История психологии Скачать
презентацию
<<  История психологии как науки Средневековая психология  >>
История психологии
История психологии
Первые представления о душе
Первые представления о душе
Первые научные представления о душе
Первые научные представления о душе
Античная философия
Античная философия
Ряд представлений о природе
Ряд представлений о природе
Определяющее воздействие
Определяющее воздействие
Восточная философская мысль
Восточная философская мысль
Психологические идеи античности
Психологические идеи античности
Положения материалистического учения
Положения материалистического учения
Учение о душе в античной философии
Учение о душе в античной философии
Атомистический материализм
Атомистический материализм
Античный атомистический материализм
Античный атомистический материализм
Стоики
Стоики
Психологическое учение о душе
Психологическое учение о душе
Учение о душе
Учение о душе
Лукреций
Лукреций
Учение о познании
Учение о познании
Учение Демокрита
Учение Демокрита
Теория Демокрита
Теория Демокрита
Мышление
Мышление
Внешнее и внутреннее мышление
Внешнее и внутреннее мышление
Проблема чувств
Проблема чувств
Чувства
Чувства
Чувства целиком зависят от разума
Чувства целиком зависят от разума
Классы аффектов
Классы аффектов
Стадии нарастания аффективного состояния
Стадии нарастания аффективного состояния
Аффект
Аффект
Рецептура по борьбе с аффектами
Рецептура по борьбе с аффектами
Проблема воли и характера
Проблема воли и характера
Эпикур
Эпикур
Диалектическая концепция соотношения свободы воли
Диалектическая концепция соотношения свободы воли
Вера стоиков
Вера стоиков
Формирование характера
Формирование характера
Вопросы
Вопросы
Слайды из презентации «История становления психологии» к уроку психологии на тему «История психологии»

Автор: Lada. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «История становления психологии.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 403 КБ.

Скачать презентацию

История становления психологии

содержание презентации «История становления психологии.ppt»
СлайдТекст
1 История психологии

История психологии

лекция 2.

Античность

2 Первые представления о душе

Первые представления о душе

Система первобытных верований Мифология Художественное народное творчество Религия Специфичны по способу получения, по форме воплощения, по своему назначению - утилитарность

3 Первые научные представления о душе

Первые научные представления о душе

Направлены на объяснение души и ее функций Возникли в древней философии как учение о душе первая форма знаний, в системе которой начали развиваться психологические представления Являлись «первой научной гипотезой древнего человека… которой мы сейчас обязаны существованием нашей науки» Л.С. Выготский

4 Античная философия

Античная философия

Психологические проблемы- часть философии как способа рационального объяснения мира Древняя Греция, Рим Древняя Индия и Китай Проблема преемственности в развитии психологических знаний, взаимовлияния, взаимодействия

5 Ряд представлений о природе

Ряд представлений о природе

Античная философия.

Ряд представлений о природе и психике созвучны в философских школах древней Греции, Индии и Китая Поиск первоначал, первооснов природных явлений Понимание души как источника движения Приписывание психического всей физической природе Идея переселения души

6 Определяющее воздействие

Определяющее воздействие

Античная философия.

Определяющее воздействие на развитие европейской культуры оказала философия Древней Греции. Психологические представления западно-европейской мысли берут свое начало в Античности «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений» (Ф. Энгельс) Сложились классические формы философии, гармонично сочетавшие мировоззренческие этические, онтологические, гносеологичекие аспекты. Связаны с науками, направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума

7 Восточная философская мысль

Восточная философская мысль

Античная философия.

Восточная философская мысль Глубина Духовность Представления о человеке Путях его совершенствования Проблема синтеза идей 19-20 век – К.Г. Юнг (архетипы коллективного бессознательного), Э. Фромм Современность – психологические идеи в буддизме. Методика прогрессивной релаксации Джейкобсона, АТ

8 Психологические идеи античности

Психологические идеи античности

Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с идеями полноты жизни как гармонии телесных и духовных сторон, культом живого, здорового и прекрасного тела, любви к земной жизни. интеллектуализма, преклонения перед разумом

9 Положения материалистического учения

Положения материалистического учения

Основные положения материалистического учения о душе в античной философии.

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии (6 в.до н.э.) Фалес (вода), Анаксимандр, Анаксимен (воздух), Гераклит (огонь-Логос, разум)– учение о 4-х стихиях, лежащих в основе всего сущего Гераклит – Логос (огонь) это закон, который, несмотря на изменения, оставляет строй целого неизменным. Душа- часть божественного огня, которая продолжает существовать и после выхода из тела (смерти)

10 Учение о душе в античной философии

Учение о душе в античной философии

Эмпедокл – учение о двух силах, управляющих смешением и разделением элементов мира Связующая – Любовь Разъединяющая –Ненависть Из 4-х элементов образуют весь мир З.Фрейд – соответствие психоаналитической теории о двух первоначальных инстинктах –стремление к Эросу и стремление к деструктивности (Танатосу), которые направляют жизнь отдельного человека и развитие культуры в целом. Психоаналитическая концепция – основа творчества многих художников и писателей 20в.

11 Атомистический материализм

Атомистический материализм

Учение о душе в античной философии.

Атомистический материализм – вершина античного материализма (Демокрит, Левкипп 5 в. до н.э.) Эпикур (4-3 в. До н.э.) Лукреций, стоики (3 в. До н.э.) в связи с изменением исторической ситуации акценты смещались с анализа природы вещей (Демокрит) на анализ проблемы самого человека (Эпикур) и решение личностью нравственных задач (стоики) согласно стоикам, лишь путем сосредоточения на своей внутренней жизни можно обрести свободу и независимость от внешнего мира

12 Античный атомистический материализм

Античный атомистический материализм

Демокрит: сущее - 2 начала - бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Все состоит из атомов Все качества (вкус, цвет) возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов Эпикур: идея самопроизвольного и спонтанного отклонения атомов, т.е. наличие в самой материи источника ее движения

13 Стоики

Стоики

Античный атомистический материализм.

Стоики: учение о стадиях эволюции мира. Вселенная как разум. Идея мирового цикла. Жизнь мира состоит из мировых циклов, которые бесконечно повторяются Над миром властвуют два начала- закономерность, с которой следуют возникновение и уничтожение, и рок, или судьба, как их проявление в единичной человеческой жизни

14 Психологическое учение о душе

Психологическое учение о душе

Античный атомистический материализм.

На основе физических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения

15 Учение о душе

Учение о душе

Душа - причина движения тела, продукт организации тела, не существует вне тела. Материализация души – душа не только рассматривается в единстве с телом (в этом состоит признак всякого материалистического представления о душе) - она но сама является телом Аргумент- если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслится как материальный процесс по типу толчка Идея панпсихизма

16 Лукреций

Лукреций

Учение о душе.

Эпикур, Лукреций, стоики – продолжили разработку идеи Демокрита о душе Эпикур - душу имеют только те существа. Которые моут ощущать Стоики - 8 частей души: Управляющее начало (разум , инстинкт)- ведущая часть дущи, и 7 подчиненных ему: 1) зрение, 2) обоняние, 3) вкус, 4) слух, 5) осязание, 6) воспроизводящая часть, 7) голос и органы речи

17 Учение о познании

Учение о познании

В античном материализме различается 2 вида познания – ощущение(восприятие) и Мышление Ощущения не возникают из ничего и не обманывают. Ошибки – от вмешательства разума (Эпикур) Чувственное познание, «темное», ограниченное, т.к. не может проникнуть в суть вещей (Демокрит)

18 Учение Демокрита

Учение Демокрита

Учение о познании.

Учение Демокрита об ощущении содержит противоречие - в противопоставлении того, что существует «поистине» (объективно) и только «в общем мнении»(чувственные качества) Философская проблема первичных и вторичных качеств, развитая в Новое Время (Локк, 17 в.) Восприятие- естественный физический процесс. Образ возникает без участие субъекта и лишь улавливается им (мы видим посредством вхождения в нас идолов-образов) Образы могут восприниматься любыми частями тела

19 Теория Демокрита

Теория Демокрита

Учение о познании.

Теория Демокрита- наивный способ решить проблему процесса восприятия, но важно, что она сделана с материалистических позиций. Эпикур – целостная природа восприятия: все чувственные качества улавливаются не отдельно, а в сопровождении с целым (гештальт?) Лукреций – останавливался на некоторых вопросах восприятия – силе воздействия, способной производить ощущения, восприятии расстояния. С его т.зр., чувства дают истинное познание Стоики – при рождении управляющая часть души - «Tabula rasa», готовая воспринять любые записи

20 Мышление

Мышление

Учение о познании.

Мышление- продолжение ощущения, светлый род познания (Демокрит) Мышление - дает знание общего в виде понятий, или общих представлений, в этом его преимущество перед ощущениями, которые дают единичные представления Процесс познания понимается как неразрывный процесс от чувственной ступени к мышлению. Их механизмы сходны. Оба возникают потому, что извне приходят образы

21 Внешнее и внутреннее мышление

Внешнее и внутреннее мышление

Учение о познании.

Стоики – внешнее и внутреннее мышление Внутренний разум – способность следить за соотношением вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее поведение. Образуется на основе восприятия Внешнее мышление, или речь – речевое мышление, превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение анализ слова как явления языка Различие обозначаемого, обозначающего и объекта. начало учения о слове и его происхождении (этимология). проблема значения слова

22 Проблема чувств

Проблема чувств

в античной психологии.

Чувства в атомистической психологии рассматривались в связи с этическими проблемами как основание этики. удовольствие-неудовольствие как показатели полезного и вредного (Демокрит). Это критерии решения относительно того, к чему стремиться и чего избегать Цель- спокойное расположение духа, безмятежное состояние души, свободной от страстей. Достигается, если сделать свои удовольствия независимыми от преходящих вещей, через умеренность и гармоническую жизнь

23 Чувства

Чувства

Проблема чувств в античной психологии.

Чувства- помеха (Эпикур), для достижения удовлетворенного состояния нужно избегать душевных забот. Цель жизни- разумное удовольствие, свобода от неудовольствия, телесных страданий и душевных тревог Главные чувства, нарушающие спокойствие духа, от которых он призывал освободиться: Страх смерти Страх перед богами Способ победы над ними – теоретическое познание

24 Чувства целиком зависят от разума

Чувства целиком зависят от разума

Проблема чувств в античной психологии.

Лукреций – чувства целиком зависят от разума, иначе они вводят человека в заблуждение Стремления + чувствования = аффекты Аффекты – чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души. Связанные с неправильным представлением о вещах Желание- неразумное стремление или поиски ожидаемого блага Удовольствие- неразумное возбуждение от наличного блага Скорбь- неразумное душевное сжатие от наличного зла

25 Классы аффектов

Классы аффектов

Проблема чувств в античной психологии.

26 аффектов (стоики), классы аффектов Удовольствие (радость, наслаждение, веселость) Неудовольствие (печаль, страдание) и его разновидности (обида, сострадание, зависть, уныние, печаль, горе и дт.) Желание – потребность, ненависть, гнев, любовь, злоба, досада) Страх (боязнь, нерешительность, стыд, испуг, потрясение, беспокойство)

26 Стадии нарастания аффективного состояния

Стадии нарастания аффективного состояния

Проблема чувств в античной психологии.

Три стадии нарастания аффективного состояния Под влиянием внешних воздействий наступают физиологические изменения в организме; аффекты телесны и без телесных изменений нет аффектов Непроизвольно возникающее мнение о том, что произошло и как нужно реагировать. Это психический, но непроизвольный компонент Вмешательство разума разум не дает влечению превратиться в аффект (на основе сужения о ценности происходящего с т.зр. добра и зла) разум дает неправильное суждение и аффект возникает

27 Аффект

Аффект

Проблема чувств в античной психологии.

Аффект имеет свое основание в неправильном суждении – ошибка разума. Его возникновение или невозникновение зависит от разума. При отсутствии разума аффектов нет – есть естественные влечения (дети, животные, слабоумные) Стоики: Отрицательное отношение к аффектам+ наличие добрых страстей (радость, осторожность, воля) Радость (разумное возбуждение) – наслаждение Осторожность(разумное уклонение) – страх Воля (разумное возбуждение)- желание

28 Рецептура по борьбе с аффектами

Рецептура по борьбе с аффектами

Проблема чувств в античной психологии.

Рецептура по борьбе с аффектами (стоики) Не дать аффекту принять внешнее выражение, бороться с внешним проявлением страстей. Внешнее выражение укрепляет аффект Не преувеличивать аффект воображением Не спешить с одобрением аффекта «оттянуть последний этап нарастания аффекта» (досчитать до 10) и создать расстояние между аффектом и деятельностью в направлении аффекта Отвлечься на воспоминания другого рода, например, при страхе вспоминать примеры мужества и выдержки Разоблачить действия, на которые толкает аффект

29 Проблема воли и характера

Проблема воли и характера

в античной психологии.

Проблема воли разрешается на основе учения о необходимости и случайности «ничто не происходит случайно, есть некоторая определенная причина для всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно и случайно» Демокрит Все существующее в мире подчинено необходимости. Жесткий детерминизм Движение души всецело обусловлено извне Отрицание свободы

30 Эпикур

Эпикур

Проблема воли и характера в античной психологии.

Эпикур - каждый человек наделен свободой воли Он находится не только под воздействием внешних сил, но и является активным действующим субъектом, смеющимся над судьбой, исполняющим намерения и достигающим блага при жизни

31 Диалектическая концепция соотношения свободы воли

Диалектическая концепция соотношения свободы воли

Проблема воли и характера в античной психологии.

Лукреций: диалектическая концепция соотношения свободы воли и необходимости Стоики: поскольку все в действительности подчиняется закономерности, происходящее с отдельным человеком разум воспринимает как необходимое и естественное неумолимое действие объективных обстоятельств. Человеку остается добровольно принимать предписанной судьбой. В этом следовании необходимости заключается свобода – подчинение осознанной необходимости соединяются с утверждением чувства внутренней свободы, которое и делает человека способным отстаивать себя вопреки обстоятельствам (идея, развитая далее в христианстве)

32 Вера стоиков

Вера стоиков

Проблема воли и характера в античной психологии.

Вера стоиков в силу души перед судьбой – уважение к сильному характеру Характер – это определенность, печать своеобразия, которая отличает поступки одного человека от другого и вызывает специфическое отношение человека к миру, себе и другим людям Наиболее ценные черты характера: мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость Характер основывается на мировоззрении (представлении о благе, зле и безразличном)

33 Формирование характера

Формирование характера

Проблема воли и характера в античной психологии.

Формирование характера- через закаливание духа долгими упражнениями, совершение поступков и наблюдение на поступками героев и размышлением над ними Любой человек способен воспитать в себе сильный характер Человек в философии стоицизма – свободное существо, действующее в соответствии с долгом. Идеал человека – независимость от внешних обстоятельств, автономность, самодостаточность

34 Вопросы

Вопросы

к семинарскому занятию по теме № 2 (самостоятельная проработка).

Идеалистическая психология Платона Учение Аристотеля о душе Учение античных врачей Психологические идеи Древней Индии и Древнего Китая

«История становления психологии»
http://900igr.net/prezentatsii/psikhologija/Istorija-stanovlenija-psikhologii/Istorija-stanovlenija-psikhologii.html
cсылка на страницу
Урок

Психология

41 тема
Слайды
Презентация: История становления психологии.ppt | Тема: История психологии | Урок: Психология | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по психологии > История психологии > История становления психологии.ppt