Глинка Скачать
презентацию
<<  Краткая биография Глинки Вальс-фантазия  >>
Произведения для оркестра М.И.Глинки
Произведения для оркестра М.И.Глинки
Произведения для оркестра
Произведения для оркестра
Глинка остался верен своим художественным принципам
Глинка остался верен своим художественным принципам
«Камаринская»
«Камаринская»
Симфоническая фантазия «Камаринская»
Симфоническая фантазия «Камаринская»
Напев «Камаринской» быстрый и весёлый
Напев «Камаринской» быстрый и весёлый
«Вальс-фантазия»
«Вальс-фантазия»
Разнообразные по содержанию эпизоды
Разнообразные по содержанию эпизоды
Увертюры
Увертюры
Неувядающе-прекрасные образцы симфонической музыки
Неувядающе-прекрасные образцы симфонической музыки
Автор проекта
Автор проекта
Слайды из презентации «Произведения Глинки» к уроку музыки на тему «Глинка»

Автор: . Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Произведения Глинки.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 3519 КБ.

Скачать презентацию

Произведения Глинки

содержание презентации «Произведения Глинки.ppt»
СлайдТекст
1 Произведения для оркестра М.И.Глинки

Произведения для оркестра М.И.Глинки

«Камаринская», «вальс – фантазия», «арагонская хота», «ночь в мадриде»

Презентация Погодиной И.П. - Педагога дополнительного образования Школа искусств СОШ № 54 г. Чебоксары, 2009 г.

2 Произведения для оркестра

Произведения для оркестра

Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Глинка с детских лет любил оркестр, предпочитая симфоническую музыку всякой другой. Наиболее значительные произведения Глинки для симфонического оркестра - фантазия «Камаринская», - испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», - симфоническое скерцо «Вальс-фантазия». В репертуар симфонических концертов часто входят и увертюры к обеим операм Глинки, а также превосходная музыка к трагедии «Князь Холмский».

3 Глинка остался верен своим художественным принципам

Глинка остался верен своим художественным принципам

Произведения для оркестра.

В симфоническом творчестве, как и в оперном, Глинка остался верен своим художественным принципам. Все его оркестровые пьесы доступны широким массам слушателей, высокохудожественны и совершенны по форме. Глинка полагал, что смелые выразительные средства современного гармонического языка и новые оркестровые краски можно сочетать с простотой и доступностью образов, создавая произведения «равно докладные (то есть понятные) знатокам и простой публике». Не случайно в своих симфонических пьесах последних лет он постоянно обращался к народнопесенным темам. Но Глинка не просто «цитировал», а широко развивал их и на их основе создал произведения самобытные, прекрасные по своим музыкальным образам и красоте инструментовки.

4 «Камаринская»

«Камаринская»

В середине 1844 года Глинка предпринимает длительное заграничное путешествие – во Францию и Испанию. Оставаясь на чужбине, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет "Камаринскую" (1848). Эта симфоническая фантазия на темы двух русских песен. В "Камаринской" Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития. Всё здесь глубоко национально, самобытно. Он умело создает необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.

5 Симфоническая фантазия «Камаринская»

Симфоническая фантазия «Камаринская»

«Камаринская».

Симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на две русские народные темы, разработанные поочерёдно. Темы эти контрастны. Первая из них - широкая и плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», повествующая о белой лебёдушке - невесте, которую клюют и щиплют серые гуси - недобрая женихова родня. Вторая тема - удалая русская плясовая «Камаринская». Напев первой песни довольно медленный, задумчиво-лирический. При варьировании мелодия остаётся неизменной, оплетаясь всё новыми и новыми подголосками, наподобие русских протяжных песен. В развитии темы композитор красочно использует деревянные духовые инструменты, близкие по звучанию духовым народным инструментам - пастушескому рожку, жалейке, дудке.

6 Напев «Камаринской» быстрый и весёлый

Напев «Камаринской» быстрый и весёлый

«Камаринская».

Напев «Камаринской» быстрый и весёлый. В вариациях этой мелодии Глинка применяет пиццикато струнных, напоминающее звучание русской балалайки. При варьировании плясовая мелодия также обрастает подголосками, а порой и существенно изменяет свой облик. Так, после ряда вариаций появляется мелодия, сходная - несмотря на быстрое плясовое движение и отрывистость - с темой протяжной свадебной песни. Эта тема незаметно приводит к возвращению первой - медленно-величавой темы, после чего с новой силой звучит буйная народная пляска. В «Камаринской» Глинка воплотил черты национального характера, смелыми и яркими штрихами нарисовал картину праздничного быта русского народа. Контрастное сопоставление медленнной лирической, а затем весёлой, задорной песен часто можно встретить в народном хоровом исполнении. Очень важно, что Глинка умело применил подголосочное и вариационное развитие мелодии, свойственное народному исполнительству. Впоследствии все эти особенности развивались и другими русскими композиторами. Не случайно Чайковский сказал о «Камаринской», что вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской», «подобно тому, как весь дуб - в жёлуде».

7 «Вальс-фантазия»

«Вальс-фантазия»

«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. Сперва это была небольшая фортепианная пьеса. Позднее она была расширена и оркестрована. Незадолго до смерти (в 1856 году) композитор взялся за её переработку и превратил бытовую пьеску в совершенную по мастерству симфоническую фантазию. В основе её лежит задушевная, ласковая тема. Благодаря нисходящей тритоновой интонации эта задумчиво-элегическая мелодия звучит порывисто и напряжённо. Своеобразно строение темы: нечётные трёхтактовые фразы, какие мы встретим в русских народных песнях, а не «квадратные» четырёхтактовые, как в западноевропейских вальсах. Такая нечётная структура придаёт мелодии Глинки устремлённость и полётность.

8 Разнообразные по содержанию эпизоды

Разнообразные по содержанию эпизоды

«Вальс-фантазия».

С основной вальсовой темой ярко контрастируют разнообразные по содержанию эпизоды, то светлые и грандиозные, то взволнованно-драматические. Главная тема повторяется многократно, образуя форму рондо. Удивительно изящна инструментовка этого произведения. Преобладание струнной группы придаёт всему симфоническому произведению лёгкость, полётность, прозрачность, неповторимое очарование мечты. Впервые в русской музыке на основе бытового танца возникло развернутое симфоническое произведение, отражающее многообразные оттенки душевных переживаний.

9 Увертюры

Увертюры

Осенью 1845 года Глинкой была создана увертюра "Арагонская хота". В письме Листа к В.П. Энгельгардту мы находим яркую характеристику этого произведения: "...мне очень приятно... сообщить Вам, что "Хоту" только что исполняли с величайшим успехом... Уже на репетиции понимающие музыканты... были поражены и восхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством! Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом... какие тонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какая увлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливые неожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!" Окончив работу над "Арагонской хотой", Глинка не торопится приняться за следующее сочинение, а целиком посвящает себя дальнейшему углублённому изучению народной испанской музыки. В 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась ещё одна увертюра на испанскую тему - "Ночь в Мадриде".

10 Неувядающе-прекрасные образцы симфонической музыки

Неувядающе-прекрасные образцы симфонической музыки

Итог.

В своём «Вальсе-фантазии», «Камаринской», увертюрах и балетных сценах обеих опер Глинка создал неувядающе-прекрасные образцы симфонической музыки, выросшей из бытовых танцев. Почин его продолжили русские композиторы: Чайковский, Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, а в наши дни многие советские композиторы.

11 Автор проекта

Автор проекта

Погодина Ирина Петровна, преподаватель высшей категории. Автор статей – «Концертная деятельность школьников. Виды школьных концертов.», «Слушание музыки – как необходимый предмет для изучения в школе – искусств».

«Произведения Глинки»
http://900igr.net/prezentatsii/muzyka/Proizvedenija-Glinki/Proizvedenija-Glinki.html
cсылка на страницу
Урок

Музыка

26 тем
Слайды
Презентация: Произведения Глинки.ppt | Тема: Глинка | Урок: Музыка | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по музыке > Глинка > Произведения Глинки.ppt