установил пение псалмов, чтобы из этого мы получали и удовольствие, и пользу».

Церковное пение «...является торжеством для радующихся, утешением для унывающих... возвышает божественный закон, проповедует Бога. ...Христианское пение должно быть пением сердца, а не одних уст. Каждой звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли»- Святой Иоанн Златоуст

20 Выдающиеся хоры XX века

Выдающиеся хоры XX века

«Синодальный хор» Хор А. Архангельского

21 Фигуры русской хоровой культуры

Фигуры русской хоровой культуры

Крупнейшие фигуры русской хоровой культуры.

П.Г. Чесноков С.В. Рахманинов («Всенощное бдение»)

22 Чесноков Павел Григорьевич

Чесноков Павел Григорьевич

Родился в Подмосковье, в городе Истра. В 1895 году окончил Московское синодальное училище церковного пения. Несколько лет занимался композицией у С. Танеева. В 1917 году окончил Московскую консерваторию у М. Ипполитова-Иванова. Преподавал хоровое дирижирование в Московском синодальном училище, в Хоровой академии. Руководил детскими хорами, был регентом в церковных хорах. В 1917-1922 гг. руководил государственным хором, 1922-1928 гг. - Московской академической капеллой. С 1920 года и до конца жизни преподавал в Московской консерватории. Чесноков - один из крупнейших мастеров русской хоровой культуры. Написал свыше 500 хоровых сочинений, среди которых – большое количество церковной музыки на канонические тексты. Известность получили также хоры на стихи русских поэтов. Автор книги «Хор и управление им» (1940).

23 Рахманинов Сергей Васильевич

Рахманинов Сергей Васильевич

Родился в имении Онег Новгородской губернии в музыкальной дворянской семье. Занимался по классам фортепиано и композиции – сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории, которую окончил в 1892 году по классу композиции у Танеева и Аренского, фортепиано - у Зверева (1891) с большой золотой медалью. Выступая с концертами по всей России, Рахманинов быстро прославился как выдающийся пианист. Он с успехом работал дирижёром Большого театра (1904-1906). С каждым годом росла слава Рахманинова. Рахманинов был известен в России, странах Европы и Северной Америки как величайший представитель мирового пианистического искусства, композитор и замечательный дирижёр. В 1917 году он уезжает в Европу, и после нескольких месяцев, проведенных в Скандинавии, окончательно поселяется в Соединённых Штатах Америки. Умер в Беверли-Хиллс (Калифорния).

Всенощное бдение

24 Всенощное бдение

Всенощное бдение

(всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни, праздничной Утрени и 1-го Часа. Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни и Утрени строго соотносились с конкретными часами суток.

25 Средства музыкальной выразительности церковного пения

Средства музыкальной выразительности церковного пения

Мелодия

Плавная, выражает различные образы и состояния. Много подголосков

Фразировка

Осмысленное исполнение отдельных мотивов, фраз богослужебного текста, акцентов, логического ударения

Динамика

От рр до ff

Темп

Спокойно, плавно, медленно

Дикция (новое сред­ство)

Ясность, разборчивость произношения

Звуковедение

Связное, плавное, используется цепное дыхание (смена дыхания происходит не одновременно, друг за другом)

Тембр

Звук округлый, не открытый - обязательное условие церковного пения, особенно гласные е, о, и ближе по звучанию к э, о, ы

«Православное церковное пение»
http://900igr.net/prezentatsii/muzyka/Pravoslavnoe-tserkovnoe-penie/Pravoslavnoe-tserkovnoe-penie.html
cсылка на страницу
Урок

Музыка

26 тем
Слайды
Презентация: Православное церковное пение.ppt | Тема: Классическая музыка | Урок: Музыка | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по музыке > Классическая музыка > Православное церковное пение.ppt