Психические процессы Скачать
презентацию
<<  Восприятие Восприятие в психологии  >>
Свойства восприятия
Свойства восприятия
Восприятие – это
Восприятие – это
Немного физиологии
Немного физиологии
Закономерность
Закономерность
Последовательность
Последовательность
Движение глаз…
Движение глаз…
Избирательность (1)
Избирательность (1)
Избирательность (2)
Избирательность (2)
Избирательность (3)
Избирательность (3)
Точки максимальной кривизны
Точки максимальной кривизны
Реакция на движение
Реакция на движение
Целостность
Целостность
Запоминаемость
Запоминаемость
Рисунок А.В. Кокорина
Рисунок А.В. Кокорина
Константность (1)
Константность (1)
Константность (2)
Константность (2)
Константность (3)
Константность (3)
Соотносительность (1)
Соотносительность (1)
Соотносительность (2)
Соотносительность (2)
Пример соотносительности
Пример соотносительности
Иллюзорность
Иллюзорность
Графические иллюзии
Графические иллюзии
Ассоциативность
Ассоциативность
Выразительность линий
Выразительность линий
Элементы выразительности (1)
Элементы выразительности (1)
Элементы выразительности (2)
Элементы выразительности (2)
Образность
Образность
Подводя итоги
Подводя итоги
Спасибо
Спасибо
Слайды из презентации «Свойства восприятия» к уроку психологии на тему «Психические процессы»

Автор: trukikoda. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Свойства восприятия.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 241 КБ.

Скачать презентацию

Свойства восприятия

содержание презентации «Свойства восприятия.ppt»
СлайдТекст
1 Свойства восприятия

Свойства восприятия

Тема №6. Теория

2 Восприятие – это

Восприятие – это

Процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительнос-ти в ходе их непосредственного воз-действия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.

3 Немного физиологии

Немного физиологии

Зрительное восприятие на 90% обеспечивает человека всей получаемой информацией. Визуальные образы "интернациональны", они позволяют легко преодалевать языковой барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чемлюбой другой; нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде образов.

4 Закономерность

Закономерность

Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково, - следовательно, существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них.

5 Последовательность

Последовательность

При рассмотрении объектов зрачок всё время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся. Глаз устроен так, что за один раз позволяет обозначить только один образ, затем переходит к следующему и т.д., то есть человек смотрит последовательно. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.

6 Движение глаз…

Движение глаз…

отражает работу мысли. пример траектории движения зрачка при рассматривании профиля Нефертити

7 Избирательность (1)

Избирательность (1)

Наше восприятие проявляет определенные предпочтения: не все привлекает наши чувства и ум в одинаковой степени. Это основное правило необходимо знать каждому дизайнеру, чтобы, манипулируя психофизиологическими механизмами, лежащими в основе избирательности восприятия, возбуждать эстетические переживания.

8 Избирательность (2)

Избирательность (2)

Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение человека или животного. Лица людей на картине знчат больше, чем фигуры, а главные элементы, фиксируемые на лице, - глаза, нос, губы. Для опознания фигуры наиболее важны точки максимальной кривизны, в которых зрачок останавливается и меняет направление.

9 Избирательность (3)

Избирательность (3)

Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Этот прием использовался в народном творчестве при вышивке крестом и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты, по тому же принципу рисуются пиктограммы.

10 Точки максимальной кривизны

Точки максимальной кривизны

Рисунки с резкими изломами линий

11 Реакция на движение

Реакция на движение

Зрительный аппарат устроен так, что при появлении в поле зрения движущегося объекта взгляд почти мгновенно, через 150-170 миллисекунд, переводится на него и затем безошибочно отслеживает движение.

12 Целостность

Целостность

Человек способен воспринимать как части, так и все изображение в целом одновременно. Информация о форме объекта, цвете, яркости и т.д. сливается воедино в некий определённый образ. Это свойство лежит в основе построения любой композиции.

13 Запоминаемость

Запоминаемость

Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 7+2. При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций не забывайте об этом свойстве восприятия.

14 Рисунок А.В. Кокорина

Рисунок А.В. Кокорина

Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию, закройте глаза и попробуйте воспроизвести увиденные

15 Константность (1)

Константность (1)

Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий.

16 Константность (2)

Константность (2)

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист.

17 Константность (3)

Константность (3)

Константность восприятия не наследственное качество, оно формируется в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными).

18 Соотносительность (1)

Соотносительность (1)

особенность восприятия, которая выражается в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький. Следует поместить его в какую-то среду, окружить другими предметами, сопоставить размеры с известными размерами прочих объектов.

19 Соотносительность (2)

Соотносительность (2)

Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения. Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности изображения при использовании ограниченного числа красок: темное на светлом фоне кажется более темным и наоборот, контраст цветов усиливает их звучание. Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к ошибкам глазомера и возникновению разного рода иллюзий.

20 Пример соотносительности

Пример соотносительности

Восприятие объекта в зависимости от окружения

21 Иллюзорность

Иллюзорность

обманчивость зрительного восприятия. Причина оптической иллюзии лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях строения глаза, и является следствием несовершенства органов чувств. Наблюдаемые объекты проецируются на сферические сетчатые оболочки глаз человека, которые у всех людей устроены примерно одинаково, поэтому оптические иллюзии закономерны и объективны.

22 Графические иллюзии

Графические иллюзии

Иллюзия стрелок Мюллера-Лиера а - отрезок поделён на две равные части; б - правая часть отрезка короче левой на 25%

23 Ассоциативность

Ассоциативность

устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствии чего одно из них вызывает другое, третье и т.д. При разглядывании различных линий возникают различные, вполне определенные чувства и ассоциации. Разные формы линий, их направление - это элементы выразительности:

24 Выразительность линий

Выразительность линий

25 Элементы выразительности (1)

Элементы выразительности (1)

Горизонтальные линии символизируют основательность, спокойствие, тишину; вертикальные - передают стремление вверх, рост, торжественность; спиральные - характеризуют вращательное движение, развитие;

26 Элементы выразительности (2)

Элементы выразительности (2)

Ломаные - ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью; волнообразные - выражают движение на различных скоростях; наклонные: восходящие, или активные, - ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом; нисходящие, или пассивные, - вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие.

27 Образность

Образность

основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интелект (тест Роршаха в психодиагностике).

28 Подводя итоги

Подводя итоги

Учитывая особенности восприятия и соблюдая определенные правила, дизайнер все же в первую очередь должен руководствоваться творческими критериями.

29 Спасибо

Спасибо

«Свойства восприятия»
http://900igr.net/prezentatsii/psikhologija/Svojstva-vosprijatija/Svojstva-vosprijatija.html
cсылка на страницу
Урок

Психология

41 тема
Слайды
Презентация: Свойства восприятия.ppt | Тема: Психические процессы | Урок: Психология | Вид: Слайды