Религия Скачать
презентацию
<<  Религия в России Возникновение религии  >>
Сибирский федеральный университет
Сибирский федеральный университет
История религии
История религии
УДК 26 ББК 86
УДК 26 ББК 86
Оглавление
Оглавление
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 1. Религиоведение как наука
Тема 2. Предмет и методы истории религии
Тема 2. Предмет и методы истории религии
История религии как составная часть религиоведения дает картину
История религии как составная часть религиоведения дает картину
Методы истории религии:
Методы истории религии:
Тема 2. Предмет и методы истории религии
Тема 2. Предмет и методы истории религии
Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований
Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований
В зависимости от объекта поклонения религии делят: на монотеизм
В зависимости от объекта поклонения религии делят: на монотеизм
Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Фетишизм – это вера в сверхъестественные свойства некоторых
Фетишизм – это вера в сверхъестественные свойства некоторых
Анимизм – представления о населенности мира духами вещей, о наличии
Анимизм – представления о населенности мира духами вещей, о наличии
Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
Мировые религии отвечают ряду требований: объединение крупной общности
Мировые религии отвечают ряду требований: объединение крупной общности
Тема 4. Индуизм
Тема 4. Индуизм
Тема 4. Индуизм
Тема 4. Индуизм
Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии,
Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии,
Тема 4. Индуизм
Тема 4. Индуизм
Тема 4. Индуизм
Тема 4. Индуизм
Тема 4. Индуизм
Тема 4. Индуизм
Тема 5. Буддизм
Тема 5. Буддизм
Тема 5. Буддизм
Тема 5. Буддизм
Тема 5. Буддизм
Тема 5. Буддизм
Тема 5. Буддизм
Тема 5. Буддизм
Тема 5. Буддизм
Тема 5. Буддизм
Тема 6. Даосизм
Тема 6. Даосизм
Тема 6. Даосизм
Тема 6. Даосизм
Тема 6. Даосизм
Тема 6. Даосизм
Чжуан цзы – один из величайших учителей даосизма
Чжуан цзы – один из величайших учителей даосизма
Тема 6. Даосизм
Тема 6. Даосизм
Тема 7. Конфуцианство
Тема 7. Конфуцианство
Тема 7. Конфуцианство
Тема 7. Конфуцианство
Тема 7. Конфуцианство
Тема 7. Конфуцианство
«Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли
«Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли
Тема 7. Конфуцианство
Тема 7. Конфуцианство
Тема 8. История иудаизма
Тема 8. История иудаизма
Тема 8. История иудаизма
Тема 8. История иудаизма
Согласно Библии Авраам был первым, кто признал духовную природу
Согласно Библии Авраам был первым, кто признал духовную природу
Во II в
Во II в
Тема 8. История иудаизма
Тема 8. История иудаизма
Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту
Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту
Тема 9. Возникновение христианства
Тема 9. Возникновение христианства
Тема 9. Возникновение христианства
Тема 9. Возникновение христианства
Тема 9. Возникновение христианства
Тема 9. Возникновение христианства
Тема 9. Возникновение христианства
Тема 9. Возникновение христианства
Тема 9. Возникновение христианства
Тема 9. Возникновение христианства
Тема 9. Возникновение христианства
Тема 9. Возникновение христианства
Апологетика – раздел теологии, посвященный рациональной защите
Апологетика – раздел теологии, посвященный рациональной защите
Патристика (лат
Патристика (лат
Тема 10
Тема 10
Тема 10
Тема 10
Тема 10
Тема 10
Тема 10
Тема 10
Догмат об иконопочитании:
Догмат об иконопочитании:
Тема 11
Тема 11
Тема 11
Тема 11
Тема 11
Тема 11
Тема 12
Тема 12
Тема 12
Тема 12
Тема 12
Тема 12
Тема 13
Тема 13
Тема 13
Тема 13
Тема 13
Тема 13
Тема 14
Тема 14
Тема 14
Тема 14
Тема 14
Тема 14
Тема 14
Тема 14
Тема 15
Тема 15
Старообрядчество – порождение Раскола между концепцией патриарха
Старообрядчество – порождение Раскола между концепцией патриарха
Тема 16
Тема 16
Тема 16
Тема 16
Слайды из презентации «История религии» к уроку религии и этики на тему «Религия»

Автор: Кирко. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «История религии.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 1853 КБ.

Скачать презентацию

История религии

содержание презентации «История религии.ppt»
СлайдТекст
1 Сибирский федеральный университет

Сибирский федеральный университет

Факультет искусствоведения и культурологии Кафедра культурологии

Красноярск, 2008

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

2 История религии

История религии

Укрупненная группа 030000 «Гуманитарные науки» Направление 031200.62 «Культурология» Факультет искусствоведения и культурологии Кафедра культурологии

Н. П. Копцева

Красноярск, 2008

3 УДК 26 ББК 86

УДК 26 ББК 86

2 К55 Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «История религии» подготовлен в рамках инновационной образовательной программы «Формирование инновационных научно-образовательных и кадровых ресурсов для социально-культурного освоения территорий Сибири на базе научно-образовательного комплекса “Креативные технологии культуры и искусства”», реализованной в ФГОУ ВПО СФУ в 2007 г. Рецензенты: Красноярский краевой фонд науки; Экспертная комиссия СФУ по подготовке учебно-методических комплексов дисциплин Копцева, Н. П. К55 История религии. Презентационные материалы. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : наглядное пособие / Н. П. Копцева. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. – (История религии : УМКД № 35-2007 / рук. творч. коллектива Н. П. Копцева). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования : Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти ; 3 Мб свободного дискового пространства ; привод DVD ; операционная система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит) ; Microsoft PowerPoint 2003 или выше. ISBN 978-5-7638-1050-9 (комплекса) ISBN 978-5-7638-0958-9 (пособия) Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320802375 от 21.11.2008 г. (комплекса) Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320802374 от 21.11.2008 г. (пособия) Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «История религии», включающего учебную программу, конспект лекций, методические указания по самостоятельной работе, методические указания к семинарским и практическим занятиям, контрольно-измерительные материалы «История религии. Банк тестовых заданий». Представлена презентация (в виде слайдов) теоретического курса «История религии». Предназначено для студентов направления подготовки бакалавров 031400.62 «Культурология» укрупненной группы 030000 «Гуманитарные науки». © Сибирский федеральный университет, 2008 Рекомендовано к изданию Инновационно-методическим управлением СФУ Разработка и оформление электронного образовательного ресурса: Центр технологий электронного обучения информационно-аналитического департамента СФУ; лаборатория по разработке мультимедийных электронных образовательных ресурсов при КрЦНИТ Содержимое ресурса охраняется законом об авторском праве. Несанкционированное копирование и использование данного продукта запрещается. Встречающиеся названия программного обеспечения, изделий, устройств или систем могут являться зарегистрированными товарными знаками тех или иных фирм. Подп. к использованию 01.09.2008 Объем 3 Мб Красноярск: СФУ, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79.

4 Оглавление

Оглавление

Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения Тема 2. Предмет и методы истории религии Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры Тема 4. Индуизм Тема 5. Буддизм Тема 6. Даосизм Тема 7. Конфуцианство Тема 8. История иудаизма Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства

История религии

4

5 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

Красноярск, 2008

6 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

Религиоведение как наука – это система научных дисциплин: психологии религии, социологии религии, феноменологии религии и философии религии.

История религии

6

7 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

Макс Мюллер

Фридрих Шлейермахер

Карл Маркс

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

История религии

7

8 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

В «Лекциях по философии религии» Г. В. Ф. Гегеля была сформулирована задача философии религии – изучение сущности религии. Религия определяется Гегелем как «последняя и наивысшая сфера человеческого сознания, будь то мнение, воля, представление, знание или познание; она есть абсолютный результат, та область, в которую человек вступает, как в область абсолютной истины».

История религии

8

9 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

Фридрих Шлейермахер раскрывает особенности религии, исходя из того, что человек способен постичь религию, если он сам является верующим или знаком с ней по опыту: только при таких условиях возможно понять сущность религии. В трактате «Речи о религии» (1799) он называет ее, наряду с философией и моралью, основной сферой бытия и формулирует задачу точно определить особенности религии по сравнению с другими сферами. Хорошо известно его определение сущности религии как интуиции и чувства универсальности, он отделяет религию от других областей культуры и указывает на ее своеобразие.

История религии

9

10 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

В книгах Макса Мюллера к анализу религиозных феноменов впервые применен сравнительный метод. Рассматривая развитие религии по аналогии с развитием языка и мышления, автор справедливо отмечает их генетическую связь и исходя из нее строит свое исследование на огромном историческом материале.

История религии

10

11 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

В работе «К критике гегелевской философии права» (1844) Карл Маркс утверждает, что человек создал религию, а не религия создала человека. Великий немецкий мыслитель усматривал причину создания человеком религии в отчужденности социальной системы. Человек – это не абстрактное существо, скрывшееся за пределами мира, он есть весь человеческий мир, государство, общество. В отчужденном состоянии все это порождает религию – искаженное сознание мира.

История религии

11

12 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

Религия (лат. re-ligio – восстановление связи) – это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом. Абсолют (лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – философское понятие, выражающее всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенства, единство, вечность. Абсолют противостоит всякому относительному и безусловному существованию.

История религии

12

13 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

Язык религии – это язык Откровения, в котором абсолютное божество само раскрывает себя в образах и понятиях. Вера – признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

История религии

13

14 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

Знание – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

История религии

14

15 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

Конфессия (лат. «признание, исповедание») – определенная религия, конкретное вероисповедание, отдельное вероучение. Современная религия – это многоконфессиональный комплекс, набор множества (некоторые ученые насчитывают до 5000 различных религий и культов) религиозных вероучений.

История религии

15

16 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

Церковь (греч. kyriakon – дом Господний) – специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции: наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом; обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения; здание религиозной общины.

История религии

16

17 Тема 1. Религиоведение как наука

Тема 1. Религиоведение как наука

Основные понятия современного религиоведения.

Культ (лат. «уход, почитание») – форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением и направленных на сферу сакрального. Направленность и значение культа могут существенно отличаться в различных типах религии, но сущность культового действия всегда сохраняется неизменной – возможность прямого обращения к священному, вера в возможность быть услышанным «небом».

История религии

17

18 Тема 2. Предмет и методы истории религии

Тема 2. Предмет и методы истории религии

Красноярск, 2008

19 История религии как составная часть религиоведения дает картину

История религии как составная часть религиоведения дает картину

изменяющегося во времени мира религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в их конкретных формах, накапливает и сохраняет информацию о существовавших и существующих религиях.

Тема 2. Предмет и методы истории религии

История религии

19

20 Методы истории религии:

Методы истории религии:

Типологический анализ; сравнительный анализ; генетический анализ; каузальный анализ; структурно-функциональный анализ; системный анализ.

Тема 2. Предмет и методы истории религии

История религии

20

21 Тема 2. Предмет и методы истории религии

Тема 2. Предмет и методы истории религии

Уильям Джонс (1746–1794), сравнивая санскрит с классическими европейскими языками, обнаружил у них сходство и сделал вывод, что они принадлежат к одной языковой семье. Затем его вывод был расширен и общие черты были обнаружены в индийской, греческой и римской мифологиях.

История религии

21

22 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

Красноярск, 2008

23 Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований

Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований

можно выделить следующие подходы: эволюционный; морфологический; по характеру происхождения, распространения и влияния; по характеру отношения; статистический; генеалогический.

Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

История религии

23

24 В зависимости от объекта поклонения религии делят: на монотеизм

В зависимости от объекта поклонения религии делят: на монотеизм

(единобожие); политеизм (многобожие); генотеизм («однобожие», т. е. религии с иерархией богов и верховным Богом); атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, сайентология); супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический космизм).

Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

История религии

24

25 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

Влиятельным мыслителем-антропологом, определившим пути современной этнологии и социологии религии, считается Марсель Мосс (1872–1950), который в серии работ («Очерк о природе и функции жертвоприношения», «Набросок общей теории магии», «Молитва», «Коллективные представления и многообразие цивилизации», «Эссе об идее смерти» и др.) доказывает зависимость всего индивидуального, внутренне религиозного от строго очерченных правил, господствующих в обществе.

История религии

25

26 Фетишизм – это вера в сверхъестественные свойства некоторых

Фетишизм – это вера в сверхъестественные свойства некоторых

неодушевленных предметов.

Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

История религии

26

27 Анимизм – представления о населенности мира духами вещей, о наличии

Анимизм – представления о населенности мира духами вещей, о наличии

души у всех предметов.

Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

Э. Тайлор – автор концепции анимизма

История религии

27

28 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

Тотемизм – еще один типичный прием «религий человека». Это вера в тесную связь между какой-то группой людей и их «родственником», который может быть растением, животным или даже неодушевленным предметом, определенным животным или растением.

Аниматизм (от лат. animatus – одушевленный – термин Р. Маррет) – вера в стихийную безличную силу, которая воздействует на жизнь человека и при известных обстоятельствах тоже подвергается воздействию.

История религии

28

29 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

Магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность сверхчеловеческого влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью некоторых действий. Магия применялась тогда, когда была опасность для жизни. При строительстве лодки полинезийцы использовали магию, так как передвижение по морю было опасным, а при строительстве дома магия не применялась.

История религии

29

30 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

Шаманизм представляет собой древнейшую форму веры в духов, предполагающую в первую очередь анимизм, а также центрацию вокруг фигуры шамана – могущественного целителя и ясновидящего, способного общаться с духами, подчинять их своему влиянию и путешествовать по «иным» мирам.

История религии

30

31 Мировые религии отвечают ряду требований: объединение крупной общности

Мировые религии отвечают ряду требований: объединение крупной общности

людей; наличие последователей во многих странах; наличие последователей среди различных народов; мировая религия не может служить признаком национальной идентичности (к примеру, будучи русским, можно быть мусульманином и т. п., в то время как иудаизм подразумевает, что носитель конфессии является евреем).

Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры

История религии

31

32 Тема 4. Индуизм

Тема 4. Индуизм

Красноярск, 2008

33 Тема 4. Индуизм

Тема 4. Индуизм

Индуизм – общее духовное наследие народов Индии, ядром которого является санскритская культура, представляющая собой совокупность научных, философских, религиозно-мифологических, эстетических, социологических, правовых и этических знаний и норм.

История религии

33

34 Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии,

Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии,

Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии, являются Рама и Кришна.

Тема 4. Индуизм

Рама

Кришна

История религии

34

35 Тема 4. Индуизм

Тема 4. Индуизм

Шива являет единство многих аспектов. Его почитатели, шиваиты, считают, что разрушение должно обязательно предшествовать сотворению, следовательно, Шива участвует в мироздании и переменах.

История религии

35

36 Тема 4. Индуизм

Тема 4. Индуизм

В индуизме существует и целый ряд других богов, которым поклоняются в особых случаях или с особыми целями. Самый популярный из них – Ганеша, слоноголовый сын Шивы, которого следует умилостивить перед началом любого практического дела.

История религии

36

37 Тема 4. Индуизм

Тема 4. Индуизм

Шри Рамакришна (1836–1886) был бенгальским брахманом, храмовым жрецом и вдохновенным мистиком, чей духовный путь через йогу, тантризм, веданту, вишнуитский монотеизм, христианство и ислам никогда не уводил его далеко от веры в энергию женского творческого начала (шакти), которой он поклонялся как богине Кали.

Шри Рамакришна

История религии

37

38 Тема 5. Буддизм

Тема 5. Буддизм

Красноярск, 2008

39 Тема 5. Буддизм

Тема 5. Буддизм

В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из клана Шакьев, исчез и в мире появился Будда (Buddha) – Пробужденный, Просветленный (санскритский корень buddh тот же самый, что и в русских словах «будить», «пробуждаться»).

История религии

39

40 Тема 5. Буддизм

Тема 5. Буддизм

Отныне Будды больше не было в мире и мира не было для Будды. Он погрузился в состояние, которое не может быть ни описано, ни представлено. Можно лишь сказать, что в нем не было места страданию, которое заменило высшее блаженство.

История религии

40

41 Тема 5. Буддизм

Тема 5. Буддизм

Учение о карме является доктринальным стержнем буддизма. Само слово «карма» может быть переведено как «дело», «действие» (и никоим образом не как «судьба» или «участь», как иногда считают).

История религии

41

42 Тема 5. Буддизм

Тема 5. Буддизм

Мир буддийской космологии – это психокосм, т. е. мир, уже отраженный в сознании человека и таким образом включенный в его сознание или, если точнее, в образующий его дхармический поток, ставший как бы частью того, что можно назвать «личностью».

История религии

42

43 Тема 6. Даосизм

Тема 6. Даосизм

Красноярск, 2008

44 Тема 6. Даосизм

Тема 6. Даосизм

Даосизм – философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных «трех учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии.

Лао цзы – основатель даосизма

История религии

44

45 Тема 6. Даосизм

Тема 6. Даосизм

Главный даосский трактат «Дао дэ цзин»

История религии

45

46 Чжуан цзы – один из величайших учителей даосизма

Чжуан цзы – один из величайших учителей даосизма

Тема 6. Даосизм

История религии

46

47 Тема 6. Даосизм

Тема 6. Даосизм

История религии

47

48 Тема 7. Конфуцианство

Тема 7. Конфуцианство

Красноярск, 2008

49 Тема 7. Конфуцианство

Тема 7. Конфуцианство

Конфуцианство (кит. жу [цзя/цзяо] — «(учение) школы ученых-интеллектуалов») – древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже VI–V вв. до н. э.

Конфуций

История религии

49

50 Тема 7. Конфуцианство

Тема 7. Конфуцианство

Соблюдение этико-ритуальной нормы Ли Конфуций сделал также высшим гносео-праксиологическим принципом: «Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее Ли».

«Лунь юй» – канон конфуцианства

История религии

50

51 «Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли

«Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли

«Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений». Конфуций.

Тема 7. Конфуцианство

История религии

51

52 Тема 7. Конфуцианство

Тема 7. Конфуцианство

Во II в. до н. э., в эпоху Хань, Конфуций был признан «некоронованным царем», или «подлинным властелином» (су ван).

Памятник Конфуцию

История религии

52

53 Тема 8. История иудаизма

Тема 8. История иудаизма

Красноярск, 2008

54 Тема 8. История иудаизма

Тема 8. История иудаизма

Иудаизм – религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 г. до н. э., чтобы отличить свою религию от греческой.

История религии

54

55 Согласно Библии Авраам был первым, кто признал духовную природу

Согласно Библии Авраам был первым, кто признал духовную природу

единственного Бога.

Тема 8. История иудаизма

Праотец Авраам

История религии

55

56 Во II в

Во II в

Во II в. до н. э. в иудаизме оформились две группировки – саддукеи и фарисеи. Саддукеи принадлежали к священству и знати; они служили опорой священнической династии Цадокидов и, возможно, названы по имени ее основателя Цадока. Фарисеи, представлявшие средние слои общества и действовавшие в согласии с традицией книжников, пытались ограничить влияние саддукеев и оспаривали их решения.

Тема 8. История иудаизма

История религии

56

57 Тема 8. История иудаизма

Тема 8. История иудаизма

Талмуд состоит из двух частей. Первая часть — Мишна, произведение таннаев, редакцию которой осуществил Иуда ха-Наси («Иуда-князь»); вторая — Гемара («завершение»), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал — Агада («сказание», «повествование»).

Вавилонский Талмуд

История религии

57

58 Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту

Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту

Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един». Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий». Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром, единственным, как и он сам.

Тема 8. История иудаизма

История религии

58

59 Тема 9. Возникновение христианства

Тема 9. Возникновение христианства

Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства.

Красноярск, 2008

60 Тема 9. Возникновение христианства

Тема 9. Возникновение христианства

Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства.

Фигура Иисуса Христа стала предметом обсуждения и в исторической науке, которую интересовали и продолжают интересовать прежде всего две проблемы: 1) вопрос о реальном содержании евангельской истории, т. е. был ли Иисус Христос исторической личностью; 2) вопрос об образе Иисуса Христа в раннехристианском сознании (каков смысл этого образа и каковы его истоки?). Эти проблемы оказались в центре дискуссий двух научных направлений, возникших еще в XVIII в., — мифологического и исторического.

История религии

60

61 Тема 9. Возникновение христианства

Тема 9. Возникновение христианства

Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства.

Представители исторической школы (Г. Реймарус, Э. Ренан, Ф. Бауэр, Д.Штраус и др.) считали, что евангельский рассказ имеет определенную реальную основу, которая со временем, однако, все более мифологизировалась, и Иисус Христос из реального человека (проповедника и вероучителя) постепенно превращался в сверхъестественную личность.

Э. Ренан – один из основателей исторической школы

История религии

61

62 Тема 9. Возникновение христианства

Тема 9. Возникновение христианства

Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства.

Мифологическое направление (Ш. Дюпюи, К. Вольней, А. Древе и др.) полностью отрицало реальность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривало его исключительно как факт мифологии.

К. Вольней – один из основателей мифологической школы

История религии

62

63 Тема 9. Возникновение христианства

Тема 9. Возникновение христианства

Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства.

Первоначально последователи галилейского проповедника Иошуа (Иисуса) составляли небольшую группу, одну из многих, существовавших в Палестине в I в. н. э. Непосредственными их предшественниками были кумранские ессеи и Иоанн Креститель, о котором, кроме евангелий, рассказывается и в "Иудейских древностях" Иосифа Флавия.

Иоанн Креститель

История религии

63

64 Тема 9. Возникновение христианства

Тема 9. Возникновение христианства

Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства.

Проповедь апостола Павла открыла дорогу в христианские общины самым широким слоям неиудеев. Он выступил против соблюдения Закона — всеохватывающей системы заповедей и запретов: абсолютная благость Божества несравнима с человеческими деяниями, и людям остается лишь надеяться на прощение божье.

Апостол Павел

История религии

64

65 Апологетика – раздел теологии, посвященный рациональной защите

Апологетика – раздел теологии, посвященный рациональной защите

истинности христианского вероучения. Греческим словом apologia (защита) первоначально называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому термин «апологеты» закрепился за христианскими писателями II–III вв., которые в своих «апологиях», обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства.

Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства

История религии

65

66 Патристика (лат

Патристика (лат

«отец») – традиционно – одна из богословских дисциплин, имеющая своим предметом изучение творений св. Отцов Церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.

Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства

История религии

66

67 Тема 10

Тема 10

Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения.

Красноярск, 2008

68 Тема 10

Тема 10

Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения.

Одним из важных событий правления Константина (306—337) был так называемый Миланский эдикт 313 г., даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. В дальнейшем Константин оказывал христианам особое покровительство. Из гонимого учения христианство становилось государственной религией, из «церкви борющейся» — «церковью торжествующей».

История религии

68

69 Тема 10

Тема 10

Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения.

Вселенские соборы – в христианском богословии, теории и обрядово-культовых практиках (изложение М. И. Горчакова) – чрезвычайное «собрание пастырей и учителей Церкви, по возможности, со всей вселенной» или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных (автокефальных) церквей.

Первый Вселенский собор В. И. Суриков

История религии

69

70 Тема 10

Тема 10

Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения.

Царствование императора Юстиниана (527–565 гг.) означает последнюю попытку сохранить единство римской «вселенной», завершение и высшую точку того мира, в котором умирающая «античность» вступила в союз с христианством.

Юстиниан Великий

История религии

70

71 Догмат об иконопочитании:

Догмат об иконопочитании:

Тема 10. Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения

«Не веществу поклоняюсь, но Творцу вещества, ставшему вещественным мене ради и через вещество соделавшему мое спасение; и не перестану почитать вещество, через которое совершено мое спасение».

История религии

71

72 Тема 11

Тема 11

Католицизм.

Красноярск, 2008

73 Тема 11

Тема 11

Католицизм.

Папство – богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий римского папу главой всей католической церкви. В римско-католической церкви папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Иоанн Павел II

История религии

73

74 Тема 11

Тема 11

Католицизм.

Католические ордена – постоянные, утвержденные Римским папой сообщества мужчин или женщин, члены которого приносят торжественные обеты бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к совершенной жизни во исполнение общего устава.

Франциск Ассизский – основатель ордена францисканцев

История религии

74

75 Тема 12

Тема 12

Протестантизм.

Красноярск, 2008

76 Тема 12

Тема 12

Протестантизм.

31 октября 1517 г. молодой августинский монах Мартин Лютер (1483–1546), профессор теологии в недавно основанном Виттенбергском университете, вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов, которые он намеревался защищать на публичном диспуте. Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой всем тем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики св. Петра в Риме.

Мартин Лютер

История религии

76

77 Тема 12

Тема 12

Протестантизм.

Жан Кальвин разработал социальную доктрину протестантизма. При нем Реформация обрела «второе дыхание».

История религии

77

78 Тема 13

Тема 13

История ислама и специфика исламской культуры.

Красноярск, 2008

79 Тема 13

Тема 13

История ислама и специфика исламской культуры.

Мухаммад, основатель ислама, признанный посланником и пророком Аллаха, сыграл огромную роль в становлении этой религии. Датой основания ислама считается 622 г., ознаменовавшийся переселением пророка Мухаммада из его родного города Мекки в Медину.

Н. Рерих. Магомет на горе Хира

История религии

79

80 Тема 13

Тема 13

История ислама и специфика исламской культуры.

Коран (араб. «чтение вслух, наизусть»; под влиянием сирийск. «кериана» – «чтение священного текста», «назидание») – главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме «пророческих откровений», главным образом в Мекке и Медине между 610 и 632 г.г.

История религии

80

81 Тема 14

Тема 14

Возникновение православия. Основные православные церкви.

Красноярск, 2008

82 Тема 14

Тема 14

Возникновение православия. Основные православные церкви.

Православие – славянский эквивалент ортодоксии (греч. «правильное знание»). Термин впервые употребляется во II в. в противоположность гетеродоксии (греч. «заблуждение еретиков»).

История религии

82

83 Тема 14

Тема 14

Возникновение православия. Основные православные церкви.

Сегодня православие – наряду с католичеством и протестантством – одна из основных христианских конфессий, объединяющая более 150 млн верующих из 9 патриархатов (Константинопольский, Александрийский, Антиохский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский), трех автокефальных архиепископий (Кипрская, Албанская и Элладская) и трех митрополий (Польская, Чехословацкая, Американская). Также существует множество православных расколов, не входящих в каноническое единство Восточных Церквей.

История религии

83

84 Тема 14

Тема 14

Возникновение православия. Основные православные церкви.

Важнейшими постулатами вероучения Православия являются догматы: триединства Бога, Боговоплощения, Искупления, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа. Формально считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.

История религии

84

85 Тема 15

Тема 15

Специфика русского православия. Старообрядчество.

Красноярск, 2008

86 Старообрядчество – порождение Раскола между концепцией патриарха

Старообрядчество – порождение Раскола между концепцией патриарха

Никона и приверженцев «старых обрядов» во главе с протопопом Аввакумом.

Тема 15. Специфика русского православия. Старообрядчество

Протопоп Аввакум

История религии

86

87 Тема 16

Тема 16

Современные религиозные движения.

Красноярск, 2008

88 Тема 16

Тема 16

Современные религиозные движения.

Книга Мормонов

Всемирный центр Бахаи

Церковь пятидесятников

Кришнаиты

История религии

88

«История религии»
http://900igr.net/prezentatsii/religii-i-etika/Istorija-religii/Istorija-religii.html
cсылка на страницу
Урок

Религия и этика

22 темы
Слайды
Презентация: История религии.ppt | Тема: Религия | Урок: Религия и этика | Вид: Слайды