Политика Скачать
презентацию
<<  Уровни организации политики Политическая система  >>
Человеческое измерение политики
Человеческое измерение политики
Гуманизм политики
Гуманизм политики
Принцип гуманизма
Принцип гуманизма
Нравственность и мораль
Нравственность и мораль
Что такое «совесть»
Что такое «совесть»
Мораль и политика
Мораль и политика
Различия
Различия
4 подхода к отношениям политики и морали
4 подхода к отношениям политики и морали
Морализаторский подход
Морализаторский подход
Русский религиозный философ
Русский религиозный философ
Политика вне морали
Политика вне морали
Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли
Политика
Политика
Компромиссный подход
Компромиссный подход
Проблема институционализации нравственных требований
Проблема институционализации нравственных требований
Что такое «права человека»
Что такое «права человека»
Неотъемлемые свободы
Неотъемлемые свободы
Марек Новицкий
Марек Новицкий
Из лекции Марека Новицкого
Из лекции Марека Новицкого
Синтетическое определение
Синтетическое определение
Повсеместное признание
Повсеместное признание
Откуда берется право
Откуда берется право
Права человека
Права человека
Первое поколение прав человека
Первое поколение прав человека
Право на жизнь и свободу
Право на жизнь и свободу
Политические права и свободы
Политические права и свободы
Пикет на Невском
Пикет на Невском
Позитивная концепция свободы
Позитивная концепция свободы
Право на достойную жизнь
Право на достойную жизнь
Права солидарности
Права солидарности
Права народов
Права народов
Права маргинальных групп
Права маргинальных групп
Проблемы с третьим поколением
Проблемы с третьим поколением
Международная система защиты прав человека
Международная система защиты прав человека
Депутат и правозащитник
Депутат и правозащитник
Вредные вопросы
Вредные вопросы
Национально-культурная специфичность
Национально-культурная специфичность
Цельс Авл Корнелий
Цельс Авл Корнелий
Понятие власти
Понятие власти
Вид Енисея
Вид Енисея
Слайды из презентации «Измерение политики» к уроку обществознания на тему «Политика»

Автор: Оленька. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Измерение политики.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 1544 КБ.

Скачать презентацию

Измерение политики

содержание презентации «Измерение политики.ppt»
СлайдТекст
1 Человеческое измерение политики

Человеческое измерение политики

Права человека.

А.Ю.Сунгуров Введение в специальность Лекция 7.

2 Гуманизм политики

Гуманизм политики

Изучение политики служит не только абстрактно-познавательной задаче – получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. Вторая задача - придание политике гуманистической ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества. (В.П.Пугачев, А.И.Соловьев, Введение в политологию, М., 1995)

3 Принцип гуманизма

Принцип гуманизма

Предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремление к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности

4 Нравственность и мораль

Нравственность и мораль

Гуманизм в форме идей человеколюбия оказывает свое влияние на общество и политику через мораль и право. Мораль основывается на определенном понимании смысла существования, цели и предназначении человека. Нравственное поведение отличается бескорыстностью, высокогуманной мотивацией Влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть.

5 Что такое «совесть»

Что такое «совесть»

Совесть – это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом Совесть превращает индивида из стадного животного или высокоразумной машины, робота в Человека. Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными механизмами регуляции поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики

6 Мораль и политика

Мораль и политика

общее.

Главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя она часто очень далека от выполнения этих задач. Политика возникает из регулятивной недостаточности морали, как ее специфическое дополнение. Политика выступает формой объективизации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля. Так, суд выполняет функцию угрызений совести.

7 Различия

Различия

Мораль и политика: различия.

В основе морали – ценности, а в основе политики – интересы. Требования морали – абстрактно-нормативны, а политики – конкретны. Политика направлена по вне и целесообразна, ориентирована на достижение цели Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков Мораль всегда индивидуальна, политика носит групповой характер Политика ситуативна, требования морали – универсальны Политика - опора на силу, мораль – на санкции совести .

8 4 подхода к отношениям политики и морали

4 подхода к отношениям политики и морали

Морализаторский подход. Политика вне морали – они автономны. (Николо Макиавелли) Политика – это зло. Непримиримые противоположности – Бакунин, марксисты, Бердяев. Компромиссный подход. Этика ответственности и этика убеждений М.Вебера.

9 Морализаторский подход

Морализаторский подход

1. Морализаторский подход.

«Как нравственность христианская имеет в виду существование царства Божия внутри отдельного человека, так Христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего человечества, как целого, состоящего из больших частей – народов, племен и государств» В.С.Соловьев. Сочинения. В 2 т. Т.1 М., 1989. С.59

10 Русский религиозный философ

Русский религиозный философ

В.С.Соловьев – русский религиозный философ.

11 Политика вне морали

Политика вне морали

2. Политика вне морали.

Политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. Мораль – дело гражданского общества, личной ответственности. Политика же – область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности. Н.Макиавелли, ставя в центр проблему эффективности политики, все же сохранял как регулятор частной жизни политиков, а также как благородную цель, оправдывающую безнравственные способы ее достижения. Крайний случай - В.И.Ленин: «Морали в политике нет, а есть только целесообразность»

12 Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли

(1469, Флоренция – 1527, Флоренция) – итальянский политический деятель, мыслитель, существенно повлиявший на развитие политической философии

13 Политика

Политика

– это зло, как противоположность морали.

М.А.Бакунин: «Политика и ее главный носитель – государство именно и значит – насилие, господство посредством насилия, замаскированного и откровенного» Н.А.Бердяев: У меня отвращение к «политике», которая есть самая зловещая форма объективизации человеческого существования, выбрасывания его вовне. Она всегда основана на лжи…Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитарный нарост, высасывающий кровь из людей»

14 Компромиссный подход

Компромиссный подход

4. Компромиссный подход. Этика ответ-ственности и этика убеждений М.Вебера.

Исходит из необходимости воздействия нравственности на политику, учитывающего специфику последней. «Именно специфическое средство легитимного насилия… в руках человеческих союзов о обусловливает особенность всех этических проблем политики» М.Вебер. Избранные произведения, с. 701.

15 Проблема институционализации нравственных требований

Проблема институционализации нравственных требований

Законы, «правила игры» должны учитывать человеческую натуру Постановка нравственных целей Выбор адекватным им и реальной ситуации методов и средств Учет в процессе деятельности моральных принципов Обеспечение эффективности политики Главное направление институционализации сегодня – Права человека.

16 Что такое «права человека»

Что такое «права человека»

П.Ч. - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной и политической и культурных сферах. П.Ч. носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление ПЧ – один из основных признаков гражданского общества и правового государства. (Российская юридическая энциклопедия, М., 1999)

17 Неотъемлемые свободы

Неотъемлемые свободы

Права человека - это.

неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения. Основное понятие естественного права. П.ч. объединяют гражданские права и политические свободы, экономические, социальные и культурные права, а также права целых сообществ (дети, нацменьшинства, народы и т.д) (Политологический словарь, М, 1993) "Права человека - права, принадлежащие индивиду вследствие того, что он является человеком. Они соотносятся с широким континуумом ценностей, и в некотором смысле равно присущи всем человеческим существам«. (Британская энциклопедия, т.6, 1998)

18 Марек Новицкий

Марек Новицкий

– польский физик, активист «Солидарно-сти», правозащит-ник, педагог.

19 Из лекции Марека Новицкого

Из лекции Марека Новицкого

Термин "Права человека" относятся только к взаимоотношениям между человеком и государством. Наличие у человека определенного "права" означает, что у власти есть соответствующая обязанность обеспечить реализацию этого права. Наличие у человека конкретной "свободы" ( в контексте "права и свободы человека") означает, что у этого человека есть такая область в его жизни, в которую представители власти не должны вмешиваться. В основе концепции прав человека лежит понятие человеческого достоинства., которое присуще каждому человеку и не зависит от образа его жизни (личное достоинство, напротив, зависит от образа жизни человека и его поведения) Можно сказать также, что права человека - это характеристика соотношения общество-власть.

20 Синтетическое определение

Синтетическое определение

"Права человека - это понятие, тесно связанное с понятием свободы, понятие, отражающее как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. Права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек-государство и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком"

21 Повсеместное признание

Повсеместное признание

Существования у человека некой совокупности «естественных прав» (human rights), которых его никто не может лишить никаким законом (law) Пришло после II мировой войны, когда надо было определить, на каком основании надо казнить фашистских руководителей. Они же не нарушали никаких законов, а новые, «людоедские» принимали абсолютно законным способом. Это выявило ущербность чисто позитивистской трактовки права

22 Откуда берется право

Откуда берется право

Право, будучи наукой о добре и справедливости, призвано быть основанием для отличия дозволенного от недозволенного (Цельс) Право как совокупность законов, существующих в данной стране (позитивистская концепция) Естественное право - как сумма требований, рожденных объективными условиями жизни, естественным ходом вещей

23 Права человека

Права человека

поколения и типы.

Первое поколение: личные, гражданские и политические Второе поколение: социально-экономические - 50-60 годы ХХ века Третье поколение - «право народов на достойную жизнь и развитие» - 70-80-е годы ХХ века Права индивидуальные и коллективные

24 Первое поколение прав человека

Первое поколение прав человека

(начиная с эпохи буржуазных революций; но: система стратегий исключения) Негативная концепция свободы = отсутствие принуждения 1. Ограничение вмешательства со стороны государства с помощью правовых и институциональных механизмов 2. Установление равных для всех и всем известных правовых границ реализации прав и свобод; беспристрастное рассуживание споров о правах

25 Право на жизнь и свободу

Право на жизнь и свободу

(Абсолютные права).

1. Личные права и свободы: право на жизнь, на свободу и неприкосновенность личности, на тайну частной жизни, на защиту чести, на свободу передвижений и выбор места жительства, свобода совести, свобода мнений

26 Политические права и свободы

Политические права и свободы

2. Политические права и свободы: свобода слова и право на информацию, избирательные права, свобода ассоциаций, свобода митингов и демонстраций, свобода обращений 3. Экономические права: право частной собственности, свобода предпринимательства, свобода распоряжаться своей рабочей силой, свобода контракта.

27 Пикет на Невском

Пикет на Невском

у Гостиного, 20 августа 1991 г.

28 Позитивная концепция свободы

Позитивная концепция свободы

Второе поколение прав человека.

(конец XIX – вторая половина ХХ века) Позитивная концепция свободы = реальная возможность осуществить свою волю наравне с др. людьми Возложение на государство и др. агентов обязанности обеспечить материальные условия для равной реализации некоторых экономических, социальных и культурных прав Аккумуляция ресурсов Распределение ресурсов = ДИСТРИБУТИВНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

29 Право на достойную жизнь

Право на достойную жизнь

(Относительные права).

Экономические права: право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др. Социальные и культурные права: право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на жилище, на образование, на доступ к культурным ценностям и др.

30 Права солидарности

Права солидарности

Третье поколение прав человека.

(конец ХХ века - ?) «Права солидарности» ??? = права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определенной группе ИЛИ Коллективные права ??? = права, которые могут осуществляться не отдельными людьми, а коллективом, общностью, нацией

31 Права народов

Права народов

1. Права народов»:

(По аналогии с правами индивидов?) Право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими природными ресурсами, на благоприятную окружающую среду, на равноправие с др. Народами, на развитие и др.

32 Права маргинальных групп

Права маргинальных групп

2.Права маргинальных групп.

Которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными возможностей по осуществлению общих прав и свобод: права детей, женщин, молодежи, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей расовых и национальных меньшинств и др.

33 Проблемы с третьим поколением

Проблемы с третьим поколением

Кто является субъектом прав человека – исключительно индивиды или индивиды и группы? Могут ли права народов рассматриваться по аналогии с правами человека? Являются ли права человека универсальными или культурно-особенными, отражающими специфический опыт западных стран? Должна ли в вопросах, связанных с правами человека, учитываться культурная специфика конкретных стран и групп? Правомерна ли «позитивная дискриминация», т.е. предоставление дополнительных возможностей для реализации своих прав группам, которые находятся в наименее благоприятных условиях? Не является ли она нарушением самой идеи прав человека?

34 Международная система защиты прав человека

Международная система защиты прав человека

Глобальная: Система ООН, Декларация и Протоколы, Комитет и комиссии. Трансрегиональные: Европейская конвенция, Совет Европы и Суд в Страсбурге; Американские, африканские, азиатские аналоги. Проблема: Ислам и права человека Региональные: ОБСЕ, Совет Балтийского моря, Северные страны, Вышеградская группа Двусторонние соглашения. Наконец, Международная солидарность неправительственных организаций

35 Депутат и правозащитник

Депутат и правозащитник

Вяч. Пайдоверов, депутат и правозащитник из Йошкар-Олы и Л.М.Алексеева, Председатель МХГ, 4 ноября 2001 г.,

36 Вредные вопросы

Вредные вопросы

«Вредные вопросы» о правах человека.

Можно ли говорить о том, что права человека - едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национально-культурная специфика в их понимании? Если - едины, то как это согласуется с представлениями Монтескье "О духе законов"? И не является ли такой подход европо-центрстским "прогрессорским" подходом ("мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья"). И не является ли это трансформацией колонизаторского подхода? Если едины, то тогда оправданы гуманитарные интервенции, но опыт Косова указывает на сомнительную эффективность такого подхода.

37 Национально-культурная специфичность

Национально-культурная специфичность

«Вредные вопросы»-2.

Если все же существует национально-культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарно/тоталитарных режимов? Возможно, имеет смысл говорить о применимости понятия "права человека" лишь к конкретному историческому времени, но кто его может точно определить для конкретных регионов и/или социальных групп? Не используется ли иногда концепция единых прав человека для прикрытия экспансионистских действий, совершаемых исходя из геополитических интересов отдельных стран? Как вообще соотносятся представления геополитики и концепция соблюдения прав человека?

38 Цельс Авл Корнелий

Цельс Авл Корнелий

Мы коснулись сегодня таких имен, как:

Цельс Авл Корнелий (ок. 25 г. до н.э.-ок.50 г.н.э) Николо Макиавелли (1469-1527) Шарль Луи Монтескье (1689-1755) Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) Макс Вебер (1864 – 1920) Владимир Ильич Ленин (1870-1924) Николай Александрович Бердяев (1874-1943) Людмила Михайловна Алексеева (род. 1927 г.) Марек Новицкий (1947-2003) Вячеслав Александрович Пайдоверов (1961-2001)

39 Понятие власти

Понятие власти

Человеческое измерение политики и Немного коснулись концепции Прав Человека Темой следующей лекции будет одно из центральных понятий политологии – Понятие ВЛАСТИ.

Итак, мы рассмотрели сегодня

40 Вид Енисея

Вид Енисея

И, в заключение – вид Енисея зимой.

«Измерение политики»
http://900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/Izmerenie-politiki/Izmerenie-politiki.html
cсылка на страницу
Урок

Обществознание

83 темы
Слайды
Презентация: Измерение политики.ppt | Тема: Политика | Урок: Обществознание | Вид: Слайды